Cовершенствованию действующего законодательства в области лицензирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 19:34, реферат

Описание работы

Объектом исследования данной работы, является деятельность Лицензионной палаты Красноярского края, законодательство Российской Федерации в области лицензирования.
Цель данной работы, выработать предложения по совершенствованию действующего законодательства в области лицензирования.
В связи с вышеизложенным, тема данной работы, на наш взгляд, представляет не только практический, но и теоретический интерес.

Содержание

Введение ________________________________________________________
2 Правовое регулирование лицензирования. Общая характеристика лицензируемых видов деятельности __________________________________4

Заключение______________________________________________________ 12

Библиографический список_________________________________________14

Работа содержит 1 файл

реферат по ОПД.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение ________________________________________________________ 2 Правовое регулирование  лицензирования. Общая характеристика лицензируемых видов деятельности __________________________________4

Заключение______________________________________________________ 12

Библиографический список_________________________________________14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   В условиях стремительного развития рыночных отношений одной из главных и  приоритетных целей государства является обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья людей, проживающих в Российской Федерации.

   Лицензирование  представляет собой одно из средств государственного регулирования предпринимательской деятельности.

   Тема  посвященная лицензированию отдельных видов деятельности в нашей стране в настоящее время, как никогда актуальна.

   Об  этом свидетельствует и то, что  в последнее время законодатель пытается совершенствовать существующее законодательство о лицензировании посредством принятия новых законодательных актов. Так, примерами могут послужить принятый Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" №128 от 08.08.01г., Постановление Правительства РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" №135 от 30.02.02г.

   Государство посредством выдачи лицензий выполняет  контрольные функции по отношению  к участникам предпринимательской  деятельности в условиях рынка.

   Это затрагивает интересы многих миллионов людей как занимающихся предпринимательством, так и пользующихся результатами их труда.

   Согласно  ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»  №128 от 08.08.01г. Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензии, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих требований и условий.

   Эти действия объединены общим субъектом (лицензирующие органы) и предметом (лицензия)

   Немало  важен и тот момент, что существует лишь незначительное количество научной литературы по данной теме, особенно работ комплексного характера. В основном – статьи в периодических изданиях посвящены лицензированию конкретных видов деятельности.

   Объектом  исследования данной работы, является деятельность Лицензионной палаты Красноярского  края, законодательство Российской Федерации  в области лицензирования.

   Цель  данной работы, выработать предложения по совершенствованию действующего законодательства в области лицензирования.

   В связи с вышеизложенным, тема данной работы, на наш взгляд, представляет не только практический, но и теоретический  интерес.  

       1 Правовое регулирование лицензирования. Общая характеристика лицензируемых видов деятельности.

   Принятие  Конституции РФ коренным образом  изменило подход государства к правовому  регулированию экономических отношений  в условиях рынка, в том числе  к лицензированию отдельных видов деятельности. Так, в соответствии со ст. 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Ограничение этого права, согласно ст. 55 Конституции, допустимо только федеральными законами при условии, что это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

   Таким образом, по мысли законодателя лицензирование как средство ограничения свободы предпринимательской деятельности, необходимо для защиты публичных интересов населения страны.

   В российском законодательстве о лицензировании на различных этапах его развития лицензия рассматривалась как:  

   1) документ (п. 1 Порядка ведения лицензионной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 года № 1418[1]);  

   2) право (ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных  видов деятельности" №158 от 25.09.98г.);  

   3) юридический факт в форме соответствующего решения (ч. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ).  

   Федеральный закон « О лицензировании отдельных  видов деятельности» №128 от 08.08.01г. отдает предпочтение последнему варианту, согласно которого лицензией считается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

   Одним из недостатков федерального закона является то, что в нем прямо не указаны цели. Думается цели данного федерального закона можно выявить из статьи 4, которая определяет критерии лицензируемых видов деятельности. Таким образом, цель лицензирования отдельных видов деятельности проявляется в защите: законных интересов, здоровья граждан, культурного наследия народов Российской Федерации, обороны и безопасности государства.

   Поскольку лицензирование как разрешительная деятельность содержит элементы ограничения  прав и свобод граждан при осуществлении  ими предпринимательской и иной экономической деятельности, правовое регулирование такой деятельности должно осуществляться только на основании федеральных законов. Таким образом, после введения в действие Конституции РФ указы Президента РФ, постановления Совета Министров (Правительства) РФ и нормативные акты субъектов Федерации, регулирующие разрешительную систему лицензирования отдельных видов деятельности участников рыночных отношений, должны признаваться недействительными как незаконно ограничивающие права граждан и противоречащие Конституции РФ.

   Фактически, на дату принятия Конституции в России действовало около двадцати федеральных  законов, устанавливавших перечни  и некоторые особенности лицензирования отдельных видов деятельности (например, "О банках и банковской деятельности", "О медицинском страховании в Российской Федерации", "О недрах", "О средствах массовой информации"). Только они соответствовали Конституции и могли применяться на всей территории России без каких-либо ограничений.

   Однако  нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и исполнительных органов субъектов Федерации не только не были отменены, но и активно применялись исполнительными органами власти. Более того, после принятия Конституции перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, расширился в связи с принятием новых подзаконных актов.

   Таким образом, с принятием Конституции  наметились, некоторые проблемы в  правовом регулировании института  лицензирования. Причиной стало повсеместное неисполнение органами исполнительной власти и их должностными лицами действующего законодательства.

   Кроме того, поскольку определение видов  деятельности, на осуществление которых  требуется лицензия, относится к характеристике правоспособности участников рыночных отношений и в силу этого является институтом гражданского права, его регулирование в соответствии со ст. 71 Конституции отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации посредством принятия федеральных законов. Это еще одно подтверждение того, что установление перечней видов деятельности, подлежащих лицензированию, должно осуществляться только на основании федеральных законов.

   Частично  данная позиция выражена в некоторых  документах высших судебных органов: так, Президиум Верховного Суда РФ в постановлении  от 5 февраля 1997 года №347 указал, что признание судом права субъекта Российской Федерации на введение лицензирования отдельного вида деятельности, не предусмотренного к лицензированию законодательными актами Российской Федерации, противоречит действующему законодательству[2]. А Судебная коллегия Верховного Суда своим определением №121 от 12.09.97г. признала незаконность постановления и. о. губернатора Нижегородской области от 14 июля 1997 года № 174 "Об упорядочении деятельности по сбору, временному складированию, перемещению отходов (в том числе лома) металлов и их сплавов на территории Нижегородской области", которым вводилось лицензирование этой деятельности, указав, что определение перечня лицензируемых задов деятельности, относящихся к предмету ведения гражданского законодательства, является вопросом исключительно компетенции Российской Федерации, а не ее субъектов[3].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Таким образом, можно сделать вывод, что  высшие органы судебной власти едины  во мнении о незаконности нормативных актов органов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, как принятых с превышением полномочий и нарушением федерального законодательства. Данная позиция соответствует ст. 49 ГК РФ.

   В связи с этим назрела необходимость  принятия федерального закона, который  бы установил перечень лицензируемых  видов деятельности и порядок  предоставления лицензии.

   Результатом стало принятие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» №158 от 25.09.98г.

   Он закрепил перечень, который включил в себя 211 видов деятельности (с учетом дополнений, внесенных Федеральным законом 26 ноября 1998 года №178-ФЗ), на осуществление которых требуются лицензии.  

   В настоящее время основным нормативным актом, устанавливающим перечень лицензируемых видов деятельности и регулирующим порядок предоставления лицензии является, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128 от 08.08.01г., он в целом похож на своего предшественника, но все же наблюдаются и серьёзные различия.

   Проведем сравнительный анализ Федеральных законов «О лицензировании отдельных видов деятельности» №158 от 25.09.98 г. и №128 от 08.08.01 г.

   Анализируя  эти законы, необходимо отметить, что с момента вступления в силу Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.12.98 №158-ФЗ Правительством Российской Федерации принято лишь несколько положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Новый закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в значительной степени меняет ранее принятую концепцию лицензирования, он во многом упрощает процедуру выдачу лицензии, делая её более доступной. Более подробно об этом будет сказано ниже.

   Одним из существенных отличий Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128 от 08.08.01г. от Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» №158 от 25.12.98 является то, что в нём существенно сокращён перечень лицензируемых видов деятельности. Например, исключены из перечня лицензируемых видов деятельности такие виды как, деятельность по социальному обслуживанию населения; риэлтерская деятельность; деятельность по распространению семян; деятельность по содействию занятости населения; деятельность по оказанию ритуальных услуг; деятельность по эксплуатации автозаправочной станций; деятельность по торговле транспортными средствами и номерными агрегатами; деятельность ломбардов. 

   Тем самым исключена прежняя норма, в соответствии с которой лицензированию подлежали не только виды деятельности, непосредственно указанные в тексте закона, но и те из них, лицензирование которых устанавливалось другими федеральными законами.  

   Как утверждается в пояснительной записке, к данному федеральному закону, критерием такого сокращения является то, что другие виды деятельности в достаточной степени регулируются иными методами.

   Если  говорить об основах организации  лицензирования в Российской Федерации, то они подвергались в новом законе существенным изменениям. Предыдущим законом было предусмотрено, что полномочия Российской Федерации в сфере лицензирования осуществляют в рамках своей компетенции Президент и Правительство Российской Федерации. Отныне согласно ст. 5 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128 от 08.08.01г. эти полномочия предоставлены только Правительству.

   Положительным моментом следует считать представление  лицензирующему органу права не требовать  от соискателя лицензии представления  справок, заключений и иных документов других органов, учреждений и организаций, содержащих экспертную оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Информация о работе Cовершенствованию действующего законодательства в области лицензирования