Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:02, курсовая работа
целью работы является рассмотрение степени участия государства в строительстве современной цивилизованной рыночной системы.
Задачи работы:
- рассмотреть функции государства в современной рыночной экономике;
- изучить реальные способы воздействия государства на рынок.
Введение……………………………………………………………...
3
1. Роль и функции государства в рыночной экономке……………
5
1.1 Причины государственного вмешательства в экономику…….
5
1.2 Функции государства в построении рыночных отношений…..
6
2. Способы влияния государства на рынок………………………...
11
2.1 Методы государственного регулирования рыночных отношений…………………………………………………………………..
11
2.2 «Формула» цивилизованного рынка……………………………
21
Заключение…………………………………………………………
28
Список литературы…………………………………………………
30
Рыночный механизм не в соответствии гарантировать всем членам общества достаточное количество пищи и одежды, крышу над головой, образование и медицинскую помощь. Рыночная экономика вознаграждает тех, чей более производительный труд создает больший «кусок экономического пирога». Люди, обладающие большим количеством ресурсов или более производительными ресурсами, как правило, больше зарабатывают, потому что больше производят. Это значит, что рыночная экономика распределяет малую часть прибыли (если вообще распределяет) среди людей, неспособных внести вклад в национальное производство. В результате такие категории населения, как пенсионеры, инвалиды, сироты оказываются без достаточных социально экономических гарантий.
Объектами социальной защиты, являются основные показатели уровня жизни населения - доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.д. Конкретные формы социальной защищенности многообразны. К ним относятся: минимальная оплата труда; пенсии, пособия, стипендии, индексация доходов в условиях инфляции; компенсация потерь от стихийных бедствий, частичная компенсация потерь сбережения населения; медицинское страхование; защита условий труда; социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов, оказание медицинских услуг;
Многие экономисты считают, что участие государства в перераспределении доходов позволяет добиться справедливости. Но реализация политики, направленной на более справедливое распределение доходов, порой приводит к искажению стимулов труду, изменению поведения людей и снижению эффективности использования ресурсов [7].
7. Участие в хозяйственной деятельности.
Государство участвует в рыночной экономике не только в качестве арбитра и менеджера, крупнейшего производителя и потребителя товаров и услуг. В качестве потребителя государство приобретает товары и услуги специфического назначения, например, военные самолеты, танки, боевые корабли и другое оборудование, необходимое для осуществления национальной обороны. В качестве производителя - предоставляет обществу так называемые общественные блага и услуги (например, здравоохранение, национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и прочие), поскольку к их производству безразличен рынок [11].
Рассмотрим разницу между товарами и услугами индивидуального и общественного потребления. Порция мороженого - пример индивидуального продукта, каждая произведенная единица которого может быть оценена и продана конкретному потребителю и не может быть использована бесплатно третьими лицами. Совершая покупку таких товаров и услуг, вы и другие потребители делаете выгодным производство и реализацию мороженого и другой продукции. Механизмы рынка и цен обслуживают производство, обращение и потребление индивидуальных благ.
Теперь рассмотрим общественный продукт, то есть то, что при условии наличия доступно каждому гражданину без дополнительных затрат. Общественные товары и услуги - дороги, пожарная охрана, правоохранительные органы, национальная оборона - служат большому количеству людей и не производятся в рамках частного предпринимательства. Как только государство вводит в действие систему обороны страны, ничто не мешает всем гражданам пользоваться ее благами, независимо от того, готовы они оплатить эту услугу или нет. Рыночное предложение общественных благ, приносящих пользу всем потребителям, недостаточно или совсем отсутствует, поскольку особенности потребления этих благ таковы, что частным фирмам просто невыгодно их производить, так как часть потребителей, не желающих платить за услугу, не будет исключена из потребления блага. Потребность общества в общественно полезных благах велика, и государство берет на себя роль производителя общественных товаров и услуг, замещая собой частный бизнес, а затраты на их производство финансируются за счет налогов, законодательным путем взимаемых со всех граждан.
Лишь немногие товары являются чисто общественными или служат только для индивидуального потребления. Где же пролегает граница между теми товарами и услугами, которые обеспечивает государство, и теми, которые производятся частным сектором? На этот вопрос нет простого ответа. Некоторые частные товары и услуги поставляются и частным компаниями, и государством. Например, государственные органы обеспечивают граждан услугами охраны общественного порядка, однако многие частные компании также предлагают услуги служб безопасности. В условиях современного рынка правительства многих стран через приватизацию государственного имущества отказались от предоставления услуг, прежде находившихся в их ведении [6].
2.2 «Формула» цивилизованного рынка
Современная экономическая мысль, признавая невозможность автоматического функционирования "свободного рыночного хозяйства", соответственно признает и необходимость в той или иной степени государственного вмешательства в экономику. Однако сам рынок, как воплощение свободной конкуренции и частной собственности, считается абсолютно необходимым и первостепенным условием эффективной экономики. Считается, что цены, ориентирующие на оптимальное распределение и использование инвестиций, ресурсов и т.д., могут быть установлены только с помощью рыночного механизма. А государство может лишь содействовать созданию нормальных условий ("честной игры") для его функционирования, следить за рыночным равновесием, время от времени, приходя ему на выручку. Рынок, таким образом, выступает как объективный механизм, определяющий истинную цену предлагаемых к обмену товаров и услуг [10].
С механизмом рынка, когда под воздействием спроса и предложения образуется "равновесная цена", мы сталкиваемся постоянно. Он нам хорошо знаком и понятен. Поэтому эти общие положения, эта "формула рынка", для большинства из нас выглядит вполне правдоподобно и убедительно. Нельзя не признать, что эта схема рыночного обмена действительно не лишена здравого смысла. Но нельзя и забывать, что здравый смысл, как бы он ни был нам симпатичен, доказательством истинности не является. Это не раз демонстрировала научная рациональность, опровергая многие общеочевидные и нелишенные здравого смысла вещи [14].
Могут ли ученые-экономисты предоставить нам что-нибудь более убедительное, чем житейский здравый смысл? Они предлагают "Теорию общего рыночного равновесия", использующую достаточно сложный математический аппарат для построения еще более сложных на вид моделей экономического обмена. Конечно, математика вещь довольно сложная для "кухарки", в роли которой в данном случае нам приходится выступать. Но с другой стороны, математика пользуется хорошей и по праву заслуженной репутацией. Ведь не даром говорят, что в любой науке самой науки ровно столько, сколько в ней математики. Однако и это всего лишь весьма распространенное заблуждение. В любой науке научности ровно столько, сколько в ней содержится фактов, подтвержденных опытом и практикой. И только потом уже идут обобщающие их теории, в том числе и посредством математических методов.
"Теория общего рыночного равновесия" - типичный пример абсолютно умозрительной теории. Она умозрительна не только, так сказать, по своему происхождению, но и, как бы абсурдно это не казалось, она умозрительна по своему применению. Во-первых, она является обобщением не практики, как положено для научной теории по определению, а обобщением и переложением на язык математики абстрактных идей о "совершенной конкуренции". Вот как описывает ее появление на свет известный и широко цитируемый экономист В.Леонтьев: "Центральная идея системы взглядов, ныне называемой классической экономической наукой, привлекла внимание двух математиков-инженеров Леона Вальраса и Вильфредо Парето, которые после значительного усовершенствования и уточнения перевели ее на строгий математический язык и назвали "теория общего равновесия".
Во-вторых, весь сложный математический аппарат этой теории служит лишь для доказательства теоретической возможности этого самого равновесия. "Действительно, Вальрас предложил нам картину системы в целом; но это весьма общая картина, и вряд ли она дает что-либо, кроме уверенности в том, что все как-нибудь само собой образуется" (Дж.Хикс). Эта теория не только с самого начала не предназначалась для какого-либо практического применения, не считая чисто идеологического, но она и не может быть применена. Вот как говорится о ней в одном из учебников: "То, что общее рыночное равновесие связывает миллионы неизвестных величин, каждая из которых определяется посредством остальных, - не трагедия. Никто не собирается ничего вычислять; важно убедиться, что все переменные сами себя определяют. Если решение есть, конкуренция найдет его".
Итак, теория утверждает, что "все как-нибудь само собой образуется". Но как? Согласно той же теории, если конкуренция "совершенная", то и образуется все самым совершенным образом. Но по признанию самих экономистов, такая конкуренция существует лишь на страницах учебников. Конечно, на то она и жизнь, чтобы быть несовершенной. Но дело в другом. Ученые-экономисты, постоянно толкуют о необходимости борьбы с различными пороками рынка: монополиями, олигополиями, торговыми барьерами и т.д. Однако никто из них за все это время даже не задался вопросом: а на сколько несовершенна реальная экономическая жизнь? Как на практике оценить и измерить степень этого несовершенства? Наконец, как реально выглядит результат этого пресловутого рыночного равновесия?
Деление мировой системы на "первый" и "третий" мир давно стало привычным. Но фактический материал в данном случае не столько подтверждает общеизвестное представление, сколько показывает, что это не просто условное деление на передовые и отстающие страны, между которыми нет непроходимой границы. Деление на два статистически четких класса, указывает на существование некоего барьера, без преодоления которого рынок не дает настоящих плодов в росте благосостояния и преодолеть который мало кому удается. Неслучайно это считается "чудом". Но чудес не бывает. Если мы припомним все случившиеся экономические чудеса, то обнаружится, что все они располагались по границам так называемого соцлагеря.
Экономисты рыночники отрицают наличие какого-либо барьера между "первым" и "третьим" миром, но они, конечно, не могут отрицать самого этого очевидного деления. Теоретическая "формула рынка", согласно которой свобода торговли и механизм рыночной саморегуляции ведут к установлению взаимовыгодного эквивалентного обмена, не может дать объяснение данного феномена. Различие в природных условиях также вряд ли может быть его причиной. Такое предположение настолько сомнительно, что практически никем не выдвигается. Ну и так как ничего другого не остается, для объяснения этого факта предлагаются различные теории, так или иначе опирающиеся на неоднородность человеческого фактора. То есть ответственность за плохую работу рынка с самого рыночного механизма и его теоретической формулы снимается и переносится на людей, застрявших на стадии "базара" только по своей собственной бестолковости или исторической и культурной несовместимости с принципами "цивилизованного" совершенного рынка.
Впрочем, не только поэтому, но еще и потому, что большинство из нас не так уж хорошо знакомо с основами статистики, да и не имеет привычки ею пользоваться хотя бы на уровне здравого смысла. Именно вследствие этого и становится возможным появление и широкое распространение теорий, основанных на общих и крайне натянутых умозаключениях. Без статистических данных и знаний люди быстро и без затруднений попадают в нехитрые сети правдоподобных рассуждений.
В данном случае, например, важно не то, что разные нации действительно имеют свои достоинства и недостатки, а то, какова же должна быть степень отличий между нациями, чтобы стать причиной разделения мира на две части. Степень эта, естественно, должна соответствовать степени отличия "первого" и "третьего" мира. Но пока мы просто говорим о делении мира на две какие-то формально не определенные части, неважно толи на передовую и отсталую, толи цивилизованную и нецивилизованную, толи модернизированную и традиционную и т.д., то нам просто не с чем сопоставлять.
Таким образом, нет никаких убедительных фактических оснований, позволяющих связывать качественный барьер, разделяющий страны на два класса, с качественными различиями в природных характеристиках их территорий или народов. С другой стороны, нет никаких оснований и для того, чтобы считать, что теоретическая формула рынка "совершенной конкуренции" гарантирует взаимовыгодный обмен не только в теории, но и на практике. Одним словом, естественно допустить хотя бы саму возможность неэквивалентного обмена и выяснить возможность классообразования в таком случае. Тогда, опираясь на фактические данные о распределении стран по уровню ВВП, можно попробовать определить реальную "формулу рынка", в соответствии с которой ведется экономический обмен, и узнать на практике, на сколько же несовершенен этот современный "несовершенный" рынок.
Допустим, что "рыночная стоимость" складывается в результате взаимодействия участников рынка, механизм спроса и предложения которого действительно способен идеальным способом определять "истинную ценность" предлагаемых к обмену товаров. Но с другой стороны, предположим, что реальный обмен определяется не только этой "истинной ценностью", но и разностью в положении, которое занимают на рынке участники обмена, разностью в их рангах. Допустим, что при этом эквивалентность обмена нарушается в пользу более сильного, то есть в пользу того, кто имеет более высокий ранг.
Мы получаем двухфакторную модель рыночного обмена. Первый - это фактор "совершенной конкуренции", содействующий, как и положено по рыночной теории, установлению равновесной цены. Второй - фактор рангового обмена, сдвигающий точку равновесия в сторону более сильного.
Результаты расчета методом случайных чисел на простейшей модели рынка с возможностью неэквивалентного обмена, позволяют наблюдать динамику и форму теоретического распределения участников рынка по "рыночной стоимости", которая складывается в результате их случайного взаимодействия на каждом этапе-итерации:
- на нулевом этапе, как начальное условие, берется нормальное распределение (рисунок 1).