Цикличность развития рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть цикличность развития экономики.
Задачи работы:
- определить цикличность экономического развития;
- рассмотреть экономический цикл и его фазы;
- проанализировать мировой экономический кризис 2008-2010. Положение РФ в данный период.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЦИКЛИЧНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Понятие цикличности и экономического роста и его типов
1.2. Теории экономических циклов
1.3. Государственное регулирование цикличности производства
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ И ЕГО ФАЗЫ
2.1. Общая характеристика цикла и его фазы
2.2. Типы экономических циклов
2.3. Особенности циклов в современных условиях
3. МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 2008-2010. ПОСЛЕКРИЗИСНОЕ РАЗВИТИЕ В РОССИИ.
3.1. Состояние экономики России в 2008-2010 году
3.2. Пути развития России после кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Цикличность развития экономики-1.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

     Инвестиции  в основной капитал выросли за год на 6%. Такой результат, во многом, был достигнут за счет инвестиций малых предприятий и благодаря  реализации госпроектов. Кроме того, шестипроцентный рост выглядит довольно скромно на фоне семнадцатипроцентного спада в 2009 году. Иностранные инвестиции продолжают сокращаться, а отечественный крупный бизнес, по всей видимости, еще не совсем оправился от шока. Вкладывать собственные средства он пока не рискует, а банковский кредит не всем доступен. Российское правительство в первые месяцы кризиса оказало существенную поддержку банковскому сектору и справедливо ожидало отдачи от него в виде кредитов реальному сектору. И хотя за год российские банки существенно нарастили ликвидность, однако, с их точки зрения, надежных заемщиков в экономике пока мало. Можно только надеяться, что в 2011 году произойдет прорыв в отношениях между банками и реальным сектором.

     На  потребительском рынке тоже наблюдался рост, но он пока не впечатляет. Увеличение объемов розничной торговли составило по сравнению с 2009 годом немногим более 4%. Население предпочитает накапливать, а не тратить. К тому же во второй половине года из-за засухи разогналась инфляция, что внесло еще большую нервозность в поведение потребителей. По этой причине доля непродовольственных товаров в расходах населения сохраняется на низком уровне.

     Промышленность  прибавила в объемах за год  более чем 8%. Это один из лучших результатов  за последнее десятилетие. Но, в данном случае, высокий темп роста в немалой степени был обеспечен фактором низкой базы. Многие отрасли обрабатывающего сектора по-прежнему существенно отстают от объемов производства и продаж докризисного периода, хотя, надо отдать должное, некоторые из них уже превзошли этот уровень. В том числе за счет программы утилизации, высоких показателей во втором полугодии добилось автомобилестроение.

     Цена  нефти остается одним из основных индикаторов состояния российской экономики. В декабре она вырвалась  за пределы $90. Среднегодовая цена нефти увеличилась почти на треть. Примерно настолько же увеличился объем российского экспорта в денежном выражении и доходы федерального бюджета. Учитывая прогнозы участников рынка, которые утверждают, что нефть в 2011 году, по крайней мере, не будет дешеветь, можно предположить, что российской экономике нежелательные сюрпризы не грозят (если не будет очередной жары, аварии ГЭС или резкого торможения китайской экономики). Среднегодовая цена нефти в пределах $75-80 за баррель позволит увеличить или хотя бы сохранить на прежнем уровне объемы госинвестиций, стимулирует кредитную активность банков, которая, в свою очередь, разогреет инвестиционный и потребительский спрос [12]. 
 

     3.2. Пути развития  России после кризиса

     В последние годы произошли существенные изменения в целеполагании экономической политики российского государства. Вместо либерализации экономики и бессмысленного ее реформирования в качестве целей государственной политики провозглашены переход на инновационный путь развития, подъем благосостояния народа, построение высокоэффективной социально ориентированной экономики. Глава государства в своем выступлении на Госсовете определил основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 г.: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60-70% населения, сокращение смертности в 1,5 раза и увеличение средней продолжительности жизни до 75 лет. При этом он призвал «сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда».

     Правительство продолжает идти на поводу у монополистов в энергетике, планируя опережающий  рост тарифов на газ и электроэнергию. Согласно прогнозу цена на газ должна будет повыситься к 2020 г. в 3,66 раза, на электроэнергию - в 2,65, на железнодорожные перевозки - в 2,25 раза при общем росте цен менее чем в 2 раза. При этом основной скачок тарифов на услуги естественных монополий приходится на первую половину прогнозного периода: к 2015 г. цена на газ должна вырасти в 3,3 раза, на электроэнергию - в 2,18, на железнодорожные перевозки - в 1,84 раза при общем росте цен в 1,63 раза.

     Макроэкономическая  политика. В результате реализации программы антикризисных мер  должна быть построена самодостаточная  отечественная финансовая система, опирающаяся на внутренние источники долгосрочного кредита и обладающая разветвленной системой институтов стимулирования инновационной активности. Соответственно параметры монетизации российской экономики и доли государственных расходов на цели социально-экономического развития, планируемые в концепции на 2020 г., должны быть достигнуты к 2011 г. В частности, расходы на НИОКР должны быть доведены до 3% ВВП в ближайшие два года. К 2011 г. необходимо выйти на запланированную на 2020 г. норму накопления в 35% ВВП, запустив должным образом институты развития. При этом должна быть изменена структура капиталовложений за счет опережающего повышения инвестиций в машиностроение, доля которых должна быть увеличена не менее чем вдвое (с 2,5 до 5%). Для этого темпы роста инвестиций в основной капитал инновационного сектора должны быть также удвоены - до 25% в год.

     Ввести  тарифную паузу, заморозив тарифы на газ, тепло и электроэнергию. Это  позволит поднять рентабельность предприятий  обрабатывающей промышленности, повысит  их инвестиционную привлекательность и даст им возможность профинансировать модернизацию и обновление фондов за счет собственных и привлеченных средств. Обеспечить соответствие политики государственных закупок, включая закупки госкорпораций, приоритетам развития отечественной промышленности.

     Политика  развития. Прежде всего это выбор  и реализация приоритетов технико-экономического развития исходя из закономерностей  долгосрочного экономического роста, ключевых направлений технико-экономического развития и национальных конкурентных преимуществ. Выбираемые приоритеты должны соответствовать перспективным направлениям становления нового технологического уклада, создавать расширяющийся импульс роста спроса и инновационной активности. Приоритетные производства, начиная с определенного момента, должны выходить на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя роль «локомотивов роста» для всей экономики. Их реализация должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной зарплаты и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа. К приоритетным направлениям, осуществление которых удовлетворяет необходимым критериям, относятся: освоение современных информационных технологий; развитие биотехнологий, в особенности генной инженерии и других направлений приложения микробиологических исследований, поднимающих эффективность здравоохранения, АПК, фармакологической и других отраслей промышленности; развитие нанотехнологий и основанных на них средств автоматизации, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность отечественного машиностроения; создание наноматериалов с заранее заданными свойствами; развитие лазерных технологий.

     Перечень  приоритетных направлений включает также: модернизацию светотехнической промышленности на основе широкого использования нанотехнологий для производства светодиодов; стимулирование развития солнечной электроэнергетики; обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины, на основе организации производства и лизинга современных моделей самолетов отечественного производства; комплексное развитие ракетно-космической промышленности; обновление оборудования электростанций, износ которого приближается к критическим пределам, а также модернизация существующих и строительство новых атомных станций; модернизацию непроизводственной сферы на основе современного отечественного оборудования (диагностические приборы и лазеры для медицины, вычислительная техника для системы образования и т. д.); применение технологий регенерации тканей, в том числе с использованием стволовых клеток, в медицине; оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий.

     Необходимо  изменение технологии прогнозирования  социально-экономического развития. Экстраполяция прошлых тенденций не должна доминировать при формировании планов будущего развития. Задача заключается в обратном - в переломе сложившихся тенденций, преодолении депрессии и инициировании экономического роста. Прогноз должен определяться сочетанием имеющихся возможностей и желаемых результатов. Разумеется, данный перечень мер не является исчерпывающим. Он лишь призван скорректировать планы правительства в целях приведения их в соответствие с объявленной Президентом России стратегией долгосрочного социально-экономического развития страны. Перечень мер следует дополнить мерами по защите внутреннего рынка, формированию Единого экономического пространства СНГ, использованию рубля в международных расчетах, повышению ответственности директоров госкорпораций и эффективности институтов развития, созданию эффективной инновационной системы.

     С учетом нарастающего отставания российской экономики по техническому уровню и  деградации интеллектуального потенциала на фоне становления нового технологического уклада в передовых странах время выбора инновационного пути развития ограничено ближайшими двумя-тремя годами. Как было показано выше, по мере формирования нового уклада быстро возрастает капиталоемкость составляющих его производств. Оседлать новую волну экономического роста в процессе ее зарождения можно относительно легко, опираясь на научные заделы в ключевых технологиях нового уклада. После вступления его в фазу зрелости для этого потребуются колоссальные инвестиции. Если возможности структурной перестройки российской экономики на основе нового технологического уклада будут упущены, в дальнейшем ее эволюция будет идти по инерционному сценарию и ограничено сырьевой периферией мировой экономики.

     В силу запредельной изношенности основных фондов, старения высококвалифицированных  кадров, глубокого падения производства высокотехнологических товаров  и нарастающей переориентации экономики  на импортную технологическую базу меры по переводу экономики на инновационный путь развития нужно предпринимать немедленно. Пока сохраняющийся научно-производственный потенциал еще позволяет реализовать заявленную Кремлем стратегию инновационного развития. При этом темпы экономического роста повысятся по сравнению с энергосырьевым сценарием не на один процент, как планирует правительство, а вдвое - до 12% прироста ВВП в ближайшие годы, и будут держаться на уровне не менее 10% весь прогнозный период.

     Реализация  охарактеризованной стратегии экономического развития России позволяет вывести ее на траекторию быстрого и устойчивого экономического роста с темпом ежегодного прироста инвестиций - до 25%, в том числе в освоение ключевых производств нового технологического уклада - около 35%. Это позволит прекратить сползание российской экономики на сырьевую периферию мирового рынка, вывести ее на инновационный путь развития, восстановить способность к самостоятельному развитию в числе передовых стран мира [12].

 

      Заключение

     Экономический рост есть процесс увеличения объема материальных благ, повышения их качества в соответствии со структурой возрастающих потребностей. Экономический рост отражается не только через увеличение объема выпуска, но и через повышение качества продукции. При оценке экономического роста следует учитывать состояние производственного потенциала страны.

     Экономический рост есть стабильное и длительное наращивание потенциала национальной экономики.

     В современной экономической науке активно обсуждаются вопросы об определении естественных пределов экономического роста, в силу объективно ограниченного жизненного пространства для будущих поколений, исчерпания запасов сырья, а также ограниченных возможностей нейтрализации отрицательного воздействия на окружающую среду. Они позволяют более точно определить качество экономического роста, выработать наиболее оптимальные модели экономического роста.

     Экономический цикл – это периодические колебания  уровня деловой активности (уровни занятости, производства и инфляции), представленного реальным ВВП. В макроэкономике отсутствует единая теория экономического цикла, исследователи обращают внимание на разные причины цикличности. Но большинство экономистов предлагают изучать это явление через анализ внешних и внутренних факторов, которые влияют на характер цикла, его продолжительность, специфику проявления отдельных фаз.

     Экономический цикл делят на четыре фазы:

     - рецессия - в этой стадии производство сокращается, темпы прироста становятся отрицательными, растет безработица и снижается совокупный спрос;

     - депрессия - национальный доход продолжает снижаться, но темпы падения замедляются; поэтому кривая темпов прироста «поворачивается» вверх;

Информация о работе Цикличность развития рыночной экономики