Цикличность экономического развития и ее причины

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 01:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла, а также в необходимости характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическом развитии. Для этого необходимо решить следующие задачи:
раскрыть социально-экономическую сущность циклов;
рассмотреть характер и закономерности развития различных видов циклов;
раскрыть объективные причины циклов, их природу, показать воздействие циклических колебаний на национальное производство и занятость.
рассмотреть основные фазы цикла;

Содержание

Введение…………………...............................………………………………………………………...3
Общая характеристика цикла…..……...................………………………………...4
Основные термины и понятия……......................…………………………….4
История цикличного развития экономики………............................…….5
Типы и фазы циклов……………………..................………………………….....9

Антициклическое регулирование экономики……..........………………….19
Различные подходы к решению проблемы антициклического регулирования…………...…………………...........................……………………19
Антикризисные меры государства……….......……………………………21

Заключение…………………………………………………..............................……………………28
Список литературы…………………………………………………………..........................……30
Приложения……………………………………….............................………………………………31

Работа содержит 1 файл

Экономика отрасли_курсовая работа.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

     Итак, спад прекратился, но тенденция к  росту еще не наметилась. Производство осуществляется на суженной базе, но началось рассасывание товарных запасов. Доверие  предпринимателя к конъюнктуре  восстанавливается с трудом, он осматривается, не рискуя еще вкладывать значительные средства в бизнес, хотя цены и условия хозяйствования стабилизируются. При классическом варианте эта фаза характеризуется падением нормы процента до самого низкого уровня в пределах данного цикла.     

       Постепенно экономика  из состояния депрессии переходит в фазу оживления.

     3. Оживление характеризуется

    • некоторым повышением потребительского спроса;
    • незначительным повышением уровня производства;
    • начинаются капиталовложения предприятий в оборудование и здания;
    • цены на сырье и материалы повышаются;
    • сокращается безработица;
    • постепенно начинают повышаться цены на товары и услуги;
    • растет ссудный процент;
    • начинают расти цены на акции.

     Наметившееся  оживление охватывает все большее  количество отраслей, втягивая в новый виток спирали новые капиталы. Рабочая сила постепенно втягивается в производство, уровень безработицы сокращается, товары рассасываются. Решающим фактором перехода от депрессии к оживлению является обновление основного капитала.

     4. Подъем (бум). Процветание может характеризоваться устойчиво высоким спросом, большим количеством рабочих мест и повышением уровня жизни. Или оно может быть отмечено быстрым инфляционным скачком цен и спекуляции, на смену которым приходит очередной спад. 

     Подъем зачастую приобретает ажиотажный характер. Уровень производства превосходит достигнутый в предыдущем цикле. Лихорадочно растут цены. Безработица сокращается до минимальных размеров при одновременном существенном росте заработной платы.

     Резко возрастает спрос на продукцию отраслей, определяющих тенденции в движении научно-технического прогресса. В связи с расширением масштабов производства инвестиционных товаров значительно возрастает спрос на сырьевые ресурсы, и цены на них тоже растут. На фазе подъема усиливаются диспропорции, заложенные на фазе оживления.

     Вместе  с тем, нарастает напряженность  банковских балансов, увеличиваются  товарные запасы. Экономика подходит к следующему витку. Подъем, выводящий  экономику на новый уровень в  ее поступательном развитии, заканчивается «новой бездной краха».

     Более наглядно тенденции экономических  параметров в зависимости от фазы, в которой находится экономика, представлены в Приложении 4.

     Современные экономические циклы существенно  отличаются от циклов  XIX  и первой половины  XX века. Общие закономерности находят все менее видимое проявление. Некоторые фазы экономического цикла претерпевают значительные метаморфозы, а то и исчезают вовсе.

     Во  второй половине XX века обнаруживается тенденция к относительному ослаблению циклических колебаний. Вместе с ослаблением кризисов наблюдается их учащение и явное нарушение классического цикла, выпадение некоторых фаз. Современные кризисы, происходящие на фоне инфляции, не сопровождаются, как это было раньше, падением цен.

     Для наглядности приведена таблица экономических параметров на разных фазах (см. Приложение 4)

     Данные  экономические показатели используются для характеристики экономической  конъюнктуры. В зависимости от того, как изменяется значение экономических  параметров в ходе цикла, они делятся на проциклические, контрциклические и ациклические.

     Проциклические  параметры в фазе подъема увеличиваются, а в фазе спада уменьшаются (общий  уровень цен, прибыли корпораций, агрегаты денежной массы и т. д.).

     Контрциклические  параметры, наоборот, увеличиваются во время спада, а во время подъема уменьшается (уровень безработицы, число банкротств и т.д.)

     Ациклическими называются показатели, динамика которых  не совпадает с фазами экономического цикла (например, объем экспорта).

     Кроме того, различают три вида параметров по признаку синхронизации – опережающие, запаздывающие и соответствующие. Опережающие достигают максимума или минимума перед приближением пика или низшей точки (изменения в запасах, денежной массе). Запаздывающие достигают максимума или минимума после пика или низшей точки (численность безработных, удельные расходы на зарплату и т. п.). Совпадающие параметры изменяются в соответствии с колебанием экономической активности (ВНП, уровень инфляции, объем промышленного производства и т. п.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Антициклическое  регулирование экономики. 

      2.1 Различные подходы к решению проблемы антициклического регулирования.

     Существуют  немало экономических школ и направлений, каждая из которых предлагает свой вариант антикризисного управления. Вот некоторые из основных взглядов на макроэкономическую политику:

    • кейнсианский;
    • классический;
    • теория рациональных ожиданий;
    • неоклассический синтез;
    • новая кейнсианская теория;
    • теория реального экономического цикла.

     Однако, несмотря на значительный разброс  взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и  неоконсерватизм, развившихся на базе классической школы.

     Первое  ориентируется на  регулирование совокупного спроса, второе – на регулирование совокупного предложения.

     В зависимости от исходных установок  и ориентиров сторонники того или  иного направления по-разному  решают проблемы сглаживания циклических  колебаний, по-разному оперируют  инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.

     Например, сторонники кейнсианских рецептов большее  внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано  с увеличением или уменьшением  расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

     Сторонники  неконсервативных рецептов уделяют  большое внимание проблеме денег  и кредита. Главным образом это  вопрос объема денежной массы и его  регулирования.

     По-разному  решается проблема участия государства  в происходящих процессах – в  политике регулирования экономики  в целом и в области сглаживания  циклических колебаний.

     Несмотря  на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности.

     В фазе спада все мероприятия государства  должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на  новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете – и производства.

     Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

     Рассмотрим  основные положения кейнсианского  взгляда на макроэкономическую политику. Основным положением данного подхода  является то, что основные экономические  параметры (ставка заработной платы, ставка процента) считаются негибкими. Негибкость заработной платы кейнсианцы объясняют, во-первых, деятельностью профсоюзов, во-вторых, долгосрочным характером трудовых контрактов. Непосредственно из негибкости заработной платы следует то, что уровень занятости не может устанавливаться на равновесном уровне без вмешательства государства. В качестве эмпирического доказательства того, что высокий уровень безработицы может существовать в течение довольно продолжительного промежутка времени кейнсианцы приводят Великую депрессию 30-х годов. Основная идея управления совокупным спросом является увеличение совокупного спроса при его недостаточности, с тем, чтобы обеспечить рабочими местами безработных, во время же избыточного совокупного спроса, когда экономика испытывает инфляционное давление, рекомендуется проводить политику по уменьшению совокупного спроса.

     Основными направлениями макроэкономической политики и неокейнсианцы  и неоконсерваторы  считают фискальную и денежно-кредитную  политику. 

      2.2 Антикризисные меры государства (фискальная политика, кредитно-денежная политика, регулирование инвестиций).

     Фискальная  политика предполагает изменение ставки налога и социальных расходов государства. Если в экономике наблюдается недостаточность совокупных расходов фискальная политика предполагает:

  1. снижение ставки налога;
  2. увеличение расходов государства;
  3. применение обоих методов одновременно;

     Если  же в экономике существует избыточный уровень совокупных расходов, тогда  правительству нужно предпринять  обратные  меры:

  1. увеличение ставки налога;
  2. сокращение расходов;
  3. применение обоих методов одновременно;

     Данные  меры приводят к тому, что в первом случае увеличивается располагаемый  доход и, соответственно, потребительские  расходы, а также увеличиваются  расходы государства; увеличение же потребительских и государственных расходов приводит к многократному увеличению совокупного спроса (эффект мультипликатора). Во втором же случае, наоборот, происходит сокращение государственных и потребительских расходов, что ведет к многократному сокращению совокупного спроса.  В первом случае мы имеем дело со стимулирующей фискальной политикой, во втором случае – со сдерживающей.

     Однако  фискальная политика имеет ряд недостатков:

  1. Разрыв восприятия, т. е. требуется некоторое время, чтобы осознать на какой стадии цикла находится экономика;
  2. Административный разрыв. Обычно проходит довольно длительный промежуток времени, прежде чем определенная экономическая политика приводится в действие. За это время экономическая ситуация в стране может кардинально измениться, а экономическая политика может оказаться бездейственной или даже нанести еще больше вреда экономике;
  3. Функциональный разрыв. Также существует разрыв между моментом принятия решения о фискальных мерах и моментом, когда эти меры начнут оказывать влияние на экономику. Необходимо отметить, что в этом смысле иногда бывает целесообразнее изменять ставку налога, т. к. на планирование и строительство различных общественных сооружений уходит достаточно много времени, в то время как на изменение ставки налогов много времени не уходит;
  4. Популярность стимулирующих мер. Стимулирующие меры фискальной политики обычно более популярны в народе и, следовательно, к ним охотнее прибегают политики. Увеличение социальных расходов государства и снижение налогов обычно приветствуется большей частью населения и может принести больше голосов избирателей тому или иному политику. Поэтому многие критики обвиняют политиков в пристрастии к стимулирующим мерам фискальной политики.

Информация о работе Цикличность экономического развития и ее причины