Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:53, реферат
Понятие общественных благ широко используется в научной литературе по проблемам социально-экономической политики государства. Оно исследуется в рамках теории общественного сектора, ориентированной на решение практических проблем участия государства в рыночной экономике.
Введение
Чистые и смешанные общественные блага
Заключение
Библиография
Услуги мостов, шоссейных дорог и туннелей являются исключаемыми общественными благами перегружаемого характера. Эффект от внешнего воздействия может быть локализован и находиться под контролем владельцев этих благ. Он интернализуется с помощью мостовой, дорожной и туннельной пошлин. Последние выполняют функцию цены, поскольку взимаются с тех лиц, которые пользуются соответствующими услугами, но у них имеется альтернативность в использовании таких услуг, в частности, возможность отказаться от платного моста и платной автодороги и поехать другой окружной дорогой или же воспользоваться неплатным мостом. Априорно здесь имеет место добровольность, но как только лицо воспользовалось услугой, оно обязано оплатить за нее пошлину и сбор.
В добровольных ассоциациях (например, в жилищных кондоминиумах) и в клубах по интересам ситуация аналогичная.
Эти общественные структуры, где производятся и потребляются коллективные, клубные блага, образуются на демократических началах самоуправления путём добровольной кооперации денежных средств их участников. Однако с созданием таких структур общественного сектора и с принятием их членами уставных обязательств вступает в силу фактор общественного принуждения. Поскольку добровольно-общественные структуры являются небольшими по численности институциональными образованиями, то не составляет большого труда учесть лепту, вносимую каждым участником в организацию совместного использования соответствующего общественного блага.
Многие виды смешанных общественных благ обычного типа характеризуются преобладанием свойств частных благ и высокой степенью исключаемости, конкурентности. Их важной особенностью является внутренне присущая положительная или отрицательная направленность их внешнего воздействия. К смешанным благам со свойственными положительными качествами относятся лекарственные препараты, медицинская техника, детские товары, а к благам с отрицательными качествами – табак, алкогольные напитки, экологически вредные технологии. Эти виды смешанных благ входят в сферу действия рынка, являясь объектом купли-продажи, т.е. представляют собой платные блага. Но в отличие от обычных частных благ действие рынка при производстве и потреблении смешанных общественных благ корректируется государством при отрицательных эффектах с помощью специальных налогов (акцизного, экологического), а при положительных эффектах – через субсидии. Благодаря указанным инструментам удается интернализировать внешний эффект в цену такого рода благ.
Существует также специфическая особенность действия рынка в сфере производства и потребления услуг отраслей естественной монополии, так называемых квазиобщественных благ. Трансмиссионный, сетевой тип производства технически делает невозможным существование в этих отраслях рынка свободной конкуренции. Наличие монопольного рынка вынуждает государство вмешиваться для регулирования монопольных цен (например, установления двухставочного тарифа) и для организации аукционного рынка лицензий на право собственности, т.е. создавать конкуренцию на входе монопольного рынка. Из отраслей естественной монополии могут быть выделены несетевые виды производства, услуги и продукция которых являются частными благами. Они могут быть включены в сферу конкурентного рынка.
Некоторые виды естественных монополий (например, право на интеллектуальную собственность) требуют от государства установления временных границ действия этой монополии, а другие виды естественной монополии, например, природные ресурсы, находящиеся в общем распоряжении, нуждаются в регламентации объема их эксплуатации.
Что касается национальных и локальных чистых общественных благ, например, обороны, общегосударственных программ вакцинации населения от болезней, местных пожарных и полицейских служб, то неделимость и объективный характер совместного потребления таких благ делает невозможным сделать их собственностью частных фирм. Это связано с тем, что при свободном потребительском выборе и добровольном участии в оплате чистых общественных благ невозможно силами частной фирмы и с помощью рыночных регуляторов (например, через цену) решить проблему «зайца», т.е. предотвратить бесплатное пользование чистыми общественными благами теми лицами, которые уклоняются от внесения своей доли в общие затраты на предоставление таких благ. Это можно сделать с помощью государственного принуждения через взимание налогов в интересах всех членов общества.
Представим, что частная фирма решила организовать бизнес по реализации общественной медицинской программы вакцинации. Для этого в первую очередь надо установить цену за пользование услугой, которую она предоставляет населению. Оплачивая цену указанной услуги, потребитель уменьшает личный риск заражения, но он может не отдавать себе отчета о пользе, которую он приносит другим и обществу в целом, ибо в случае отказа от вакцинации он рисковал бы не только своим здоровьем, но и здоровьем других. Чтобы учесть этот дополнительный риск, частная фирма должна установить некую идеальную систему цен, которая включала бы издержки на компенсацию за возможный ущерб здоровью, наносимый лицами, не желающими получать вакцину. Затраты на выявление лиц, уклонившихся от гражданского долга, для частной фирмы будут непомерными. Они будут больше, чем все её производственные издержки. Следовательно, объективно невозможно с помощью установления цены на чистые общественные блага закрыть доступ к ним тех, кто уклонился от добровольной оплаты этих благ.
Важная особенность чистых общественных благ состоит в том, что общественно-обязательный подход к формированию средств на их производство с помощью принудительного, государственного налогообложения сочетается с государственной и общественной формами организации предоставления и использования этих благ.
Рыночные регуляторы не срабатывают и в тех случаях, когда они имеют дело с социально значимыми благами, в частности с услугами образования, здравоохранения и культуры. Хотя блага такого рода относятся к исключаемому смешанному благу и могут быть объектом рыночных отношений, однако долгосрочный характер и огромная масштабность внешнего воздействия этих общественных благ делают невозможным количественно оценить и измерить вклад усилий каждого человека в общий внешний эффект. Если допустить добровольный сбор средств населения на социально значимые блага, то здесь также возникнет проблема «зайцев», т. е. нежелание отдельных людей нести затраты на содержание учреждений социально-культурной сферы, но стремящихся при этом бесплатно пользоваться услугами этой сферы.
Поэтому производство социально значимых благ требует использования государственных институтов принудительного порядка потребления этих благ и обязательного налогообложения. Но в отличие от чистых общественных благ они могут представляться не только общественным, но и частным образом. Существуют различные способы предоставления социально значимых общественных благ.
Первый способ состоит в том, что государственная организация предоставления социально значимых благ устанавливается до общественно необходимого, закрепленного конституцией уровня, сверх которого предусматривается негосударственная форма предоставления этих благ, в том числе и как платных благ.
Второй способ предоставления социально значимых благ предполагает предоставление собранных с помощью налогов общественных финансовых ресурсов каждому члену общества в виде социальных ваучеров и предоставление возможности покупать на ваучеры соответствующие блага.
Третий способ – это способ организации частного предоставления социально значимых благ на основе заключения контрактов с общественными организациями и частными фирмами, а также путём выдачи им лицензий на экономическую деятельность, связанных с определёнными видами смешанных общественных благ, например сбором и утилизацией мусора, таксомоторным и автобусным обслуживанием и т. д.
Развитие негосударственных форм организации предоставления общественных благ в сочетании с государственными означает, что общественная экономика не представляет собой сферу действия только государственных, политических институтов, сферу макроэкономического анализа. Она является экономическим пространством также и для действия квазирыночных механизмов и участия негосударственных, частных структур в предоставлении общественных благ.
Чистое общественное благо – это благо, обладающее следующими двумя свойствами: неисключаемостью, т.е. невозможностью исключить из числа его потребителей при конечных издержках ни одно домохозяйство; неконкурентностью (несоперничеством), т.е. сохранением при потреблении общественного блага одним домохозяйством неизменного количества блага, доступного для потребления другими. Чистое общественное благо − понятие идеальное. Пожалуй, наиболее приближенными к чистому общественному благу примерами служат маяк и национальная оборона.
Наряду с чистыми выделяют смешанные общественные блага, то есть такие, для которых указанные свойства выполняются не в полной мере. В качестве примера можно указать транспортную инфраструктуру (дороги, мосты), потребительские свойства которой ухудшаются по мере нарастания перегруженности. Также в качестве смешанных благ можно указать рыболовство, парки, услуги в области медицины и образования, интеллектуальные услуги и т.д.
14