Чистые и смешанные общественные блага

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:53, реферат

Описание работы

Понятие общественных благ широко используется в научной литературе по проблемам социально-экономической политики государства. Оно исследуется в рамках теории общественного сектора, ориентированной на решение практических проблем участия государства в рыночной экономике.

Содержание

Введение
Чистые и смешанные общественные блага
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Чистые и смешанные общественные блага.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Услуги мостов, шоссейных дорог и туннелей являются ис­ключаемыми общественными благами перегружаемого харак­тера. Эффект от внешнего воздействия может быть локализо­ван и находиться под контролем владельцев этих благ. Он интернализуется с помощью мостовой, дорожной и туннельной пошлин. Последние выполняют функцию цены, поскольку взи­маются с тех лиц, которые пользуются соответствующими ус­лугами, но у них имеется альтернативность в использовании та­ких услуг, в частности, возможность отказаться от платного моста и платной автодороги и поехать другой окружной доро­гой или же воспользоваться неплатным мостом. Априорно здесь имеет место добровольность, но как только лицо воспользова­лось услугой, оно обязано оплатить за нее пошлину и сбор.

В добровольных ассоциациях (например, в жилищных кон­доминиумах)  и в клубах по интересам ситуация аналогичная.

Эти общественные структуры, где производятся и потребля­ются коллективные, клубные блага, образуются на демократи­ческих началах самоуправления путём добровольной коопера­ции денежных средств их участников. Однако с созданием та­ких структур общественного сектора и с принятием их члена­ми уставных обязательств вступает в силу фактор обществен­ного принуждения. Поскольку добровольно-общественные струк­туры являются небольшими по численности институциональ­ными образованиями, то не составляет большого труда учесть лепту, вносимую каждым участником в организацию совмест­ного использования соответствующего общественного блага.

Многие виды смешанных общественных благ обычного типа характеризуются преобладанием свойств частных благ и высо­кой степенью исключаемости, конкурентности. Их важной осо­бенностью является внутренне присущая положительная или отрицательная направленность их внешнего воздействия. К смешанным благам со свойственными положительными ка­чествами относятся лекарственные препараты, медицинская тех­ника, детские товары, а к благам с отрицательными качества­ми – табак, алкогольные напитки, экологически вредные тех­нологии. Эти виды смешанных благ входят в сферу действия рынка, являясь объектом купли-продажи, т.е. представляют собой платные блага. Но в отличие от обычных частных благ действие рынка при производстве и потреблении смешанных общественных благ корректируется государством при отрица­тельных эффектах с помощью специальных налогов (акцизно­го, экологического), а при положительных эффектах – через субсидии. Благодаря указанным инструментам удается интернализировать внешний эффект в цену такого рода благ.

Существует также специфическая особенность действия рынка в сфере производства и потребления услуг отраслей ес­тественной монополии, так называемых квазиобщественных благ. Трансмиссионный, сетевой тип производства технически делает невозможным существование в этих отраслях рынка свободной конкуренции. Наличие монопольного рынка вынуждает государство вмешиваться для регулирования монополь­ных цен (например, установления двухставочного тарифа) и для организации аукционного рынка лицензий на право собст­венности, т.е. создавать конкуренцию на входе монопольного рынка. Из отраслей естественной монополии могут быть выделены несетевые виды производства, услуги и продукция кото­рых являются частными благами. Они могут быть включены в сферу конкурентного рынка.

Некоторые виды естественных монополий (например, пра­во на интеллектуальную собственность) требуют от государст­ва установления временных границ действия этой монополии, а другие виды естественной монополии, например, природные ресурсы, находящиеся в общем распоряжении, нуждаются в регламентации объема их эксплуатации.

Что касается национальных и локальных чистых обществен­ных благ, например, обороны, общегосударственных программ вакцинации населения от болезней, местных пожарных и по­лицейских служб, то неделимость и объективный характер сов­местного потребления таких благ делает невозможным сделать их собственностью частных фирм. Это связано с тем, что при свободном потребительском выборе и добровольном участии в оплате чистых общественных благ невозможно силами частной фирмы и с помощью рыночных регуляторов (например, через цену) решить проблему «зайца», т.е. предотвратить бесплат­ное пользование чистыми общественными благами теми лица­ми, которые уклоняются от внесения своей доли в общие затра­ты на предоставление таких благ. Это можно сделать с по­мощью государственного принуждения через взимание налогов в интересах всех членов общества.

Представим, что частная фирма решила организовать биз­нес по реализации общественной медицинской программы вак­цинации. Для этого в первую очередь надо установить цену за пользование услугой, которую она предоставляет населению. Оплачивая цену указанной услуги, потребитель уменьшает лич­ный риск заражения, но он может не отдавать себе отчета о пользе, которую он приносит другим и обществу в целом, ибо в случае отказа от вакцинации он рисковал бы не только сво­им здоровьем, но и здоровьем других. Чтобы учесть этот до­полнительный риск, частная фирма должна установить некую идеальную систему цен, которая включала бы издержки на компенсацию за возможный ущерб здоровью, наносимый лица­ми, не желающими получать вакцину. Затраты на выявление лиц, уклонившихся от гражданского долга, для частной фирмы будут непомерными. Они будут больше, чем все её производ­ственные издержки. Следовательно, объективно невозможно с помощью установления цены на чистые общественные блага закрыть доступ к ним тех, кто уклонился от добровольной оп­латы этих благ.

Важная особенность чистых общественных благ состоит в том, что общественно-обязательный подход к формированию средств на их производство с помощью принудительного, госу­дарственного налогообложения сочетается с государственной и общественной формами организации предоставления и исполь­зования этих благ.

Рыночные регуляторы не срабатывают и в тех случаях, ког­да они имеют дело с социально значимыми благами, в частно­сти с услугами образования, здравоохранения и культуры. Хо­тя блага такого рода относятся к исключаемому смешанному благу и могут быть объектом рыночных отношений, однако дол­госрочный характер и огромная масштабность внешнего воз­действия этих общественных благ делают невозможным коли­чественно оценить и измерить вклад усилий каждого человека в общий внешний эффект. Если допустить добровольный сбор средств населения на социально значимые блага, то здесь так­же возникнет проблема «зайцев», т. е. нежелание отдельных людей нести затраты на содержание учреждений социально-культурной сферы, но стремящихся при этом бесплатно пользоваться услугами этой сферы.

Поэтому производство социально значимых благ требует ис­пользования государственных институтов принудительного по­рядка потребления этих благ и обязательного налогообложе­ния. Но в отличие от чистых общественных благ они могут представляться не только общественным, но и частным обра­зом. Существуют различные способы предоставления социаль­но значимых общественных благ.

Первый способ состоит в том, что государственная органи­зация предоставления социально значимых благ устанавлива­ется до общественно необходимого, закрепленного конституци­ей уровня, сверх которого предусматривается негосударствен­ная форма предоставления этих благ, в том числе и как плат­ных благ.

Второй способ предоставления социально значимых благ предполагает предоставление собранных с помощью налогов общественных финансовых ресурсов каждому члену общества в виде социальных ваучеров и предоставление возможности по­купать на ваучеры соответствующие блага.

Третий способ – это способ организации частного предо­ставления социально значимых благ на основе заключения контрактов с общественными организациями и частными фир­мами, а также путём выдачи им лицензий на экономическую деятельность, связанных с определёнными видами смешанных общественных благ, например сбором и утилизацией мусора, таксомоторным и автобусным обслуживанием и т. д.

Развитие негосударственных форм организации предостав­ления общественных благ в сочетании с государственными оз­начает, что общественная экономика не представляет собой сферу действия только государственных, политических инсти­тутов, сферу макроэкономического анализа. Она является эко­номическим пространством также и для действия квазирыноч­ных механизмов и участия негосударственных, частных структур в предоставлении общественных благ.


Заключение

 

Чистое общественное благо – это благо, обладающее следующими двумя свойствами: неисключаемостью, т.е. невозможностью исключить из числа его потребителей при конечных издержках ни одно домохозяйство; неконкурентностью (несоперничеством), т.е. сохранением при потреблении общественного блага одним домохозяйством неизменного количества блага, доступного для потребления другими. Чистое общественное благо − понятие идеальное. Пожалуй, наиболее приближенными к чистому общественному благу примерами служат маяк и национальная оборона.

Наряду с чистыми выделяют смешанные общественные блага, то есть такие, для которых указанные свойства выполняются не в полной мере. В качестве примера можно указать транспортную инфраструктуру (дороги, мосты), потребительские свойства которой ухудшаются по мере нарастания перегруженности. Также в качестве смешанных благ можно указать рыболовство, парки, услуги в области медицины и образования, интеллектуальные услуги и т.д.


Библиография

 

  1. Ахинов Г.А. Основы экономики общественного сектора: Курс лекций. – М.: Экономфак МГУ, ТЕИС, 2003.
  2. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
  3. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.  – Киров: АСА, 2004.
  4. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов. М., 1996.
  5. www.iet.ru/mipt/2/text/curs_gossect.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 



Информация о работе Чистые и смешанные общественные блага