Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:53, реферат
Понятие общественных благ широко используется в научной литературе по проблемам социально-экономической политики государства. Оно исследуется в рамках теории общественного сектора, ориентированной на решение практических проблем участия государства в рыночной экономике.
Введение
Чистые и смешанные общественные блага
Заключение
Библиография
Содержание
Введение
Чистые и смешанные общественные блага
Заключение
Библиография
Понятие общественных благ широко используется в научной литературе по проблемам социально-экономической политики государства. Оно исследуется в рамках теории общественного сектора, ориентированной на решение практических проблем участия государства в рыночной экономике. Положения, лежащие в основе данной теории, разрабатывались Р. Коузом, Р. Познером, Дж. Умбеком, К. Эрроу. В нашей стране эта теория известна благодаря работам Э. Б. Аткинсона, Дж. Э. Стиглица, Е. Н. Жильцова, Р. И. Капелюшникова, Л. И. Якобсона и др.
Впервые концепция общественного блага в развернутом виде была выдвинута в 1954 г. американским профессором П. Самуэльсоном и развита его соотечественником профессором Музграфом в концепции социально значимого блага (заслуженного блага) в конце 50-х гг.
Изначально концепция общественного блага выделяла два основных свойства (критерия) общественного блага, которые делают его отличным от частного блага – несоперничество и неисключаемость.
Несоперничество означает, что изменение количества потребителей данного блага не влияет на количество полезности, получаемой каждым из них. В такой ситуации увеличение числа потребителей ведёт к увеличению общественной полезности блага. Неисключаемость общественных благ означает, что потребление благ одним человеком не исключает из потребления других индивидов. По своей сути неисключаемость означает, что благо обладает всеобщностью в потреблении, когда каждый, нуждающийся в его полезности, может осуществить его присвоение. На основе этих двух свойств производится классификация благ на частные (не обладающие данными свойствами) и общественные, причем отмечается, что если благо является неисключаемым, то оно, как правило, обладает и свойством несоперничества в потреблении.
Принято различать техническую невозможность и экономическую нецелесообразность исключения общественных благ. Если общественное благо совершенно неделимо, то практически невозможна его исключаемость. Если затраты на достижение исключаемости общественного блага слишком высоки, т. е. если требуются огромные средства на осуществление контроля за допуском людей к общественному благу, исключаемость может оказаться экономически неоправданной. Так, например, городской парк отдыха можно огородить, поставить охрану и сделать парковые услуги объектом потребления и использования теми группами населения, которые способны платить за указанные услуги. Но возможна такая ситуация, когда плата за услуги городского парка не сможет покрыть огромных затрат на возведение ограды вокруг парка и на содержание работников охраны и кассиров. Следовательно, достижение исключаемости общественного блага в виде отдыха в городском парке будет экономически нецелесообразно.
Наличие таких критериев в их крайних случаях, как конкурентность и неконкурентность, исключаемость и неисключаемость, позволяет провести границу между чистым частным и чистым общественным благами.
Чистое частное благо представляет собой сочетание конкурентности и исключаемости, а чистое общественное благо обладает одновременно двумя свойствами – неконкурентностью и неисключаемостью. В реальной жизни чистое частное благо и чистое общественное благо можно представить как крайние полюса шкалы экономических благ, между которыми находятся смешанные блага различного рода, близость расположения которых к тому или иному полюсу определяется доминированием свойств частного или общественного блага. Если чистые общественные блага характеризуются совершенной неубываемостью и неуменьшаемостью их потребления и использования, то смешанные блага отличаются различной степенью исключаемости и частичной уменьшаемости в процессе их потребления.
Смешанное благо в отличие от чистого блага является исключаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. Смешанное благо может быть объектом купли-продажи, т. е. быть платным.
Разновидностью исключаемого смешанного блага является перегружаемое общественное благо. Оно является неисключаемым до некоторого порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, т.е. его перегрузка. Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает другого из потребления или уменьшает возможность потребления такого блага другим. Типичным примером перегружаемого общественного блага являются шоссейные дороги, мосты, туннели. До определённого уровня полезность этих благ у всех потребителей остается одинаковой и дополнительные потребители не ухудшают положение других пользователей. Здесь проблема избытка потребителей не стоит. Однако начиная с некоторого момента, например при пользовании шоссейными дорогами в часы пик, появление дополнительных потребителей ведёт к образованию дорожных пробок, уменьшению скорости, возрастанию опасности движения и созданию прочих неудобств для других.
Перегружаемое общественное благо до определенного уровня обладает свойствами и чертами чистого общественного блага, доступ к нему для всех членов общества бесплатен. За пределами же этого уровня оно обладает свойствами и чертами платного частного блага. С помощью установления платы за предоставление перегружаемых общественных благ регулируются предложение и спрос на эти блага и обеспечивается рациональное использование материально-технической базы производства такого рода общественных благ, а также поддерживается их высокое качество.
Другой разновидностью смешанного блага является благо совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным благом. Здесь принцип исключаемости применяется не к отдельному человеку, а к группе людей. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов. Типичными примерами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть клубы по интересам (например, теннисный клуб), добровольные ассоциации домовладельцев и другие самоуправляемые общественные организации. Здесь объектом исключаемости являются не отдельный член общества, не индивидуальный потребитель, а сообщества людей и группа потребителей.
Классификации (группировки) общественных благ производятся не только с учётом возможности исключаемости и степени использования (в том числе убываемости потребления) этих благ, но и с учётом критерия внешнего (экстернального) эффекта. Он может быть положительным (например, эффект повышения образовательного уровня населения, укрепления здоровья, развития науки и культуры и т. д.) и негативным (например, ущерб окружающей среде и здоровью людей в связи с внедрением экологически несовершенных производств и технологий).
Внешние эффекты различаются по масштабам и долгосрочности своего воздействия. Комбинация внешних эффектов с учетом их масштабности и временного лага воздействия с общественными благами даёт возможность выделить следующие виды чистых общественных благ:
– чистое общественное благо, внешний эффект воздействия которого имеет национальное и мировое значение (например, открытия в области фундаментальной науки, мировые шедевры литературы и культуры, общегосударственные стандарты, спутниковая связь и т. д.);
– чистые общественные блага с региональным и локальным эффектом воздействия (например, местное радио и телевидение, муниципальная полиция, пожарная охрана, места отдыха и т. д.).
Внешний эффект может сочетаться с исключаемым благом совместного потребления и в связи с этим выделяются: социально значимое благо (заслуженное благо) и благо, создаваемое в отраслях с естественной монополией. К социально значимым благам относятся образование, здравоохранение, культура и услуги других отраслей социально-культурной сферы.
Социально значимое благо обладает свойствами частного исключаемого блага и свойствами общественного блага благодаря положительному эффекту. Противоречивая природа социально значимого блага создаёт объективную основу для коллизии между текущими индивидуальными и долгосрочными общественными предпочтениями в отношении потребления и использования такого рода благ. Возникает необходимость государственного вмешательства для разрешения этой коллизии в пользу общественных предпочтений и установления обязательного порядка потребления социально значимых благ. В соответствии с Конституцией в современном обществе введено обязательное общее образование и установлен обязательный уровень охраны здоровья и социального обеспечения. Государство вынуждено идти на ограничение свободы потребителей ради защиты их от самих себя. В противном случае при свободе потребительского выбора нет никаких гарантий, что определённая группа граждан не предпочтёт расходовать свои средства на текущее потребление, а не на образование и другие социально значимые блага. С помощью государственного патернализма становится возможным смягчить нерациональность индивидуального потребительского поведения. Однако с расширением сферы социально значимых благ, с включением в эту сферу трансфертных платежей, ориентированных на справедливое распределение доходов, социальную стабильность, равенство возможностей, равный доступ всех членов общества к социально-культурным услугам, возникает опасность установления патерналистского деспотизма. Как справедливо отметил американский профессор Дж. Стиглиц, в условиях, когда государства берёт на себя большой объем патерналистской ответственности, одна группа граждан может навязать через властные структуры свою волю и предпочтения другим слоям населения, а также свои взгляды в отношении того, как вести себя и что потреблять.
Блага, создаваемые в отраслях естественной монополии, представляют собой исключаемые блага совместного потребления, их принято называть квазиобщественными благами. В этих благах больше свойств частного блага и меньше характерных свойств общественного блага. К отраслям естественной монополии относятся коммунальное производство и снабжение населения электроэнергией, газом, водой, теплом, а также связь и транспорт и т. д. Особенность этих отраслей состоит в крупномасштабности производства и в большой капиталоемкости, что требует значительного первоначального капитала для вступления в эти отрасли новых конкурентов. Это ограждает рынок продукции естественных монополий от потенциальных конкурентов.
В отраслях естественной монополии более предпочтительны шансы для работающих здесь предприятий, чем для новых форм. Первые по сравнению со вторыми выигрывают в ценовой конкурентной борьбе за счет использования резервов мощностей и приведения в действие фактора экономии от масштаба.
Другой особенностью отраслей естественной монополии является трансмиссионность технологии (сетевой тип производства), который исключает дублирование и разукрупнение, а это, следовательно, мешает созданию конкурентной среды. Отрасли с естественной монополией представляют собой собирательные отрасли. Они включают наряду с производством трансмиссионного, сетевого характера производственно-
Совместный характер потребления общественных благ определяет единство в применении критериев разграничения общественных благ различного вида и частных благ В то же время это свидетельствует об общности государственного и общественно-добровольных секторов, о принадлежности их к единой общественной экономике.
Зарубежная статистика даёт ориентировочное представление о соотношении между различными видами общественных благ на основе данных об удельных общественных расходах на их производство Так, в конце 80-х гг. в США доля общественных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) на чистые общественные блага составила 9,1%, на социально значимые блага – 6,1, а с включением социальных трансфертных платежей – 17,8, на квазиобщественные блага – 4,5% (на производственную инфраструктуру и отрасли естественной монополии).
В Германии в этот же период на чистые общественные блага расходовалось 8,2% ВВП, на социально значимые блага (включая социальные трансферты) – 31,2, на собственно социально-значимые блага – 13,3, на другие общественные блага – 4,6%. Аналогичная картина наблюдается по другим индустриально развитым странам. Она свидетельствует о том, что в общественных расходах на первом месте стоят социально значимые блага, на втором – чистые общественные блага, на третьем – другие виды общественных благ.
Общественные блага и границы рынка
Опираясь на знания свойств общественного блага, можно понять глубинные причины провала рынка и необходимости государственного вмешательства для преодоления и корректировки несовершенства рыночного механизма.
Внешний эффект общественных благ оказывает влияние не только на непосредственных участников деятельности, связанных с общественным благом, но и на другие лица, которые являются посторонними к данной деятельности.
Рыночный механизм может сработать эффективно применительно к экономическим благам только тогда, когда эффект их внешнего воздействия может быть взят под контроль участниками сделки, связанными с этим благом, если внешний эффект будет ими интарнализирован, т. е. «замкнут на себя» в своей экономической деятельности.
Речь идёт о том, чтобы исключить возможность для посторонних лиц извлекать пользу и выгоду из внешнего эффекта общественного блага, не платя за него. Иными словами, речь идет о том, чтобы не допустить безбилетных пассажиров – «зайцев» – в сферу потребления общественных благ.
Способы и методы интернализации («замыкания на себя») внешних эффектов, а следовательно, решения проблемы «зайцев» могут быть разными. Они зависят от объема и интенсивности внешнего воздействия, а также от положительного и отрицательного характера внешнего эффекта. Немаловажное значение для интернализации внешнего эффекта, т. е. для «замыкания его на себя», имеет возможность делимости тех или иных общественных благ, степень их исключаемости и свободы выбора в использовании, а также возможность количественного измерения внешнего эффекта.
Если масштабы внешнего эффекта невелики и круг экономических субъектов, охваченных им, небольшой, то побочное внешнее воздействие может быть без участия государства взято под контроль самоуправляемой общественной организацией и непосредственными участниками экономической сделки, имеющими дело с общественным благом. Так, если пасека расположена в изолированной местности, имеющей вокруг себя ограниченное число садовых участков, то владелец пасеки может оценить положительный эффект опыления садовых деревьев его пчёлами и потребовать от садоводов денежного вознаграждения за содержание пасеки. История Англии знает случаи, когда железная дорога была вынуждена выплачивать фермерам, чьи постройки и посевы были расположены вблизи железнодорожного пути, денежную компенсацию за вред, причиняемый искрами и сажей от паровозов, топливом для которых служили дрова. В той же Англии в начале XIX в., когда торговый флот был малочисленным, маяки находились в частной собственности и существовала практика взимания платы с владельцев судов, которые пользовались услугами маяков. С ростом объёма торговых перевозок усложнилась возможность взимания платы с судовладельцев за услуги маяка и участились случаи уклонения от уплаты владельцам частных маяков. Это привело к тому, что государство было вынуждено взять маяки в свою собственность и ввести обязательную портовую пошлину (сбор) на их содержание со всех владельцев судов, заходящих в английские порты.