Человеческий капитал в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 05:58, реферат

Описание работы

Не приходится сомневаться, что облик нашей планеты во многом определяется наличием на ней человека. С момента своего появления и отделения от животного мира он беспрестанно пытался познать и с большим или меньшим успехом перекроить по своей мерке окружающий мир. Сегодня наша цивилизация стоит на пороге грандиозных перемен.

Содержание

Введение___________________________________________________________2
Глава1. Подходы к изучению человеческого капитала
1.1. Понятие человеческого капитала____________________________________4
1.2. Классический подход к изучению человеческого капитала______________5
1.3. Современные подходы к изучению человеческого капитала____________10
Глава 2. Типы человеческого капитала_________________________________13
Заключение________________________________________________________17
Список литературы__________________________________________________18

Работа содержит 1 файл

Человеческий капитал.docx

— 41.27 Кб (Скачать)

     Виды  человеческого капитала экономисты классифицируют по элементам затрат и инвестиций в репродукционный  процесс. Так, И.В. Ильинский выделяет следующие виды человеческого капитала: капитал здоровья, капитал образования  и капитал культуры, акцентируя внимание на первом из них. Капитал здоровья (естественный - по наследству и приобретенный) является несущей конструкцией, основой  для человеческого капитала вообще. Инвестиции в здоровье продлевают трудоспособную жизнь человека, т.е. время функционирования человеческого капитала. В течение  жизни человека происходит износ  человеческого капитал, а инвестиции в здоровье способны замедлить данный процесс. Вместе с тем не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны  и экономически необходимы.

     Специалисты научных учреждений Минздрава РФ предлагают выделять три компонента человеческого капитала: витальный (генный), социальный и духовный. Витальный  капитал есть врожденная составляющая, то «богатство», которое каждый человек  получает изначально. Социальный капитал  приобретается человеком в течение  всей его жизни (расходы на образование, здравоохранение, удовлетворение социальных потребностей и т.п.). Накопление духовного  капитала происходит через внутреннюю жизнь человека в процессе его самосовершенствования. В качестве интегрирующего показателя предлагается использовать синтетический индекс развития.

     С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова человеческий капитал рассматривают как качественную характеристику рабочей силы, способность человека к трудовой деятельности, его знания. По их мнению, он складывается из природных способностей человека. Авторы считают, что человеческий капитал может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Известный ученый-экономист Гальперин дает другое определение человеческому капиталу: его величина есть приведенная к данному моменту, посредством дисконтирования, сумма всех ожидаемых доходов от труда (экономическая оценка человеческого капитала, его способностей). Из этих трех компонентов понятие «духовный капитал» является на сегодняшний день наименее разработанным, и описываются такими человеческими характеристиками, как совесть, порядочность, критическое отношение и мышление, здравый смысл, альтруизм, взаимопомощь, способность и желание к восприятию нового, наличие интеллектуальных интересов, запросов и идеалов и т.д. Последовательно рассматривая каждую из трех основных составляющих человеческого капитала, отметим, что в процессе жизни человек расходует свой изначальный запас устойчивости - витальный капитал. Та модель, следствия из которой наиболее соответствуют эмпирическим наблюдениям (из области медицины, социологии, психологии и т.п.), будет наиболее «правильной», «полезной». По мере накопления знаний о человеке его феноменологическая модель совершенствуется.

     Витальный капитал - это аккумулированная в  человеке свободная энергия в  ее информационной форме. Она соотносится  с работой, произведенной природой по «конструированию» индивида. В  экономической трактовке витальный  капитал представляет собой изначальную  стоимость человека - на момент его  появления на свет. И хотя эта  величина не известна в принципе, можно условиться придать ей определенное значение, опираясь на систему приоритетов социума.

     В процессе жизнедеятельности каждый человек совершает некую «полезную» работу. При этом он, образно говоря, «извлекает» свободную энергию  из внешних энергопотоков (поступающей в его организм пищи). Процесс этот несамопроизвольный, сопряженный: он невозможен без затрат энергии, производства необходимых работ. Энергетическим источником здесь является витальный капитал индивида - аккумулированная в нем свободная энергия. Таким образом, с течением времени витальный капитал человека уменьшается - индивид физиологически стареет, а духовный и социальный капиталы со временем растут.

     Величина  социального компонента определяет качество индивида как работника. Она  увеличивается с ростом удельных социальных расходов государства, а  величина духовного характеризует  его как носителя нравственности. Она зависит от ценностных установок  индивида и его работы по их реализации - процесса его самосовершенствования. В свою очередь, индивидуальные ценности людей во многом определяются национальным менталитетом и политикой государства  в социальной сфере. 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Типы человеческого капитала

           Человеческий капитал можно по степени эффективности, как производительного фактора, разделить на отрицательный ЧК (разрушительный) и положительный (созидательный) ЧК. Между этими крайними состояниями и составляющими совокупного ЧК существуют промежуточные по эффективности состояния и составляющие ЧК.

           Отрицательный человеческий капитал — это часть накопленного ЧК, не дающая какой-либо полезной отдачи от инвестиций в него для общества, экономики и препятствующая росту качества жизни населения, развитию общества и личности. Не каждая инвестиция в воспитание и образование полезна и увеличивает ЧК. Неисправимый преступник, наемный киллер — это потерянные для общества и семьи инвестиции в них. Значительный вклад в накопленный отрицательный ЧК вносят коррупционеры, преступники, наркоманы, чрезмерные любители спиртного. И просто лодыри, бездельники и вороватые люди. И, напротив, в положительную часть ЧК вносят существенную долю трудоголики, профессионалы, специалисты мирового уровня. Отрицательный накопленный человеческий капитал формируется на базе негативных сторон менталитета нации, на низкой культуре населения, включая ее рыночные составляющие (в частности, этику труда и предпринимательства). Вносят в него свой вклад негативные традиции государственного устройства и функционирования государственных институтов на базе несвободы и неразвитости гражданского общества, на базе инвестиций в псевдовоспитание, псевдообразование и псевдознания, в псевдонауку и псевдокультуру. Особо значительный вклад в отрицательный накопленный человеческий капитал способна вносить активная часть нации - ее элита, поскольку именно она определяет политику и стратегию развития страны, ведет за собой нацию по пути либо прогресса, либо стагнации (застоя) или даже регресса.

           Отрицательный человеческий капитал  требует дополнительных инвестиций  в ЧК для изменения сущности  знаний и опыта. Для изменения  образовательного процесса, для  изменения инновационного и инвестиционного  потенциалов, для изменения в  лучшую сторону менталитета населения  и повышения его культуры. В  этом случае требуются дополнительные  инвестиции для компенсации накопленного  в прошлом отрицательного капитала.

           Неэффективные инвестиции в ЧК — вложения средств в неэффективные проекты или семейные затраты по повышению качества составляющих ЧК, связанные с коррупцией, непрофессионализмом, ложной или неоптимальной идеологией развития, неблагополучием в семье и т. д. Фактически это инвестиции в отрицательную составляющую ЧК. Неэффективные инвестиции, в частности, это:

  • инвестиции в неспособных к обучению и восприятию современных знаний индивидов, которые дают нулевой или незначительный результат;
  • в неэффективный и коррумпированный образовательный процесс;
  • в систему знаний, в которые сформированы вокруг ложного ядра;
  • в ложные или низкоэффективные НИОКР, проекты, инновации.

           Накопленный отрицательный человеческий  капитал в полной мере начинает  проявлять себя в периоды бифуркаций - в условиях сильно неравновесных состояний. В этом случае имеет место переход в другую систему координат (в частности, в другое экономическое и политическое пространство), и ЧК может изменить свой знак и величину. В частности, при переходе страны в другую экономическую и политическую систему, при резком переходе на другой, значительно более высокий технологический уровень (для предприятий и отраслей). Это означает, что накопленный человеческий капитал, прежде всего в виде накопленных менталитета, опыта и знаний, а также имеющегося образования, не пригоден для решения новых задач более сложного уровня, задач в рамках другой парадигмы развития. И при переходе в другую систему координат, к кардинально другим требованиям к уровню и качеству ЧК накопленный старый ЧК становится отрицательным, становится тормозом в развитии. И нужны новые дополнительные инвестиции в ЧК для его модификации и развития.

     Таким образом, сущность отрицательности непроизводительной составляющей человеческого капитала определяется тем обстоятельством, что, если человек является носителем знаний, которые не соответствуют современным требованиям науки, техники, технологий, производства, менеджмента, социальной сферы и пр., то переобучение его, зачастую, требует гораздо больше средств, чем обучение соответствующего работника с нуля. Или приглашение работника со стороны. Другими словами, если качество труда определяется псевдознаниями, то кардинальное изменение этого качества обходится дороже, чем формирование качественно нового труда на современной образовательной основе и на базе других работников. Доля отрицательной составляющей в накопленном ЧК и, соответственно, эффективность инвестиций в ЧК в различных странах мира очень сильно различается.

       Положительный человеческий капитал  определяются как накопленный  ЧК, обеспечивающий полезную отдачу  от инвестиций в него в процессы  развития и роста. В частности,  от инвестиций в повышение  и поддержание качества жизни  населения, в рост инновационного  потенциала и институционального  потенциала. В развитие системы  образования, рост знаний, развитие  науки, улучшение здоровья населения.  В повышение качества и доступности  информации. ЧК является инерционным  производительным фактором. Инвестиции  в него дают отдачу только  через некоторое время. Величина  и качество человеческого капитала  зависят, прежде всего, от менталитета,  образования, знаний и здоровья  населения. В исторически короткие  сроки можно получить существенную  отдачу от инвестиций в образование, знания, здоровье, но не в менталитет, который формируется веками. В то же время менталитет населения может существенно снижать коэффициенты трансформации инвестиций в ЧК и даже делать полностью неэффективными инвестиции в ЧК. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В самом общем смысле человеческий капитал — это знания, навыки и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в трудовом процессе.  

     Понятие человеческого капитала стало интенсивно использоваться мировой наукой, по достоинству оценившей роль интеллектуальной деятельности, выяснившей необходимость  и высокую эффективность вложений в человеческий капитал. Концепция  человеческого капитала играет центральную  роль в современном экономическом  анализе. Применение этого понятия  дает новые возможности изучения таких важнейших проблем, как  экономический рост, распределение  доходов, место и роль образования  в общественном воспроизводстве, содержание процесса труда.

     Экономические оценки человеческого капитала стали  широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях  для определения величины национального  богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере  страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей. Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. 
 
 
 

     Список  литературы:

1. Аширова Г. Т. Современные проблемы оценки человеческого капитала. // Вопросы статистики. - 2003. - №3. С. 26 - 31.

2. Беккер Г.С.  Человеческое поведение: экономический  подход. Избранные труды по экономической  теории: пер. С англ. / М.: ГУ ВШЭ, 2005. - 672с.

3. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова. Е.Д. Человеческий  капитал в транзитивной экономике:  формирование, оценка, эффективность  использования. СПб.: Наука. 2004.

4. Дятлов С.А.  Основы теории человеческого  капитала. - СПб.: СПбУЭФ,1994.

5. Журнал "Человек и труд" № 3, 2001 г.  Ст. «Прогноз воспроизводства человеческого капитала - необходимый элемент экономической стратегии»  Дмитрий Чернейко.

6. Сюрина Т.С. Инвестиции и человеческий капитал // 11-ая научно-техническая конференция МГТУ. Секция "Современные проблемы экономической теории и практики" - http://www.mstu.edu.ru

7. http://www.economer.khv.ru/content/n040/methods

8. http://www.forexite.com/forex _news analysis/public/25.04.2002_12-31.html

9.  www.sibupk.nsk.ru - Исторический обзор подходов к концепции человеческого капитала

10.  www.worldbank.org.ru - Образование и человеческий капитал

11.  www.libertarium.ru - Теория человеческого капитала

Информация о работе Человеческий капитал в мировой экономике