Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 02:28, курсовая работа
Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д.
Введение 3
1. Экономический подход к анализу поведения человека. Понятие человеческого капитала 5
2. Инвестиции в человеческий капитал: источники, формы, детерминанты 18
3. Проблемы формирования человеческого капитала в условиях трансформационной экономике 25
Заключение 30
Список использованных источников 32
Возможны два способа оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал:
· первый, определение чистой текущей стоимости (NPV) инвестиций;
· второй, определение внутренней нормы отдачи.
Определение чистой текущей стоимости инвестиций предполагает нахождение текущей стоимости разницы потоков выгод и издержек, при определенной ставке процента. Если чистая текущая стоимость инвестиций больше, то тогда они выгодны, чем больше значение чистой текущей стоимости инвестиций, тем более они выгодны.
где первое слагаемое - текущая стоимость потока выгод, второе слагаемое - текущая стоимость упущенных заработков, третье слагаемое - текущая стоимость прямых издержек на образование.
Метод внутренней нормы отдачи предполагает приравнивание текущей стоимостей потока выгод и потока издержек и нахождение внутренней нормы отдачи ρ, которая уравнивает эти текущие стоимости:
отсюда находится r = ρ.
Затем эта
внутренняя норма отдачи
Эти два метода не дают одинакового решения, если есть необходимость сравнить разные варианты инвестиционных проектов.
Основные элементы
рынка труда, составляющие в комплексе
механизм распределения и перераспределе
Подавляющая часть населения, чтобы обеспечить себя необходимыми средствами существования вынуждена предлагать свои услуги в форме труда за определенное вознаграждение или заработную плату. Люди предлагают особый вид товара - рабочую силу, т.е. совокупность физических, интеллектуальных и духовных способностей к трудовой деятельности.
Спрос на рабочую силу предъявляют работодатели или предприниматели. Продавцы и покупатели вступают в определенные экономические отношения на рынке труда.
Рынок труда включает в себя способы, общественные механизмы, организационные структуры, содействующие покупателям найти необходимую рабочую силу, а продавцам предложить свои услуги.
Данный рынок с одной стороны похож на прочие рынки, т.к. на нем также действует ценовой механизм - механизм заработной платы. Однако данный рынок имеет существенные отличительные особенности, которые, прежде всего, связаны с тем, что данный товар, т.е. рабочая сила, является неотъемлемой частью человека (работника). В связи с этим существенное воздействие на рынок труда оказывают психические, социальные, моральные, нравственные и другие факторы.
Поэтому наряду с заработной платой, которая является главным регулирующим фактором на рынке труда, а, следовательно, и его элементом, на состояние рынка оказывают воздействие:
а) безопасность и условия труда, творческая и доброжелательная обстановка и т.д.;
б) потребность человека в самореализации собственной личности;
в) способность к самоорганизации
и объединению в
г) обоюдное стремление и работодателя и наемных работников к стабильности и предсказуемости рыночной ситуации.
Уровень заработной платы, а, следовательно, и состояние рынка труда, определяется, прежде всего, стоимостью необходимых жизненных средств или благ для обеспечения нормальных условий для воспроизводства рабочей силы. Кроме того, уровень заработной платы определяется следующими факторами:
- природно-климатическими условиями;
- уровнем научно-технического
и социально-экономического
- уровнем производительности труда;
- уровнем общественной интенсивности труда;
- уровнем материальных и духовных запросов нации;
- степенью вовлеченности
женщин и подростков в
Динамика заработной платы, или иными словами цены труда, воздействует как на спрос, так и на предложение на рынке труда. При этом спрос и предложение являются так же одними из основных факторов, а значит и элементов рынка труда. На предложение рабочей силы на рынке труда влияют следующие факторы:
- величина заработной платы;
- численность населения;
- профессиональная и
квалификационная структура
- мобильность рабочей силы;
- национальные, культурные,
религиозные, этнические
Спрос рабочей силы на рынке труда определяется следующими факторами:
- масштабом общественного производства;
- уровнем его технической оснащенности;
- структурой общественного производства и происходящими структурными сдвигами в нем.
Для нормального функционирования
национальной экономики необходимо
иметь незадействованные
- фрикционная (текущая) безработица, которая связана либо с поиском рабочего места с целью лучшего приложения своих способностей, либо поиском рабочего места, приносящего больший доход;
- добровольная безработица.
Незанятость, вызываемая
- институционная безработица,
порождаемая функционированием
институтов, регулирующих рынок
труда (биржа труда, пособие
по безработице, минимальный
- вынужденная безработица,
которая обуславливается
Особое место занимает
застойная и скрытая
Застойная безработица, к ней относится та часть незанятых, которая потеряла работу, утратила право на получение пособия по безработице, отчаялась найти работу и уже приспособилась жить на социальные подачки.
Производительность труда, плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей. Производительность труда измеряется количеством продукции, произведенной работником в сфере материального производства за единицу рабочего времени (час, смену, месяц, год), или количеством времени, которое затрачено на производство единицы продукции.
В производстве любого продукта участвуют два вида труда: живой труд, т. е. труд, затрачиваемый рабочими в самом процессе производства этого продукта, и прошлый (овеществленный) труд, который был затрачен на прежних стадиях общественного производства и используется для производства данной продукции (частично - здания, машины и полностью - сырье, топливо и энергия, материалы). Общественная производительность труда определяется как отношение произведенного национального дохода в расчете на одного занятого в отраслях материального производства.
Повышение производительности труда - один из объективных экономических законов, присущих каждой общественно-экономической формации. Этот закон выражается в том, что благодаря развитию производительных сил общество сокращает общественно необходимые затраты труда на изготовление различных продуктов, предназначенных для личного или общественного потребления. По мере накопления людьми опыта, знаний, раскрытия законов природы, овладения ими и их использования происходит последовательное повышение производительности труда.
Факторы, влияющие на производительную силу труда, разнообразны. Многие из них действуют на протяжении всего развития человеческого общества, однако значение отдельных факторов, определяющих производительную силу труда, меняется на разных этапах. Первоначально ведущую роль играли природные условия. От них в значительной мере зависели продуктивное использование других факторов и общая производительность труда в целом. Позднее все большую роль приобретает средняя степень искусства работника, умение эффективно использовать свои профессиональные навыки и производственный опыт. Промышленная революция оттесняет природные условия и ремесленную квалификацию на задний план. Она резко повысила роль орудий труда, технологии, общих и профессиональных знаний. Постепенно все большее значение приобретает не только характер и размеры средств производства, но и эффективность их применения, научная организация труда. Теперь уже от этих факторов в первую очередь зависит плодотворность труда. Научно-техническая революция повышает роль информации и науки, их технологического применения в производстве.
На различных ступенях развития общества темпы роста производительности труда неодинаковы. В период первобытнообщинного строя развитие производительных сил происходило медленно. Человечество, как свидетельствуют последние данные науки, существует свыше 2 млн. лет. Большая часть этого времени приходится на каменный век с его примитивными и малопроизводительными каменными орудиями труда. Около 7 - 6 тыс. лет назад начали появляться металлические орудия - сначала медные, затем бронзовые, длительно сосуществовавшие с каменными, и, наконец, в начале 1-го тысячелетия до н. э. - железные. Переход от каменных орудий к металлическим, особенно железным, сопровождался ускорением темпов роста производительности труда и возникновением общественного разделения труда. Железо оказалось важнейшим из всех видов сырья, сыгравшим революционную роль в истории. Но и после этого производительность труда росла медленно. Это объясняется тем, что основной базой производства еще долго оставался ручной труд рабов, а потом крепостных. Ускорение роста производительности труда началось с переходом от ручных орудий труда к машинам. Появление парового двигателя (2-я половина 18 века) вызвало промышленный переворот, революцию в производстве, которая в свою очередь сопровождалась повышением темпов роста производительности труда.
Важно подчеркнуть, что возможность превращения потенциальной производительной силы труда в реальную производительность труда зависит от характера господствующих производственных отношений, а также воздействия юридических и политических институтов. Революции в развитии производительных си (неолитическая, промышленная, научно-техническая) знаменуют качественные этапы повышения производительности труда.
В чем же заключаются воздействие и экономические выгоды общества от роста человеческого потенциала?
Во-первых, в росте ВВП и производительности труда. Зарубежные исследователи подсчитали, что рост продолжительности образования в стране на один год ведет к росту ВВП на 5—15%. В развивающихся странах этот показатель еще выше; для стран с низкими доходами он составляет 23%.
Во-вторых, с состоянием человеческого капитала общества, который определяется в первую очередь именно образовательным уровнем населения, очень тесно связана конкурентоспособность национальной экономики, определяющая перспективы развития страны. Сами знания быстро устаревают; но более образованные и квалифицированные люди способны быстрее переучиваться, осваивать принципиально новые технологии — и это обстоятельство становится решающим. Не удивительно, что в США ведущие вузы намерены отходить от традиционной для американской высшей школы узкой специализации и больше сосредоточиваться на подготовке кадров широкого профиля, вооружая специалистов основными научными принципами вместо информативных знаний и конкретных навыков. Американские вузы все активнее готовят специалистов новейших профессий, связанных с НТП: системных аналитиков, специалистов в области генной инженерии, программного обеспечения.
В-третьих, рост образовательного уровня способствует снижению безработицы. Дело в том, что образование в большей степени влияет на совокупный заработок работника, чем на часовую ставку его оплаты. Это значит, что с ростом образования человек больше времени проводит на рынке труда, больше работает, и, таким образом, рост образования снижает уровень безработицы.
Анализируя, почему государство берет на себя все более существенную часть расходов на образование, нельзя ограничиваться только экономической стороной вопроса. Рост образовательного уровня граждан приносит обществу немалые социальные выгоды. Снижение безработицы — пример более чем очевидный, но есть и другие. Так, более образованные люди скорее станут обеспеченными, увеличение же слоя состоятельных людей, среднего класса, гарантирует обществу социальную стабильность и предсказуемость, снижает общий уровень преступности, особенно в тех видах преступлений, которые вызываются и провоцируются бедностью и нищетой. Средний класс менее восприимчив к идеям экстремизма и тоталитаризма.
При оценке экономической эффективности инвестиций в образование, как считают зарубежные исследователи, следует учитывать, что для общества норма дисконтирования ниже, чем для индивидуума, поскольку оно в большей степени ориентировано на достижение долгосрочных целей. По мнению американских ученых, в 80-е годы рассчитавших уровень доходности от инвестиций в образование для индивида и для общества, в экономически развитых странах он составлял соответственно 12 и 9%, в странах Африки — 32 и 13%, в Латинской Америке — 23 и 16%, в Азии — 18 и 13%.
Анализ международного
опыта доказывает также необходимость государственной поддержки
внутрифирменной подготовки кадров. Инвестиции
в человеческие ресурсы и кадровую работу
становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности
и выживания организации. Прямые ежегодные
затраты частного бизнеса в США на все
виды обучения возросли уже к началу 80-х
годов до 30 млрд. долл., а полные частные
и государственные затраты с учетом выплат
компенсаций за время обучения достигли
100 млрд. долл. 76% американских корпораций
с числом занятых 500 и более человек имеют
программы в области подготовки и переподготовки
кадров. В 90-х годах различными программами
внутрифирменного обучения были охвачены
50 млн. человек. Особенно активно учатся
во внерабочее время специалисты с высшим
образованием: в 1995 году 12,2 млн., или 73%
их общего числа, были охвачены различными
формами образования взрослых. В подобном
обучении участвовало также 57% административно-
Информация о работе Человеческий капитал, и проблемы его формирования