Человеческий капитал и его роль в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- изучить методологические основы концепции человеческого капитала;
- рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;
- проанализировать инвестиции в человеческий капитал;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОДХОДОВ К КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
1.1 Методологические основы концепции человеческого капитала
1.2 Основные положения концепции человеческого капитала
1.3 Человеческий капитал и проблема распределения доходов
2. ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
2.1 Вложение в образование
2.2 Подготовка по месту работы
2.3 Общая подготовка
3. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РК………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Человечески капитал и его роль в соврименной экономике(Курсовая).doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Не меньше достижений по линии здравоохранения. В республике с 2010 года внедряется Единая национальная система здравоохранения (ЕНСЗ), ориентированная на результат. Внедрение новой системы предоставляет населению право выбора медицинской организации и врача, и это является мощным стимулом для повышения качества оказываемых услуг.

Улучшение материально-технической  базы позволило значительно повысить эффективность системы оказания медицинских услуг. Результатом  ответственной, выверенной, эффективной  государственной политики стало  то, что значительно улучшились основные показатели здоровья населения. Так, на 25 процентов увеличилась рождаемость, на 11 процентов снизилась общая смертность населения, что привело к росту показателя естественного прироста, который в 2010 году достиг 13,55, тогда как в 2004 году он составлял 7,9. Материнская смертность снизилась более чем в полтора раза, младенческая - на 15 процентов.

Этот процесс движения вперед, приобретающий все большую  динамику, намечен и на следующие  годы. Тектонические сдвиги в экономике, программы ФИИР, активизация бизнеса требуют модернизации социальной политики. Усилия государства, направленные на индустриализацию и технологическое развитие, должны тесно пересекаться с процессом воспитания и обучения кадров нового времени.

В рамках ПФИИР поставлены грандиозные планы - до 2014 года планируется реализовать 294 инвестиционных проекта на сумму 8,1 триллиона тенге. Хорошие специалисты нужны уже на первом этапе реализации программы - строительстве объектов. Как ожидается, для этих целей потребуется в целом более 200 тысяч человек. На втором этапе - вводе объектов в строй, необходимы люди, которые сумеют освоить инновационные технологии. Важно, чтобы не получилось так, что производства, обладая уникальным оборудованием, будут простаивать, потому что на нем некому работать. В этой связи система образования будет тесно увязана с экономической модернизацией страны. В частности, будет продолжена работа по бесплатному обучению молодежи новым специальностям для индустриально-инновационного развития экономики. Государство будет финансировать бесплатное обучение, проезд до места учебы и выплату стипендий обучающимся.

Система образования  все больше ориентируется на запросы  рынка. Так, на базе Назарбаев Университета формируется инновационная модель высшего учебного заведения, ориентирующаяся на запросы рынка. Ожидается, что к 2020 году доля вузов, прошедших независимую национальную аккредитацию по международным стандартам, составит 30%, и до 5% увеличится численность высших учебных заведений, осуществляющих инновационную деятельность и внедряющих результаты научных исследований в производство.

Государство при любой  возможности направляет дополнительные средства на реализацию поставленных целей. Нынешний год - не исключение. В  ходе уточнения бюджета на 2011 год  на базовое финансирование субъектов научной и научно-технической деятельности выделено дополнительно 2,5 млрд. тенге. Всего же на систему образования, в том числе повышения зарплаты педагогов, выделено дополнительно 20,5 миллиарда тенге.

Сфера здравоохранения  после уточнения бюджета получит дополнительно 7,1 миллиарда тенге. На эти средства будут приобретены дополнительные вертолеты для санитарной авиации, техника и оборудование для медико-спасательных пунктов. Часть дополнительных средств направляется на реализацию проекта по здоровому питанию населения Республики Казахстан на 2011-2015 годы.

Человеческий капитал  определяет в современной экономике  основную долю национального богатства. Это ключевой аспект развития, включающий новое качество образования, трансферт  технологий, улучшение здоровья и другие важные аспекты. Отрадно, что это понимают казахстанские власти и на комплексном, стратегическом уровне реализуют программы развития, способные уже в ближайшем будущем вывести нас в клуб конкурентоспособных стран мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В самом общем смысле человеческий капитал — это знания, навыки и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в трудовом процессе.

Таким образом, человеческий капитал - термин, обозначающий накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г. Беккером в I960 г.

Несмотря на то, что многие идеи теории человеческого капитала встречаются уже у А. Смита, она сравнительно молода: ее формирование пришлось на 50 — 60-е годы нынешнего столетия. Видные представители школы «человеческого капитала» — Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер и др. Ученые школы «человеческого капитала» изучали влияние сроков обучения работников, их навыков и способностей на заработную плату, эффективность и экономический рост предприятий. Иными словами, их главной задачей было определить экономическую отдачу от инвестиций в человека. Результаты исследований во многом оказались сенсационными. В частности, выяснилось, что экономическая отдача затрат на обучение сотрудников намного превышает инвестиции в новую технику и оборудование.

Экономические оценки человеческого  капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и  макроэкономическом уровнях для  определения величины национального  богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.

Для современного этапа  мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5-15%

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ, 2001г.
  2. Алле М. Поведение рационального человека в условиях риска: критика постулатов и аксиом американской школы // THESIS. - 1994. - Вып. 5.
  1. Беккер Г. «Экономика семьи и макроповедение», США-ЭПЧ, 1994,  №3 стр.93-97, №2 стр.99-107
  1. Беккер Гэри. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. - 1993.- N 11-12.
  2. Беккер Гэри. Экономика семьи и макроповедение // США: экономика, политика, идеология. – 1993. - N 2-3.
  3. Беккер Гэри. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. -1993. - Т. 1. - Вып. 1.
  4. Беккер Гэри. Экономический взгляд на жизнь: Лекция лауреата Нобелевской премии в области экономических наук за 1992 г. // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 1993. – Сер. 5. –Вып. 3.
  5. Вишневская Н. Проблемы и перспективы рынка рабочей силы. // МЭиМО, 2000, №8.
  6. Гавриленков Е. - перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2000, №4, С.21-35.
  7. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: СПбУЭФ,1994.
  8. Дятлов С.А. Человеческий капитал: проблемы эффективности использования в условиях переходной экономики. - СПб.: СПбУЭФ,1995.
  9. Завельский М.Г. «Экономика и социология труда»: курс лекций. - М.: Палеолит: Логос, 2001. - 56с.
  10. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Юрист, 2000. - 210 с.
  11. Калабихина И.Е. Гендерный фактор воспроизводства человеческого капитала // Вестник МГУ. - 1998. - Сер. 6. Экономика. - № 5.
  12. Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 1999.
  13. Лисовик Б.С. Труд и рынок. - спб.: изд. С.-Петербургского Университета, 2001г.
  14. Максимова В.Ф. Макроэкономика: Учебник. М.: «Соминтэк», 1996.
  15. Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 23.- 907 с.
  16. Маркс К. Капитал. Т.2 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 24.- 648 с.
  17. Маркс К. Капитал. Т.3 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 25, ч.1.- 545 с.; ч.2. - 551 с.
  18. Моськин Р. Повышение качества трудовых ресурсов. // Человек и труд, 2001, № 9.
  19. Основные тенденции развития 2004 г. - М.: 2005. – 104 с.
  20. Рофе А.И., Стрейко В.Т., Збышко Б.Г. Экономика труда: учебник для вузов. –  М.: МИК, 2000. – 235 с.
  21. Рощин С.Ю., Разумова Т.О., «Экономика труда (Экономическая теория труда)»: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 148 с.
  22. Рубцов Л., Гагарин В. Уровень оплаты труда и текучесть кадров: зависимость обратная. // Человек и труд, 2002, №7.
  23. Симонова И.Ф., Кпадони А.В. Особенности формирования рынка труда России. -М.: цниитэнефтехим, 2002г.
  24. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика». Москва: Дело, 2001г.
  25. Экономическая теория. / Николаева И.П. – М.: Финстатинформ, 2002г.

1 Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 1999.

2 Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: СПбУЭФ,1994.

3 Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 23.- 907 с.

4 Маркс К. Капитал. Т.3 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 25, ч.1.- 545 с.; ч.2. - 551 с.

5 Максимова В.Ф. Макроэкономика: Учебник. М.: «Соминтэк», 1996.

6 Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 1999.

7 Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: СПбУЭФ,1994.

8 Экономическая теория. / Николаева И.П. – М.: Финстатинформ, 2002г.

9 Рощин С.Ю., Разумова Т.О., «Экономика труда (Экономическая теория труда)»: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 148 с.

10 Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 1999.

11 Алле М. Поведение рационального человека в условиях риска: критика постулатов и аксиом американской школы // THESIS. - 1994. - Вып. 5.

12 Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ, 2001г.

13 Беккер Гэри. Экономический взгляд на жизнь: Лекция лауреата Нобелевской премии в области экономических наук за 1992 г. // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 1993. – Сер. 5. –Вып. 3.

14 Беккер Гэри. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. - 1993.- N 11-12.

15 Беккер Гэри. Экономический взгляд на жизнь: Лекция лауреата Нобелевской премии в области экономических наук за 1992 г. // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 1993. – Сер. 5. –Вып. 3.

16 Беккер Гэри. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. -1993. - Т. 1. - Вып. 1.


Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной экономике