Человеческие ресурсы и малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:39, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является определить отношения человеческих ресурсов и малого бизнеса с помощью решения следующих задач:
1. Описать сущность малого бизнеса.
2. Охарактеризовать управление человеческими ресурсами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Сущность малого бизнеса……………………………………………4
2. Управление человеческими ресурсами……………………………...8
Заключение………………………………………………………………..15
Список использованных источников и литературы……………………16

Работа содержит 1 файл

Экономика малого бизнеса.docx

— 34.71 Кб (Скачать)

 

 

Тема: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И МАЛЫЙ  БИЗНЕС

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДЕСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА МАЛОГО БИЗНЕСА

 

                                     Санкт-Петербург 2011 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..3

  1. Сущность малого бизнеса……………………………………………4
  2. Управление человеческими ресурсами……………………………...8

Заключение………………………………………………………………..15

Список  использованных источников и литературы……………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Малые предприятия стали  неотъемлемой частью экономики большинства  промышленно развитых стран. Они  выполняют ряд важнейших социально-экономических  функций, таких как обеспечение  занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной  активности, смягчение социального неравенства.

В России крепнет понимание  того, что развитие малого бизнеса  является необходимым условием функционирования рыночной экономики.

Управление на малых предприятиях имеет некоторые тонкости по сравнению  с менеджментом среднего и тем  более крупного бизнеса. Это объясняется  особыми нормами права, регулирующими  деятельность субъектов малого предпринимательства, особыми формами учета, другими  уровнями денежного и товарного  оборота, численностью персонала (ведь, чем меньше людей работает на предприятии, тем, во многих случаях легче организовать быстрое и плодотворное взаимодействие между ними).

Выбранная тема данной контрольной  работы является актуальной, так как  малый бизнес это эффективное средство развития деловых навыков, адаптации к рыночным отношениям, он в значительной мере формирует основную массу трудовых ресурсов, «средний класс», а это социальный слой, который обеспечивает прогресс человечества, социальную стабильность.

Целью данной контрольной  работы является определить отношения  человеческих ресурсов и малого бизнеса  с помощью решения следующих  задач:

  1. Описать сущность малого бизнеса.
  2. Охарактеризовать управление человеческими ресурсами.

 

 

  1.  Сущность малого  бизнеса

 

Малые предприятия являются неотъемлемой частью эффективной экономики. Во всех развитых индустриальных странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций. На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие предприятия играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья.

Существует немало подходов к определению сущности понятия  «малый бизнес», а общепринятая трактовка  варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической  трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя  и многих других факторов.

Если рассматривать расширенное  понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических  и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических  структур и играющих по сравнению  с ними второстепенную роль в экономике  государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.1

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной  поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" субъекты малого предпринимательства для получения соответствующего статуса обязаны пройти специальную государственную регистрацию в органах исполнительной власти, установленных законодательством.2

Также существует более широкое  понятие  - «предпринимательство», которое  подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного  рода работ и оказания услуг. Эффективность  предпринимательской оценивается  не столько на основе удорожания его  бизнеса, столько на основе процентного  роста прибыли за определённый период.

Прежде всего, стоит отметить, что основная причина, по которой  предприниматели стремятся попасть  в разряд малого бизнеса – это  упрощённая схема налогообложения, то есть уплата единого налога.

Основной федеральный  закон РФ, в котором прописаны  рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору  малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации". В соответствии с этим законом, в России основными  критериями отнесения к малому бизнесу  служат численность персонала предприятия  и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.3

Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.4

Динамика развития малого бизнеса зависит от многих факторов, в том числе уровня подготовленности предпринимателей к ведению бизнеса, так как недостаточная их профессиональная подготовка является одной из важных причин интенсивного банкротства малых  фирм. Специфика успешного предпринимательства  в малом бизнесе заключается  в многогранной деятельности бизнесмена, рискнувшего открыть и вести  свой бизнес и готового отвечать за результаты своей деятельности.

 Предприниматель он  же собственник , во многих  случаях может является одновременно  менеджером, экономистом, маркетологом, финансистом, производственником, юристом  и должен уметь самостоятельно  принимать решения с учетом  каждой из перечисленных ролей,  если на малом предприятии  нет отдельных специалистов занимающих  все эти должности или некоторые  из них.

 Управление на малых  предприятиях имеет некоторые  тонкости по сравнению с менеджментом  среднего и тем более крупного  бизнеса. Это объясняется особыми  нормами права, регулирующими  деятельность субъектов малого  предпринимательства, особыми формами  учета, другими уровнями денежного  и товарного оборота, численностью  персонала ведь, чем меньше людей работает на предприятии, тем, во многих случаях легче организовать быстрое и плодотворное взаимодействие между ними.

Малое предпринимательство  по накопленному в нем человеческому  потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который  ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения  рыночных преобразований и обеспечения  достойных условий жизни миллионов  граждан. Особо отметим следующие  социальные факторы этого сектора.

 Во-первых, развитие малого  предпринимательства способствует  постепенному созданию широкого  слоя мелких собственников, чье  благосостояние и достойный уровень  жизни являются основой социально-экономических  реформ, гарантом политической стабильности  и демократического развития  общества.

 Во-вторых, малый бизнес - не только источник средств  существования, но и способ  раскрытия внутреннего потенциала  личности.

В-третьих, объективно расширяющая  реструктуризация средних и крупных  предприятий вынуждает все большее  число граждан заняться самостоятельной  предпринимательской деятельностью.

 В-четвертых, сектор  малого предпринимательства способен  создавать новые рабочие места,  а потому может обеспечить  снижение уровня безработицы  и социальной напряженности в  стране.

В-пятых, массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной установки  и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

 Малое предпринимательство  есть вполне самостоятельная  и наиболее типичная форма  организации экономической жизни  общества со своими отличительными  особенностями, преимуществами и  недостатками, закономерностями развития.

 Функционирование на  локальном рынке, быстрое реагирование  на изменение конъюнктуры этого  рынка, непосредственная связь  с потребителем, узкая специализация  на определенном сегменте рынка  труда и услуг, возможность  начать собственное дело с  относительно малым стартовым  капиталом - все эти черты малого  предпринимательства являются его  достоинствами, повышающими устойчивость  на внутреннем рынке.

  1. Управление человеческими  ресурсами

 

Управление человеческими  ресурсами - это широкомасштабная функция, которая возникла и осуществляется как закономерная деятельность любой организации. Во многих компаниях служба управления человеческими ресурсами подчиняется непосредственно руководителю компании и в высших исполнительных органах представлена как полноправный партнер, имеющий право голоса наравне с другими подразделениями, выполняющими важнейшие функции.5

Малым предприятиям по общему правилу не свойственно наличие  филиалов (представительств) и выделение  внутренних структурных подразделений, но, тем не менее, это допускается  законодательством. Наличие трудового коллектива не всегда обязательно для малого предприятия. Оно может функционировать имея одного единственного работника. Есть малые предприятия, где один учредитель в то же время является единственным работником. Трудовой коллектив малого предприятия не должен превышать предельных уровней, установленных для них законом о государственной поддержке малого предпринимательства по соответствующим отраслям экономики.

Проблемы управления персоналом в малом бизнесе стоят намного  острее, чем на крупном предприятии. На малом предприятии руководство  имеет довольно небольшой кадровый резерв, которым необходимо рационально распорядиться для получения прибыли. Особенности управления персоналом в малом бизнесе связаны не только с умением оптимизировать бизнес-процессы, но и с навыками успешной мотивации сотрудников.

Как правило, на малых предприятиях отсутствуют чёткие функциональные обязанности, возложенные на сотрудников. Чаще всего, на малых предприятиях должны работать универсалы, которые могут  выполнять  несколько функций.

На малом предприятии  обычно отсутствует многоуровневая организационная структура, карьерный  рост связан, прежде всего, с расширением  поля  деятельности сотрудника  и  увеличением заработной платы, а  не получением более высокой  должности.  Также управление персоналом в малом  бизнесе характеризуется малой  бюрократизацией бизнес-процессов  и большей информированностью сотрудников.

Чаще всего малые предприятия  не предлагают возможность своим  сотрудникам проходить обучение для повышения квалификации, не предоставляют  различных компенсационных социальных пакетов, но все это восполняется более высокой зарплатой или  более теплыми отношениями в  коллективе. Работа в коллективе на малом предприятии требует от сотрудника наличия определенных человеческих качеств, и отличный специалист может  просто «не вписаться» в коллектив  частного предприятия.

В настоящее время руководители малого предприятия имеют множество  рычагов для управления персоналом в малом бизнесе. Ситуация на рынке  рабочей силы такова, что многие владельцы частных компаний могут  заставить человека работать сверхурочно, не компенсируя дополнительное время  работы, мотивируя это тем, что  найти работника такой же квалификации несложно.6 

Несмотря на все проблемы, методы управления персоналом в малом  бизнесе устраивают  работников. Многие люди устраиваются на работу в  малые предприятия по протекции  знакомых, да и при отборе кандидата  работодатели часто ориентируются  не на трудовые навыки, а на личные качества сотрудника.

Одним из способов мотивирования  при управлении персоналом на малом  предприятии может стать получение  сотрудником части доходов компании, более тесные взаимоотношения с  коллегами по работе, участие сотрудников  в принятии решений  по развитию бизнеса и большие возможности  для профессионального роста.7

Управление персоналом в  малом бизнесе не определяется какими-либо методиками, применимыми для крупных  компаний, а основывается на личных качествах и опыте  руководителя. 

Особенности управления персоналом малого предприятия, не зависящие от форм собственности и сферы деятельности предприятия включают ряд характеристик.

1. Гибкая организация труда.  Отсутствие четкого функционального  разделения между административным  и производственным персоналом  способствует сокращению дистанции  между персоналом, однако не устраняет  социальных различий (например, в  оплате труда). Работникам малого  предприятия приходится выполнять  функции, не свойственные их  должностям, так как здесь необходимы  универсальные работники, а не  профессионалы узкого профиля.  Чаще всего такие «универсалы»  появляются в процессе работы  малого предприятия, поскольку  им приходится совмещать должности  и выполнять различные виды  работ.

Информация о работе Человеческие ресурсы и малый бизнес