Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:11, доклад
Целью данной работы является рассмотрение задач, функции Банка России, его роли в валютной политике России на современном этапе.
Курсовая работа состоит из введения. двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В теоретической части работы, в первой и второй главе, будут рассмотрены: история Банка России, его правовой статус и функции, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», его структура.
Введение
1. Общая характеристика валютной политики Банка России
1.1 Характеристика деятельности Банка России: история, цели, задачи
1.2 Сущность валютной политики: цели, функции
2. Исследование валютной политики ЦБ РФ
2.1 Основные направления валютной политики банка
2.2 Проблемы реализации и пути оптимизации валютной политики в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Рост
наличных денег в отчетном году в
значительной степени был обусловлен
продолжающимся увеличением денежных
доходов населения и
Так же в 2010 г. наметилась смена тенденции устойчивого повышения годовых темпов прироста срочных рублевых депозитов, основную часть которых (68-80%) формируют срочные вклады населения. На протяжении двух предшествующих лет темпы прироста этих вкладов устойчиво возрастали, увеличивая долю срочных рублевых депозитов физических лиц в структуре использования денежных доходов населения. В 2010 г. темпы прироста срочных рублевых депозитов физических лиц стали замедляться и составили в целом за год 39,9% против 48,8% годом ранее. Одной из причин такой динамики стал перевод средств с рублевых на валютные вклады, что подтверждается ускорением в несколько раз в отчетном году по сравнению с 2009 г. темпов прироста депозитов населения в иностранной валюте. Одним из факторов, обусловивших этот процесс, было снижение на протяжении 2010 года ставок по рублевым депозитам сроком свыше 1 года, которые в последние годы занимали наибольший удельный вес в структуре депозитов физических лиц.
В динамике общего объема депозитов в иностранной валюте в течение 2010 г. не наблюдалось устойчивых тенденций, однако в целом за отчетный год темпы их прироста ускорились по сравнению с 2009 г. Тем не менее, в целом за 2010 год доля депозитов в иностранной валюте в структуре денежной массы, включающей депозиты в иностранной валюте, снизилась с 11,4 до 9,3%.
Ситуация, складывавшаяся на межбанковском кредитном рынке в августе-декабре 2010 г., отражалась на динамике других ставок в экономике. В меньшей степени это повлияло на динамику ставок по депозитам населения. В течение 2010 г. происходило снижение процентных ставок по рублевым депозитам физических лиц сроком свыше 1 года. В частности, в 2010 г. процентная ставка по вкладам сроком от 1 года до 3 лет снизилась с 9,3% годовых в январе до 7,5% годовых в декабре. Ставки по рублевым депозитам населения сроком до 1 года (кроме депозитов «до востребования») до октября 2010 года также снижались. Тем не менее, вслед за ростом общего уровня процентных ставок в экономике ставки по ряду краткосрочных депозитов населения в сентябре-декабре отчетного года несколько повысились.
Вторая половина 2010 года характеризовалась некоторым ухудшением условий привлечения заемных средств в результате повышения процентных ставок как на внутреннем, так и на внешнем кредитном рынке, который оставался одним из основных источников финансирования российских компаний. Однако эти изменения не оказали заметного воздействия на динамику кредитования нефинансовых организаций в целом во втором полугодии отчетного года.
В 2010 г. темпы прироста кредитов, выданных физическим лицам, так же как и в предшествующие годы, были более высокими по сравнению с темпами прироста кредитов нефинансовым организациям. В течение последних четырех лет кредиты населению в рублях и иностранной валюте увеличивались в среднем за год на 81,5%. Однако начиная со второй половины 2009 года темпы прироста кредитов физическим лицам замедлялись и за 2010 год составили 57,0% против 75,1%годом ранее.
Политика валютного курса на 2011 год
В 2011 г. Банк России продолжил проведение валютной политики в условиях сохранения режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика была направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов, и проводил с учетом необходимости сдерживания инфляционных процессов и поддержания ценовой конкурентоспособности отечественного производства.
В среднесрочной перспективе Банк России перейдет к более гибкому формированию валютного курса, что будет способствовать выполнению количественных ориентиров валютной политики в области поддержания ценовой стабильности путем воздействия на стоимость денег в экономике, преимущественно с помощью инструментов процентной политики органов денежно-кредитного регулирования.
В целях поддержания на относительно низком уровне волатильности курса рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам Банк России в 2011 году продолжил использовать в качестве операционного ориентира при проведении валютных интервенций бивалютную корзину, состоящую из евро и доллара США. Это позволило Банку России оперативно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний эффективного курса рубля.
Повышение в 2011 году реального эффективного курса рубля зависело от внешних и внутренних экономических условий и может составить от 0 до 10%. В условиях, близких ко второму варианту макроэкономического прогноза, реальный эффективный курс рубля повысился примерно на 3%. При реализации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации в 2011 г. прирост реального эффективного курса рубля остался умеренным и не подорвал конкурентоспособность отечественных производителей, устойчивость платежного баланса и способствовал модернизации экономики. В случае резкого увеличения бюджетных расходов, повышения регулируемых цен и тарифов темпами, превышающими установленные допустимые границы, роста цен на нефть сверхуровня, предусмотренного третьим вариантом прогноза, укрепление реального эффективного курса рубля может приблизиться к верхней границе указанного диапазона.
Количественные ориентиры валютной политики и денежная программа
В
соответствии со сценарными условиями
и основными параметрами
Расчеты по валютной программе на 2010 - 2012 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, динамике валютных курсов, учитываемых в прогнозе платежного баланса, а также предполагаемой динамике цен на активы.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 году темпы экономического роста могут быть ниже, чем в 2011 году, что отразится на темпах прироста трансакционной составляющей спроса на деньги. Ожидаемое существенное замедление темпа роста цен также обусловит снижение темпов роста трансакционных потребностей экономики в деньгах, увеличив при этом спрос на сбережения в национальной валюте. В результате действия этих факторов, а также учитывая предполагаемое замедление темпов роста цен на активы, темпы прироста спроса на деньги в 2012 году могут снизиться по сравнению с 2011 годом. Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного агрегата в 2012 году на 19 - 28%.
В 2011 и 2012 годах темпы прироста спроса на деньги продолжат замедление и могут составить 16 - 25% в 2011 году и 14 - 22% в 2012 году.
Денежная
программа на 2010 - 2012 годы представлена
в четырех вариантах, которые
соответствуют сценарным
В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить 14 - 22%, в 2011 году - 12 - 20%, в 2012 году - 9 - 17%.
Принципиальное значение для реализации валютной политики будет иметь изменение структуры источников роста денежной базы в прогнозном периоде в пользу чистых внутренних активов (ЧВА). Постепенный переход к формированию денежного предложения преимущественно за счет увеличения валового кредита банкам при снижении роли прироста чистых международных резервов (ЧМР) позволит, с одной стороны, более эффективно использовать процентные инструменты валютного регулирования, сделать действенным процентный канал трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а с другой - за счет уменьшения присутствия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке повысить гибкость курсовой политики, осуществить постепенный переход к режиму свободно плавающего валютного курса.
При уточнении показателей денежной программы на 2010 - 2012 годы во всех вариантах учтены принятые в октябре 2009 года дополнительные меры среднесрочного характера по поддержке финансового сектора. В частности, при расчете изменения чистого кредита федеральному правительству учтено планируемое предоставление субординированных кредитов кредитным организациям через Внешэкономбанк (Банк развития) на сумму 450 млрд. рублей за счет средств Правительства Российской Федерации. При этом в составе валового кредита банкам учтено поэтапное предоставление субординированного кредита Сбербанку России в объеме 500 млрд. рублей. При определении величины прочих неклассифицированных активов учтена прогнозируемая задолженность Внешэкономбанка (Банка развития) перед Банком России по средствам в иностранной валюте, выделяемым для обеспечения рефинансирования внешнего долга российских кредитных и нефинансовых организаций, образовавшихся до 25.09.2009 (до 50 млрд. долларов США).
Первый
вариант программы
Исходя из прогноза платежного баланса в этом варианте в 2011 году предусматривается снижение ЧМР на 0,35 трлн. рублей, а в 2012 году - на 0,87 трлн. рублей. При этом ЧВА увеличиваются на 1,05 и 1,5 трлн. рублей соответственно. В 2011 году для обеспечения такой динамики Банку России необходимо будет повысить объем чистого кредита банкам на 2,4 трлн. рублей, в 2012 году - на 3,5 трлн. рублей.
В
рамках второго варианта валютной программы
в 2010 году прирост ЧМР ожидается
на уровне 1,45 трлн. рублей, что превышает
потребности роста денежной базы,
определенной в соответствии с ориентирами
по инфляции, и вызывает необходимость
снижения ЧВА на 0,6 трлн. рублей. Объем
чистого кредита банкам в этом варианте
программы может возрасти в 2010 году на
0,63 трлн. рублей.
2.2
Проблемы реализации
и пути оптимизации
валютной политики
в Российской Федерации
Проведение валютной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости и изменчивости внешних и внутренних условий экономики страны неизбежно сталкивается с рядом проблем. Непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным Банком наиболее рациональных мер).
Нестабильность
российской экономики приводит к
нестабильности спроса и предложения
на кредитном рынке, выявляя положительные
и отрицательные стороны
Кроме того, сфера функционирования кредитного рынка предполагает получение немалых доходов его участников. Поэтому, данный рыночный механизм привлекателен для различного рода махинаций.
В последнее время в России обострилась проблема нехватки наличных и безналичных денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы к ВНП / ВВП. Данный показатель называется коэффициент монетизации. Дефицит денежной массы в обращении и устойчиво высокие расходы государства приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.
Наибольшая эффективность реализации валютной политики Центрального Банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности.
Совершенствование валютной сферы экономики России происходит при помощи совместных действий ЦБ и государства. Цель валютной политики ЦБ в денежной сфере состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров, услуг, рабочих мест. Чтобы компенсировать потерю покупательной способности, кредиторы должны добавить определенный процент (соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам, которые они назначили бы в другой ситуации. Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически может привести к повышению процентных ставок.
Для проведения монетарной политики резервная система Российской Федерации располагает четырьмя основными инструментами:
· изменение уровня резервных требований;
· изменение процентных ставок, которые должны платить банки, беря кредиты у центрального института (учетная ставка). В целом считается, что воздействие процентной ставки на экономику ведет к тому, что усиливается экономический рост. Так, снижение средней ставки на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1\ 3 процента;