Центральный Банк России и его роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:00, реферат

Описание работы

Тема Центрального банка Российской Федерации актуальна, т.к. ЦБРФ является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать.
Центральный банк Российской Федерации создан на базе бывшего Государственного банка СССР, который располагал широкой сетью филиалов, состоящей из 4,5 тыс. учреждений; он обслуживал 4,8 млн. различных предприятий, учреждений и организаций. Здесь ежедневно проводилось более 9 млн. операций.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретическая часть:
1.1 История развития
1.2 Фиктивная капитализация банков
1.3 Правовые основы и цели деятельности банка
1.4 Организационная структура Банка России
Глава 2 Аналитическая часть:
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики
2.2 Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2010 году
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Центральный Банк исправленный.doc

— 147.00 Кб (Скачать)
 

     1.3 Организационная структура Банка России

     Структура Центрального Банка РФ построена таким образом, чтобы обеспечить выполнение возложенных на него функций с учетом государственного устройства России.

     Российская  Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. На территории каждого субъекта функционирует соответствующее учреждение Банка России, но в целом банк представляет собой строго централизованную систему управления:1

    • центральный аппарат ЦБ (22 департамента);
    • территориальные учреждения ЦБ, в т.ч. национальные банки республик;
    • расчетно-кассовые центры (РКЦ);
    • вычислительные центры;
    • полевые учреждения (организуются для обслуживания воинских частей);
    • учебные заведения.

     По  решению Совета директоров ЦБ РФ территориальные  учреждения могут образовываться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов РФ (в настоящее время это и осуществлено). Территориальные органы ЦБ не являются юридическими лицами, их права ограничены инструкциями и указаниями, едиными для всей России.

     Высшим  органом ЦБ РФ является Совет директоров, в его состав входят Председатель Банка России и 12 членов. Возглавляет Совет Председатель ЦБ РФ, который назначается Государственной Думой сроком на 4 года по представлению Президента России. Члены Совета директоров назначаются на должность по представлению Председателя ЦБ также на 4 года, они работают в ЦБ РФ на постоянной основе Члены Совета не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, других законодательных и представительных органов, членами правительства.

     Основными функциями Совета директоров являются:

     а) разработка и обеспечение выполнения основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

     б) рассмотрение и утверждение сметы  расходов ЦБ на отчетный год;

     в) определение и утверждение структуры ЦБ РФ и его подразделений, порядка своей работы;

     г) назначение главного аудитора ЦБ РФ;

     д) принятие решения:

    • о создании и ликвидации учреждений ЦБ РФ;
    • о величине обязательных резервных требований, обязательных нормативов, учетной ставки ЦБ РФ;
    • о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения;
    • и другие.

     Для координации работы Банка с другими  органами, совершенствования денежно-кредитной системы при Совете директоров создан Национальный банковский совет. В его состав входят 15 членов, в т.ч. два представителя от Совета Федерации РФ, по 3 представителя от Президента РФ и Правительства РФ, а также министр Финансов РФ и министр экономики РФ. Остальные его члены назначаются Государственной Думой по представлению Председателя ЦБ РФ, который и возглавляет Национальный совет.

     ЦБ  РФ имеет уставный капитал, который  служит обеспечением его обязательств, за счет прибыли он может создавать  фонды различного назначения, резервы. Нормативы отчислений прибыли в эти фонды и порядок их расходования определяются Советом директоров.

     До  завершения отчетного года Государственная  Дума принимает решение об аудите годового отчета ЦБ и назначает аудиторскую  фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории РФ.

     ЦБ  РФ подотчетен Государственной Думе. Председатель ЦБ ежегодно, не позднее 15 мая, представляет отчет за прошедший год на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу.

     По  результатам рассмотрения годового отчета в Государственной Думе дается заключение, которое вместе с годовым  отчетом направляется Правительству и Президенту.

     Внутренний  аудит ЦБ РФ осуществляется службой  главного аудита, непосредственно подчиненной  Председателю ЦБ РФ.

     ЦБ  РФ ежемесячно публикует свой баланс и данные о денежном обращении («Вестник Банка России», «Бюллетень банковской статистики», «Деньги и кредит» и другие издания). 

     1.4 Фиктивная капитализация банков

     С целью противодействия использованию  банками разного рода схем для  искусственного завышения или занижения  значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

     В связи с расширением круга  кредитных организаций, предоставляющих  населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

     С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные  организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.

     В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

     В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

     В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.

     В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

     В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора  на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

     Основными задачами развития банковского сектора  являются:

     - усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

     - повышение эффективности осуществляемой  банковским сектором деятельности  по аккумулированию денежных  средств населения и организаций  и их трансформации в кредиты  и инвестиции;

     - повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;

     - предотвращение использования кредитных  организаций для осуществления  недобросовестной коммерческой  деятельности и в противоправных  целях (прежде всего таких,  как финансирование терроризма  и легализация доходов, полученных преступным путем);

     - развитие конкурентной среды  и обеспечение транспарентности  в деятельности кредитных организаций;

     - укрепление доверия к российскому  банковскому сектору со стороны  инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

     Реформирование  банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2

     Денежно-кредитная  политике

     2.1 Инструменты денежно-кредитной политики

     В 2010 г. в условиях замедления инфляции и умеренных инфляционных ожиданий Банк России проводил стимулирующую денежно-кредитную политику. В первом полугодии Банк России четыре раза снижал ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям денежно-кредитной политики в целях повышения доступности заемных средств для реального сектора экономики и создания условий для восстановления внутреннего спроса. Ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75% годовых. На этом фоне происходило постепенное снижение краткосрочных ставок денежного рынка до уровня, близкого к нижней границе коридора процентных ставок Банка России.

     В июне—ноябре 2010 г. Совет директоров Банка России принимал решения о сохранении на неизменном уровне ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям. В конце декабря 2010 г. Банк России с учетом возросших инфляционных рисков принял решение о повышении процентных ставок по депозитным операциям на 0,25 процентного пункта, оставив при этом без изменения ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям предоставления ликвидности для поддержки экономического роста.

     В целях повышения гибкости валютного  курса и сокращения масштабов прямого вмешательства Банка России в процессы курсообразования на внутреннем валютном рынке с 13 октября 2010 г. операционный интервал допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины, используемый для сдерживания излишне резких колебаний валютного курса, был расширен с 3 до 4 рублей. Была также снижена величина накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интервала на 5 копеек, с 700 млн. долл. США до 650 млн. долларов США.

     Объем нетто-покупки иностранной валюты Банком России за прошедший год составил 34,1 млрд. долл. США. При этом объем нетто-продажи иностранной валюты Банком России в октябре—декабре был равен 10,4 млрд. долл. США. Общий объем предоставления рублевой ликвидности в результате данных операций за 2010 г. составил 995,9 млрд. руб., в то время как объем изъятия рублевой ликвидности за IV квартал равнялся 325,3 млрд. рублей.

     В условиях высокого уровня ликвидности  банковского сектора Банк России в 2010 г. активизировал проведение операций по абсорбированию свободных средств кредитных организаций. Основными используемыми для этого инструментами были проводимые с кредитными организациями депозитные операции и операции с облигациями Банка России.

     Общий объем заключенных Банком России депозитных сделок за 2010 г. увеличился по сравнению с 2009 г. в 2 раза и достиг 35,3 трлн. рублей. За IV квартал 2010 г. их объем составил 9,1 трлн. рублей.

     В 2010 г. активность на рынке облигаций Банка России существенно повысилась по сравнению с предыдущим годом. В рассматриваемый период состоялось 34 аукциона по продаже ОБР, объем привлеченных средств на которых составил 1874,1 млрд. руб. (в 2009 г. — 32 аукциона на общую сумму 297,5 млрд. руб.). Объем ОБР, размещенных на аукционах в IV квартале 2010 г., сократился по сравнению с III кварталом и составил: в октябре 49,1 млрд. руб., в ноябре — 4,5 млрд. руб., в декабре — 4,5 млрд. рублей.

Информация о работе Центральный Банк России и его роль в экономике