Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:43, курсовая работа
Актуальность темы подтверждается тем, что роль Центрального Банка в экономике России очень важна, например, в период кризиса, когда была особенно необходима продуманная кредитно-денежная политика: жесткое регулирование валютного курса, поддержание отечественных производителей путем их кредитования, и в результате, предотвращение обнищания широких слоев населения.
Целью данной работы является рассмотрение задач, функций Центрального Банка РФ, основных экономических принципов деятельности Центрального Банка.Также в своей работе я рассмотрела историю развития Центрального Банка РФ.
Глава 1. История развития Центрального Банка Российской Федерации
1.1.Государственный банк Российской Империи
1.2.Народный банк РСФСР
1.3.Государственный банк СССР
1.4.Центральный Банк Российской Федерации
Глава 2.Характеристика Центрального Банка Российской Федерации.
2.1.Структура и органы управления
2.2.Правовой статус Центрального Банка Российской Федерации
2.3.Цели и функции Центрального Банка Российской Федерации
Глава 3.Экономические принципы деятельности Центрального Банка Российской Федерации
Заключение
Список источников
С середины 2010 г. макроэкономическая ситуация начала изменяться. Начиная с августа инфляция стала расти. В конце декабря на фоне растущей инфляции было принято решение о повышении процентных ставок на 0,25% по привлекаемым Банком России депозитам. В начале 2011 года Банк России продолжил ужесточение денежно-кредитной политики. В целях снижения инфляции в январе было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов. В феврале Банк России объявил о еще одном повышении нормативов обязательных резервов и о повышении большинства процентных ставок Банка России, включая ставку рефинансирования, на 0,25%. В марте 2011 г. вновь было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов.
Глава 2.Характеристика Центрального Банка Российской Федерации.
2.1.Структура и органы управления
Организационная структура Банка России – единая вертикальная система управления ЦБ РФ. В нее входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, подразделения безопасности, Российское объединение инкассации и другие организации, которые необходимы для осуществления деятельности Центробанка.
Центральный Аппарат ЦБ состоит из 27 подразделений, управлений и департаментов.
Территориальные учреждения - обособленные подразделения Банка России, выполняющие часть его функций на территории субъекта Российской Федерации.
Расчетно-кассовые центры (РКЦ) - структурные подразделения, действующие в составе территориального учреждения ЦБ РФ и осуществляющие банковские операции с денежными средствами.
Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также положением о полевых учреждениях ЦБ, утверждаемым совместно Центробанком и Министерством обороны РФ.
Вычислительные центры ЦБ занимаются информационно-вычислительным обслуживанием управлений Банка России.
Российское объединение инкассации – крупнейшая в России инкассаторская организация, созданная согласно закону о ЦБ как самостоятельное юридическое лицо. Осуществляет инкассацию для подразделений Банка России, но также оказывает услуги на коммерческой основе для организаций.4
Всего в структуре Центрального банка России работает около 70 тыс. человек. Для сравнения: общая численность сотрудников АвтоВАЗа в 2011 году составила 65 тыс.
Высшим органом Банка России является Совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.
Совет директоров выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
2)утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;
3)рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете.
Национальный
банковский совет. В него входят 12 человек,
из которых двое направляются Советом
Федерации Федерального Собрания РФ из
числа членов Совета Федерации, трое —
Государственной Думой из числа депутатов
Государственной Думы, трое — Президентом
РФ, трое — Правительством РФ. В состав
Национального банковского совета входит
также
Председатель Банка России, который назначается
на должность Государственной Думой сроком
на четыре года большинством голосов от
общего числа депутатов Государственной
Думы.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в функции Национального банковского совета входит:
Участники Национального банковского совета (НБС) за исключением председателя Банка России не являются сотрудниками ЦБ и не получают вознаграждения за свою деятельность.
Совет собирается не реже одного раза в квартал. Из числа участников избирается председатель НБС. Кворум составляет семь человек, решение принимается простым большинством голосов.
В настоящее время в Центральном банке Российской Федерации функционируют следующие структурные подразделения: | |
Сводный экономический департамент | |
Департамент исследований и информации | |
Департамент наличного денежного обращения | |
Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России | |
Департамент регулирования расчетов | |
Департамент бухгалтерского учета и отчетности | |
Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций | |
Департамент банковского регулирования и надзора | |
Департамент финансовой стабильности | |
Главная инспекция кредитных организаций | |
Департамент операций на финансовых рынках | |
Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках | |
Департамент финансового
мониторинга и валютного | |
Департамент платежного баланса | |
Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | |
Юридический департамент | |
Департамент полевых учреждений | |
Департамент информационных систем | |
Департамент кадровой политики и обеспечения работы с персоналом | |
Финансовый департамент | |
Департамент внутреннего аудита | |
Департамент международных финансово-экономических отношений | |
Департамент внешних и общественных связей | |
Административный департамент | |
Главное управление недвижимости Банка России | |
Главное управление экспертизы и планирования капитальных затрат Банка России | |
5Главное управление безопасности и защиты информации |
2.2.Правовой
статус Центрального Банка
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2).Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.6 В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.
Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.