Ценовая, неценовая и недобросовестная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:21, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Особенно для такой страны как Украина, где в данный момент происходит жесткая политическая и экономическая конкуренция, что, конечно же, способствует активизации экономических процессов, но главной проблемы как увядающую экономику, всё-таки не решает. Ведь стоит вспомнить хотя бы тот факт, что за январь-июль 2009 года объем услуг, реализованных потребителям предприятиями сферы услуг, составлял 102,4 млрд.грн., что на 16,3% меньше уровня соответствующего периода прошлого года.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

     В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом  ведения конкурентной борьбы, т.к.. с помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

     Производитель в условиях монополистической конкуренции  может, манипулируя продуктом, добиться, по крайней мере, временного преимущества над конкурентами. Такой же результат  может быть достигнут производителем с помощью рекламы и других приемов стимулирования сбыта. В то время как дифференциация продукта приспосабливает продукт к потребительскому спросу, реклама приспосабливает потребительский спрос к продукту.

     С помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример.

     Во  времена существования ФРГ у  западногерманских потребителей большим  спросом пользуется французское пиво. Западногерманские производители делали все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива, ни патриотические призывы "немцы, пейте немецкое пиво", ни манипулирование ценами ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.[7]

     Цель  рекламы фирмы, действующей в  условиях монополистической конкуренции, простая. Фирма надеется увеличить свою рыночную долю и усилить лояльность потребителей по отношению именно к ее дифференцированному продукту. В переводе на специальные термины это означает, что фирма надеется, что реклама передвинет кривую ее спроса направо и одновременно уменьшит ее ценовую эластичность.

     Наиболее  интенсивно реклама проводится в  условиях монополистической конкуренции  и олигополии.

     Огромные  расходы, связанные с рекламной  деятельностью, вызывают неоднозначные  оценки в отношении целесообразности рекламы.

     С одной стороны, утверждается, что подобного рода деятельность носит расточительный характер и ослабляет конкуренцию. И действительно, например, в США расходы на рекламу превышают суммы, расходуемые правительствами штатов и муниципалитетами. С другой стороны, рекламе приписывается много положительных моментов, которые связаны как и с интересами потребителей, так и эффективностью функционирования национальной экономики, а также с укреплением рыночных сил, что ведет к обострению конкурентной борьбы. Итак, вкратце остановимся как на положительных, так и на отрицательных сторонах рекламной деятельности.

     В связи со столь двойственной оценкой  рекламной деятельности, очевидно, законодательным и исполнительным органам страны необходимо постоянно  отслеживать процессы рекламной  деятельности с целью принятия тех или иных действенных мер, своевременно лимитировать, либо не допустить отрицательные последствия от рекламы. Это относится прежде всего к сегодняшней России, которую захлестнула настоящая рекламная вредоносная вакханалия, которая наносит ущерб не только национальной экономике, но и здоровью, психике населения.

     К недостаткам рекламы  относят:

     - содержание рекламы часто неинформативно  и вводит в заблуждение покупателей.

     - реклама требует больших финансовых  затрат, они увеличивают цену товаров, - потребителей побуждают тратить деньги на товары, которые им в действительности не нужны.

     - средства массовой информации  зависят от рекламодателей, это  ограничивает их свободу. 

     Однако  нельзя забывать и  неоспоримые плюсы  рекламной деятельности:

     - реклама обеспечивает потребителей  информацией о ценах, последних  новинках на товарном рынке.

     - реклама часто приводит к снижению  цен. Создавая массовые рынки,  реклама позволяет уменьшить  себестоимость продукции, что  дает возможность производителям понижать издержки. Этой экономией пользуется потребитель.

     - реклама стимулирует конкуренцию,  и от этого выигрывают потребители  и все общество.

     - доходы от рекламы оплачивают  большую часть расходов на  журналы и газеты, всю стоимость  коммерческого радио и ТВ.

     - реклама приносит пользу экономики  в целом, стимулируя потребительский  спрос, влияет на оживление  экономики. Реклама помогает поддерживать  спрос на нужном уровне.

     Свидетельства экономических последствий рекламы  являются разнородными, так как исследователи обычно испытывают трудности при выявлении истинных причин и следствий. Допустим, обнаружено, что фирмы, которые рекламируют многие свои товары, имеют значительную монопольную власть и большие прибыли. Означает ли это, что реклама создает барьеры для вступления, которые, в свою очередь, укрепляют эту монопольную власть и прибыли? Или же эти самые барьеры для вступления не связаны с рекламой, но являются источником монопольных прибылей, позволяют фирмам щедро тратиться на рекламу своих продуктов? Очевидно одно - то, что в настоящее время просто нет единого мнения в отношении экономических последствий рекламы.

     Таким образом, мы установили, что основными  методами неценовой конкуренции  являются дифференциация продукта, улучшение  его качественных и потребительских свойств, реклама. Также мы выяснили, что основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен - постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства.

 

Недобросовестная  конкуренция 

     Недобросовестная  конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.

     Тут следует сказать, что в разных странах могут существовать по сути разные трактовки законов на этот счёт, а так как ближе всего нам наша родная Украина, то и рассмотрим недобросовестную конкуренцию в её пределах. Если говорить, что это такое и с чем его едят, то…

     Согласно  Закону Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" (далее - Закон), недобросовестными считаются любые действия в конкуренции, противоречащие торговым и другим честным обычаям в хозяйственной деятельности. В главах 2-4 названного Закона такими действиями признаются:

     - копирование внешнего вида продукта конкурента с указанием своего логотипа на упаковке;

     - реклама своего продукта, содержащая сравнение с продуктом конкурента;

     - распространение заведомо ложной информации, дискредитирующей конкурента;

     - склонение поставщика или заказчика к отказу от работы с конкурентом или к созданию ему невыгодных условий работы, то есть к бойкоту;

     - подкуп работника конкурента для невыполнения им нужным образом своих обязанностей;

     - использование финансового и административного давления на покупателя конкурента с целью его переманить;

     - сбор, использование, а также разглашение или склонение к разглашению коммерческой информации;

     - демпинг в отдельных случаях. 

     И как пример…

     Согласно  сведениям пресс-службы АМКУ, в апреле 2009 г. Антимонопольный комитет Украины оштрафовал на 500 тыс. грн ООО "Инфинити Центр Украина" (г. Киев) за недобросовестную конкуренцию в отношении международной компании "Ниссан Джидоша Кабушики Каиша" (Йокогама, Япония). Неправомерным Комитет признал тот факт, что в фирменном наименовании украинской компании употреблено слово "инфинити", приоритет на использование которого принадлежит японской автомобилестроительной компании. 

     По  итогам расследования Комитета, действия ООО "Инфинити Центр Украина" были квалифицированы как использование  чужой деловой репутации, поскольку обе фирмы продают автомобили в Украине и являются конкурентами. Не будучи официальным дистрибьютором автомобилей компании "Ниссан Джидоша Кабушики Каиша", ООО "Инфинити Центр Украина" (на рынке с 2005 года) рекламировало свои услуги с использованием обозначений NISSAN и INFINITI. Бренд INFINITI был создан в 1989 году. Затраты на рекламу официального дистрибьютора продукции этой компании ООО "Ниссан Мотор Украина" составили $10 млн только за прошлый год. 

     «Куда бежать? За что хвататься?» - спросите Вы. Ну, тут можно дать следующий совет:

     Если  недобросовестные действия конкурентов  не вызывают сомнений, то не стоит затягивать. Заявление о защите прав от недобросовестной конкуренции подают не позже полугода с момента выявления их нарушения.

     Борьба  с "недобросовестными конкурентами" осуществляется, как правило, двумя  способами: административным или судебным. Первый способ предусматривает обращение  с заявлением или жалобой в  государственный орган власти, рассматривающий  связанные с недобросовестной конкуренцией нарушения. В Украине таким органом власти является Антимонопольный комитет. Второй способ заключается в подаче искового заявления в хозяйственный суд.

 

     Заключение 

     Итак, рассмотрев под увеличительным стеклом некоторые виды конкуренции, можно сказать, что понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства. 

     Также установлено, что конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки. 

Положительные стороны конкуренции:

     1.  конкуренция  заставляет  постоянно   искать   и   использовать   в

производстве  новые возможности;

     2. конкуренция требует совершенствовать  технику и технологии;

     3. конкуренция стимулирует повышение качества товара;

     4. конкуренция заставляет снижать  затраты (и цены);

     5. конкуренция требует от поставщиков  товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

     6. конкуренция ориентирует на ассортимент  товаров повышенного спроса;

     7. конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

     8. конкуренция вводит новые формы  управления. 

Отрицательные стороны конкуренции:

     1. при конкуренции наблюдается  беспощадность и жестокость по  отношению к неудачнику;

     2. многочисленность «жертв» в виде  банкротств и безработицы.

 

Список  использованной литературы 

  1. Бродская  Т.Г. «Экономическа теория: Учеб. пособие». – проф.М.: РИОР, 2008. – 208с.
  2. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. «Экономическая теория». - СПб.: Питер, 2003.
  3. Журавлева Г.П. «Экономика: учебник». - М.: Юрист, 2001.
  4. Куранов Л.П., Яковлев Г.Е. «Курс экономической теории: учебное пособие - 4-е изд.» - М.: Вуз и школа, 2004.
  5. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л.  - «Экономикс: принципы, проблемы и политика»: Пер с 14-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М,  2003. – XXXVI, 972с.
  6. Носова С.С. «Экономическая теория: учебник для вузов.» - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.
  7. Статьи, интервью, новости – 2009.

Информация о работе Ценовая, неценовая и недобросовестная конкуренция