Ценовая, неценовая и недобросовестная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:21, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Особенно для такой страны как Украина, где в данный момент происходит жесткая политическая и экономическая конкуренция, что, конечно же, способствует активизации экономических процессов, но главной проблемы как увядающую экономику, всё-таки не решает. Ведь стоит вспомнить хотя бы тот факт, что за январь-июль 2009 года объем услуг, реализованных потребителям предприятиями сферы услуг, составлял 102,4 млрд.грн., что на 16,3% меньше уровня соответствующего периода прошлого года.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

Введение 

     Конкуренция существовала во все времена и  в любом отдельно взятом микромире  или целостной системе. В классическом определении, Конкуре́нция — соперничество нескольких субъектов в достижении схожей цели. Это значит, что данное понятие распространяется не только на привычную нам сферу его применения – экономику (экономические отношения), но даже на биологию, межличностные, семейные отношения и т.п. Как пример, в биологии говорят о конкуренции между особями одного вида (внутривидовая конкуренция) или между особями разных видов (межвидовая конкуренция), в виду ограниченности ресурсов внешней среды — пищи, света, воды, убежищ и т. д. Однако, в данной реферативной работе мы не будем изучать все подряд сферы применения данного понятия, а остановимся только на экономической.

     Актуальность  данной темы состоит в том, что  в настоящее время конкуренция  играет основополагающую роль в экономике любой страны. Особенно для такой страны как Украина, где в данный момент происходит жесткая политическая и экономическая конкуренция, что, конечно же, способствует активизации экономических процессов, но главной проблемы как увядающую экономику, всё-таки не решает. Ведь стоит вспомнить хотя бы тот факт, что за январь-июль 2009 года объем услуг, реализованных потребителям предприятиями сферы услуг, составлял 102,4 млрд.грн., что на 16,3% меньше уровня соответствующего периода прошлого года.

 

     Понятие конкуренции 

     Конкуренция  –  это  борьба  между  товаропроизводителями,  между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек»  потребителя.  Конкуренция является «невидимой рукой»,  которая регулирует все общественное хозяйство.  Конкуренция служит   одним  из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников  и  трудовых  коллективов.   Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.  

Конкуренция может быть:

      предметная, когда конкурируют аналогичные товары, (например, легковые автомобили нашей фирмы и легковые автомобили фирм-конкурентов);

      видовая, когда конкурируют товары одного вида (например, автобусы, троллейбусы, трамваи);

      функциональная, когда конкурируют товары, призванные выполнять определенную функцию, (например, перевозку пассажиров, т.е. самолеты, пароходы, железнодорожный транспорт и т.д.).

     Поэтому, изучая степень конкуренции на рынке, нельзя ограничиваться только предметной конкуренцией, следует также учитывать возможное влияние на развитие рынка видовой и функциональной конкуренции. 

     Конкуренция подразделяется также на ценовую  и неценовую. Вдобавок к этому, существует недобросовестная конкуренция.

     И именно о трёх последних видах  конкуренции будет идти речь далее  в данной реферативной работе.

 

     Ценовая конкуренция 

     Ценовая конкуренция - конкуренция, связанная  с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий сбыта. Например, использование системы скидок по сравнению с объявленными ценами для тех или иных групп покупателей, занижение цен, использование одинаковых цен для товаров разного качества и т. д.

     Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

     Ценовая конкуренция наблюдается в том  случае, когда конкурирующие фирмы  используют политику цен как основной рычаг конкурентной борьбы. Причем она может осуществляться как прямо, открыто, путем публичного заявления о снижении цен на свою продукцию, так и скрыто, когда порог снижения цен огласке не подлежит.

     Когда рынки монополизированы, разделены  между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен» - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства («Тексас инструментс» установила в 1972 году цену на портативный калькулятор 149,95 долларов, а в 1977 году снизила ее до 6-7 долларов [5]) и соответствующего повышения массы прибыли.

     Когда же установилось равновесие, новая  попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов. В итоге спад производства усиливается и вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов, наступают неожиданные разорения и банкротства.

     Ценовая конкуренция применяется главным  образом фирмами - аутсайдерами в  борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары: например, в 1982 году «Дейта Дженерал» снизила цену на одно из запоминающих устройств на 68%, «Перкин -Элмерс» - на 61%, «Хьюлетт - Паккард» на 37,5%, в результате чего средний уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981г.) до 5 долларов (середина 1982 г.).

     При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало: так, «Крейт Ресерч» выпустила в 1976 году компьютер производительностью 1 млн. операций/сек. и ценой 8,5 млн. долларов, а в 1982 году - компьютер, производительность которого в три раза выше, а цена повысилась только на 15% [5].

     Основное  условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен - постоянное совершенствование производства и  снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства.

     Механизм  ценовой конкуренции действует  следующим образом. Фирма-производитель  устанавливает на свою продукцию  цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие  возможности последовать этой инициативе, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который выведет фирму из трудного положения, переживет “войну цен” и дождется нового повышения цен на продукцию. Так что на выигрыш может рассчитывать только та фирма, которая имеет действительно сильное положение на рынке по сравнению с конкурентами. Если же конкурирующие фирмы находятся в примерно равных условиях, то “ценовая война” не просто расточительна, но и бессмысленна.

     В условиях монополизации экономики ценовая конкуренция значительно ограничена. В связи с этим происходит перенос акцентов конкурентной борьбы в область неценовых факторов (качество, новизна, прогрессивность, соответствие международным стандартам, оперативность технического обслуживания).

 

     Неценовая конкуренция 

     Неценовая конкуренция - метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое соперничество с конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства продукции, ее новизна, надежность, оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.

     Основными формами неценовой конкуренции  в условиях монополистической конкуренции являются дифференциация продукта, улучшение его качественных и потребительских свойств, реклама. Дифференциация продукта позволяет предложить покупателям самые разнообразные по типу, стилю, марке, качеству товары и услуги. Когда этот процесс успешен, он позволяет фирме создать свой постоянный круг покупателей, которые предпочитают ее товары аналогам у конкурентов.

     Однако  при наличии столь разнообразного ассортимента предлагаемых товаров  и услуг всегда имеется возможность  нового предложения, которое будет отличаться от уже имеющегося многообразия продуктов. Доскональное изучение разнообразия потребительских вкусов потребителей, отдельных их оттенков позволяет новым товаропроизводителям найти свою нишу на рынке.

     Дифференциация  продукта выступает своего рода компенсацией тех недостатков, которые присуще монополистической конкуренции и связаны прежде всего с издержками, связанными с функционированием такой рыночной структуры. В то же время дифференциация продукта, доведенная до крайней степени своего проявления, с одной стороны сбивает с толку потребителя, усложняя процесс выбора, с другой стороны, может породить ложные ориентиры в выборе. Довольно часто предпочтение одним товарам перед другими отдается исходя не из действительных качественных и потребительских свойств товара, а из цены, считая что последняя служит наилучшим показателем качества предлагаемых товаров и услуг.

     Другой  формой неценовой конкуренции является совершенствование конкурентами выпускаемых  продуктов и предлагаемых услуг. Улучшение качественных характеристик или потребительских свойств товара обеспечивает расширение рынка реализации продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своей продукции. Данная форма конкуренция имеет своим следствием два положительных момента, помимо лучшего удовлетворения потребностей покупателей.

     Первый  заключается в том, что удачное  улучшение продукта одной из фирм побуждает другие предприятия принимать  необходимые меры с целью преодолеть временное преимущество этой фирмы. В целом это содействует развитию научно-технического прогресса не только в сфере потребительских товаров, но и непосредственно в области ресурсного и материально-технического обеспечения выпуска товаров непроизводственного назначения.

     Второй  момент сопряжен с появлением новых источников финансирования процесса дальнейшего совершенствования выпускаемого продукта или создание качественно нового товара. Успех в деле расширения продукта позволяет расширить производство, достигать оптимальных его масштабов и получать в значительных объемах экономическую прибыль, которая как раз и служит этим новым финансовым источником.

     Отмечая положительные стороны конкуренции  в форме совершенствования продукта, нельзя не обращать внимания на имитационную деятельность фирм в данной области. У фирмы-имитатора активность на совершенствование продукта, как правило, ограничиваются незначительными поверхностными изменениями продукта, добиваясь внешнего эффекта, выдающего кажущиеся изменения в продукте за действительные, а также априори закладывают моральный износ в усовершенствованный продукт, что вызывает быстрое разочарование покупателя в обладании продуктом, на смену которого пришла уже его новая модель. Ясно, что подобное направление деятельности фирм объективно ведет к расхищению ограниченных ресурсов и вызывает рост потребительских расходов населения.

     К числу неценовых методов относят  также предоставление большого комплекса  услуг (в том числе обучение персонала), бесплатное сервисное обслуживание, зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.

     В настоящее время получили очень  большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

Информация о работе Ценовая, неценовая и недобросовестная конкуренция