Ценовая дискриминация и ее последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:49, реферат

Описание работы

Модель простой монополии построена исходя из допущения, что все единицы продукции, продаваемые на протяжении определенного периода времени, реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика является абсолютно неизбежной в любой ситуации, когда возможна перепродажа продукции. Например, весьма маловероятно, чтобы книжный магазин, расположенный на территории университетского городка (типичная монополия), стал вдруг продавать учебники по экономике студентам старших курсов по одной цене, а всем остальным - с 25%-й скидкой.

Содержание

Введение 3
1 .Понятие ценовой дискриминации. 4
1.1 Формы и виды ценовой дискриминации 5-6
1.2 Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации. 6-10
2 .Практика ценовой дискриминации ,сезонные продажи ,нелинейное ценообразование ,сезонное ценообразование. 10-16
3.Влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние общества 16-19
4 Заключение 19
5 Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по микроэконимике.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ 
 

Негосударственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования «МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА» 

                                        Факультет: «Страховой бизнес»

                                        Кафедра:    «Страховое дело»

                                        Специальность «  Финансы и кредит»

                                        Специализация «Страхование»   

                                                                                    
 

РЕФЕРАТ 

«Ценовая дискриминация и ее последствия »

Выполнила студентка   курса _I_, группы ФКЗ-1-11 ЗО

Овчинникова Светлана Александровна

              Фамилия, имя, отчество  студент___ 

 
Принял _____________________________  _____________________________________

                         Должность, звание                                                       Фамилия, имя, отчество  
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2012 г. 

     Содержание: 

Введение                                                                                                         3

1 .Понятие ценовой дискриминации.                                                          4

1.1 Формы и виды ценовой дискриминации                                              5-6

1.2 Мотивы и  условия эффективности ценовой  дискриминации.           6-10

2 .Практика ценовой дискриминации ,сезонные продажи ,нелинейное ценообразование ,сезонное ценообразование.                                           10-16

3.Влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние общества                                                                                                         16-19

4 Заключение                                                                                                  19

5 Список литературы                                                                                      20 

 

      Введение 

     Модель  простой монополии построена  исходя из допущения, что все единицы продукции, продаваемые на протяжении определенного периода времени, реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика является абсолютно неизбежной в любой ситуации, когда возможна перепродажа продукции. Например, весьма маловероятно, чтобы книжный магазин, расположенный на территории университетского городка (типичная монополия), стал вдруг продавать учебники по экономике студентам старших курсов по одной цене, а всем остальным - с 25%-й скидкой. Если даже он и попытается так сделать, то какой-нибудь сметливый второкурсник вскоре начнет покупать эти книги для их последующей перепродажи старшекурсникам по сходной цене. Вскоре продажи книг в этом магазине по исходной цене упадут до нуля.

     Однако  не все фирмы вынуждены продавать все единицы продукции по одной цене. Есть фирмы, которые устанавливают разные цены для разных покупателей на один и тот же продукт. Если цены, установленные для разных покупателей, отражают не различия в издержках фирмы, связанных с индивидуальным подходом к обслуживанию этих покупателей, то фирма осуществляет ценовую дискриминацию.

     Так, театр, устанавливающий цену на билет  в 5 долларов для взрослых и 3 доллара  для детей, осуществляет ценовую  дискриминацию, поскольку издержки театра одинаковы для всех посадочных мест. Иначе обстоит дело, например, на бензоколонке, где цена одного галлона бензина на 4 цента ниже, если клиент платит наличными, а не с помощью кредитной карточки. Здесь просто учитывается разница в издержках при различных видах кассовых операций.[1, c.205] 

 

     
  1. Понятие ценовой  дискриминации. Формы  и виды ценовой  дискриминации
 

     Термин "дискриминация" образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия. Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведения продавца как наиболее часто встречающийся. Ценовые различия, возникающие на основе конкурентной борьбы разных фирм, предлагающих одну и ту же продукцию, относятся к другим особенностям функционирования рынка и не связаны с дискриминацией.

     Смысл дискриминационного поведения состоит  в том, чтобы использовать все  возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели.

     Сделанный в определении акцент на отсутствие связи ценовых различий с затратами не случаен. Цены реальных сделок обычно отличаются друг от друга из-за несовпадения условий доставки, страховки, упаковки, кредита, дополнительного сервиса, комплектации, а также по причине обеспечения изготовителем особых качественных характеристик изделия в соответствии с индивидуальными запросами потребителей. В тех случаях, когда покупатель оплачивает особенности индивидуальной сделки, требующие соответствующих затрат, ценовые различия, не являются дискриминационными. И наоборот, оплачивая то, что не требует дополнительных расходов, покупатель подвергается ценовой дискриминации.

    1.1 Формы и виды ценовой дискриминации

     Сама  постановка вопроса о ценовой  дискриминации предполагает достаточно высокую степень развития рыночных отношений. Разовые, случайные сделки между сменяющими друг друга покупателями и продавцами всегда совершались по разным ценам. Как сумели договориться, на том и порешили! Лишь со временем возникают условия для формирования того, что можно назвать единой ценой товарного рынка.

     Для этого необходимо прежде всего формирование определенного экономического пространства с относительно устойчивым составом участников сделок. Можно сказать, что  рынок должен обрести свои границы. Эти границы определены сбытовыми  подразделениями тех фирм, которые выступают как поставщики рынка, и кругом тех покупателей товаров, которые одновременно предъявляют спрос на эту товарную массу. Неопределенность состава покупателей и продавцов порождает неопределенность цен, постоянное изменение условий спроса и предложения.

     На  этом фундаменте главная причина, выравнивающая  цены, - конкуренция. Конкурируют между  собой продавцы, предлагая клиентам выгодные альтернативы. Конкурируют  между собой покупатели. Они ведут  борьбу не только за товар, но и за наиболее выгодные условия его приобретения. Любые возможные преимущества кого-либо из потребителей вызывают стремление других занять место более удачливых собратьев. Наконец, конкурируют между собой покупатели и продавцы. Если судьба каждого из них зависит от поведения другого, то они вынуждены договариваться, согласовывать свои интересы и возможности. В результате сама жизнь заставляет вести торговлю по примерно одинаковым ценам.

     И так, все то, что может подорвать какое-либо направление конкурентных отношений, а также расчленить единое конкурентное пространство, создает предпосылки для ценовой дискриминации.

     Если  ценовая дискриминация возникает на основе реальных противоречий рыночного механизма, то одна из особенностей его функционирования - приведение всех индивидуальных оценок и возможностей к единому усредненному, наиболее представительному уровню. На рынке все равны. Но за общей кривой спроса скрывается совокупность разных индивидуальных ценностных оценок потребителей при разных бюджетных возможностях. Это значит, что при единой рыночной цене всегда есть покупатели, готовые заплатить больше за то же количество товара.

     Кроме того, как мы знаем, если бы цена была больше, потребители не отказались бы от покупок совсем, а купили бы меньшее количество единиц товара. Значит, покупая больше при данной цене, они как бы недоплачивают за предыдущие единицы товара. Таковы общие правила рыночной игры.

     И еще. Географически и институционально обособленные рынки создают естественную базу ценовых различий, если фирма  имеет возможность одновременного выхода на эти рынки. 

1.2 Мотивы и условия  эффективности ценовой  дискриминации

Фирма, действующая  в условиях рынка совершенной  конкуренции, не обладает властью над  ценой, она вынуждена продавать  весь объем выпуска по той цене, которую предлагает рынок. На рынке несовершенной конкуренции отдельная фирма приобретает определенную (большую или меньшую) власть над ценой, повышая ее по сравнению с конкурентным уровнем с целью максимизации прибыли. Однако если фирма будет использовать ценовую дискриминацию, ее прибыль вырастет. Ценовая дискриминация наблюдается там, где фирма назначает разные цены на один и тот же товар для разных групп потребителей, причем различия в цене не обусловлены различиями в издержках или качестве товара.

Мотив использования системы ценовой дискриминации состоит в стремлении фирмы, обладающей монопольной властью на рынке, максимизировать прибыль. Назначая для всех покупателей единую цену, продавец теряет потенциальную прибыль из-за того, что на рынке остаются покупатели, чья максимальная готовность платить превышает предельные издержки производства товара.

Поскольку фирма  в условиях несовершенного рынка  обладает рыночной властью, расширение объема продаж возможно только за счет снижения цены единицы товара. Функция  спроса отдельной фирмы не является абсолютно эластичной. Дополнительная выручка, полученная при продаже дополнительной единицы товара, отражает два эффекта: рост обшей выручки от продажи еще одной единицы товара и уменьшение средней выручки на весь предыдущий объем выпуска:

где MR - предельная выручка фирмы;

Р - цена, назначаемая  фирмой на товар;

Q - объем продаж  фирмы;

- изменение цены товара в результате изменения объема выпуска.,

Если бы фирме  удалось уменьшить цену только одной  дополнительной единицы выпуска, не сокращая цены других единиц, ее прибыль  существенно возросла бы. Методы ценовой дискриминации призваны разграничить существующий выпуск и дополнительные продажи с целью получения дополнительной прибыли, которая в обычном случае достается потребителям как часть потребительского излишка.

Ценовую дискриминацию  нелегко осуществить на практике. Для того чтобы ценовая дискриминация была эффективной - способствовала бы росту прибыли фирмы - должны выполняться следующие условия:

Наличие у фирмы  рыночной власти. Если фирма не обладает определенной степенью влияния на рынок - рыночной властью, то ее решения никоим образом не могут повлиять на действия покупателей, на рыночную цену и на получаемую ею прибыль. Следовательно, возможность воздействовать на спрос посредством изменения объемов выпуска и цен товара составляет первое необходимое условие существования эффективной ценовой дискриминации.

Способность фирмы  отделить одну группу потребителей от другой в соответствии с разной готовностью  потребителей платить за товар. Однородность потребителей какой-либо фирмы означает одинаковую ценовую оценку ими полезности, получаемой от использования товара в потреблении. Такие потребители будут одинаковым образом реагировать на действия фирмы в отношении цен и объемов выпуска (а также качества товара). Назначение разных цен на один и тот же товар для подобных покупателей не приведет к изменению спроса - все потребители будут покупать товар по низким ценам, прибыль фирмы сократится, ценовая дискриминация окажется неэффективной. Поэтому прибыльная ценовая дискриминация требует наличия разных по ценовым оценкам товара покупателей, причем эта их разность должна быть легко определяема и контролируема.

Способность фирмы  исключить арбитраж - перепродажа  товара со стороны потребителей, покупающих его по низкой цене, потребителям, покупающим его по высокой цене. Когда фирма разделяет рынок путем ценовой дискриминации на сектора с разной ценовой эластичностью спроса и, следовательно, назначает цены разного уровня, у потребителей с низкой ценовой эластичностью возникает соблазн арбитража - купив товар по относительно низкой цене, перепродать его тем потребителям, которые готовы платить за него высокую цену. В таком случае дополнительная прибыль от ценовой дискриминации достается не фирме, а потребителям, осуществляющим арбитраж. Чтобы этого не происходило, фирма должна создать искусственные барьеры между секторами рынка. Такие барьеры могут возникать (и использоваться фирмой) благодаря действию ряда факторов, среди которых можно выделить:

Информация о работе Ценовая дискриминация и ее последствия