Ценоообразование на различных рынках

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:55, реферат

Описание работы

Цены и ценовая политика - одна из главных составляющих маркетинговой деятельности предприятий, роль которой все более возрастает. Цены находятся в тесной зависимости от других переменных маркетинга и деятельности фирмы. От цен во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на всю деятельность фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.РЫНОК И ЕГО СТРУКТУРА
2.КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ РЫНКА И МОДЕЛИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА НИХ
2.1. Рынок совершенной конкуренции
2.2. Рынок монополистической конкуренции
2.3. Рынок олигополистической конкуренции
2.4. Рынок чистой монополии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Готово.doc

— 140.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2

  1. РЫНОК И ЕГО СТРУКТУРА………………………………………….5
  2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ РЫНКА И МОДЕЛИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА НИХ…………………………..……….…10

2.1.           Рынок совершенной конкуренции………………………………10

2.2.           Рынок монополистической конкуренции……………………….12

2.3.           Рынок олигополистической конкуренции………………………17

2.4.         Рынок чистой монополии………………………………………...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...…………………...23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ              ………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Цены и ценовая политика - одна из главных составляющих маркетинговой деятельности предприятий, роль которой все более возрастает. Цены находятся в тесной зависимости от других переменных маркетинга и деятельности фирмы. От цен во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на всю деятельность фирмы. Ценовая политика фирмы состоит в определении цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях, и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия и т.д.

Существуют три основные цели ценовой политики:

1) Обеспечение выживаемости является главной целью предприятия в условиях конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Компонентами данной ценовой политики является объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большой доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены.

2) Максимизация прибыли – цель всех фирм. В этих условиях фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным условиям цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают в будущем максимальную прибыль.

3)Удержание рынка - сохранение предприятием существующего положения на рынке. Для достижения этой цели фирма предпринимает всевозможные меры для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.

Цена - экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходиться наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена, и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.

При этом в экономике применяются десятки миллионов разновидностей цен, под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен.

Цены представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и общие экономические процессы, включая  производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части: сами цены - их виды, структуру, величину, динамику изменения, и ценообразование -  как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих.

В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом, от которого зависят результаты деятельности компании и на практике многие организации сталкиваются с проблемой несоответствия ценовой политики тенденциям рынка. Компании подходят к проблемам ценообразования по-разному: в мелких компаниях цены часто устанавливаются высшим руководством, в крупных - управляющими отделений. Но в не зависимости от того, кто принимает окончательное решение - необходимо осознавать, что ценовая политика, которую будет проводить компания, целиком и полностью зависит от конкурентной структуры рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      РЫНОК И ЕГО СТРУКТУРА

 

На бытовом уровне рынок - это место, где встречаются продавцы и покупатели с целью купли - продажи или обмена товаров и услуг.

На национальном уровне можно дать следующее определение рынку. Рынок - это совокупность экономических отношений, в которые вступают субъекты (предприятия, учреждения, население), складывающаяся на основе спроса и предложения при ограниченной роли их государственного регулирования.

Под ограниченной ролью государственного регулирования понимается создание государством определённых «правил игры» на рынке с помощью законодательных актов, с целью эффективного функционирования и развития рыночных отношений.

Если политика государства направлена на эффективное развитие рыночных отношений, то оно должно, например, создавать условия для свободной конкуренции и не допускать монополизма на рынке.

Функции рынка:

1)     определение эквивалентности обмена.

Общественное разделение  труда (выделение земледелия, скотоводства) вызвало к жизни постоянный обмен продуктами труда, т.е. необходимость товарного производства.

Рынок определяет эквивалентность обмена через цены.

2)    стимулирование в производстве.  

3) очищающая функция, т.е. очистка экономического пространства от слабых компаний.

Цена растет, но затраты всех производителей разные и в зависимости от уровня затрат цены растут или падают. В какой-то момент цены равны затратам, а может быть и меньше затрат. Следовательно, - убыток у производителя. Те предприятия, которые несут убыток необходимо убирать с рынка.

4) стимулирование научно – технического процесса.

 

Существуют следующие основные характеристики рынка:

Изменчивость. Спрос и предложение меняются под воздействием выпуска новых видов товаров, демографических факторов, погодных условий, психологии потребителей, количества и качества рекламы и многих других факторов. В более широком смысле на рынок влияет социально - экономическая, политико-правовая, природно-географическая, научно - техническая и культурно - историческая среда.

Саморегулируемость. Рынок самостоятельно, «автоматически» реагирует на избыток какого-либо товара снижением его цены. Также примером реакции рынка на изменение обстановки может являться уменьшение спроса на старые товары и услуги при появлении новых, которые по своим потребительским свойствам превосходят старые, а цена новых такая же или значительно меньшая. Понятие «саморегулируемость» мы должны принять с поправкой на ограниченную регулирующую функцию государства.

Конкуренция. В условиях свободных рыночных отношений конкуренция является основным стимулом повышения качества товаров и услуг и оптимизации их количества на рынке.

Экономическая свобода. Рынок характеризуется свободой выбора субъектами рынка своих контрагентов. Субъекты самостоятельно определяют условия экономического взаимодействия между собой, которые строятся на взаимовыгодной основе. Иными словами: продавцы самостоятельно определяют - какой товар производить, по какой цене и кому его продавать, а потребители, соответственно, решают - у кого, по какой цене и на каких условиях его покупать.

Масштабность. Охарактеризовать рынок можно путём классификации его по географическому принципу. Так, в зависимости от географического фактора выделяют следующие виды рынков:

- Мировой;

- Национальный;

- Региональный.

По соотношению покупателей и продавцов:

- Монополия;

- Монопсония;

- Достаточное количество и покупателей и продавцов.

По соотношению спроса и предложения:

- Спрос превышает предложение;

- Предложение превышает спрос;

- Спрос и предложение уравновешены.

По составу участников рынка:

- Производители;

- Посредники;

- Потребители.

 

Ёмкость. Под ёмкостью рынка подразумевают способность поглощения конкретным рынком определённого объёма конкретного вида продукции за конкретную единицу времени.

Таким образом, мы видим, что рынок это сложный, многофакторный объект, который является объективной реальностью.

На основе анализа рынка предприятие определяет свою сбытовую и производственную политику, конечной целью которой является стабильное получение прибыли в условиях конкуренции.

 

Структура рынка – это его основные характерные черты, к которым относятся количество и размер предприятий, находящихся на рынке, степень однородности (сходства или отличия) предлагаемых ими товаров, легкость или трудность вхождения на рынок и выхода из него, наличие конкурентной среды, доступность рыночной информации. Существуют различные варианты сочетания элементов рыночной структуры, т.е. разные типы рынков, в зависимости от которых предприятия вступают в конкурентную борьбу или не участвуют в ней. При однотонности мотива экономического интереса, проявляющегося, например, в максимизации прибыли, результаты конкурентной борьбы могут быть различными, что зависит от характера конкуренции. Основу конкуренции, как характерного свойства рыночной системы, составляет свобода выбора, которая проявляется в стремлении получить максимальный денежный доход. В современных условиях рыночной экономики все рынки можно классифицировать следующим образом:

      по экономическому назначению выделяют рынки:

а) товаров и услуг;

б) средств производства;

в) сырья;

г) труда;

д) ценных бумаг;

е) денег (капитал, валюты);

ж) научно - технических разработок;

      по степени ограничения конкуренции (рыночной концентрации) рынки различают:

а) свободной конкуренции;

б) монополистической конкуренции;

в) олигополистической конкуренции;

г) чистой монополии;

      по географическому положению выделяют рынки:

а) местные (региональные);

б) национальные;

в) мировые;

      по отраслям производства различают рынки:

а) автомобилей;

б) металлов;

в) нефти;

г) зерна и др.;

      по видам участников рыночных отношений выделяют рынки:

а) оптовой торговли;

б) розничной торговли;

      по способу соблюдения законности рынки подразделяются на:

а) легальный;

б) теневой (нелегальный).

С точки зрения процесса ценообразования наибольшее значение имеет классификация рынков по степени ограничения конкуренции (концентрации рынков). Для наиболее успешной реализации стратегии ценообразования и обоснования цен товаров руководству предприятия необходимо определить целевые рынки, на которых оно будет работать, а также иметь четкое представление о состояниях различных рынков и возможностях предприятия в удовлетворении рыночного спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ РЫНКА И МОДЕЛИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА НИХ

 

Выделяют четыре типа рынка, каждый из которых имеет свои особенности и ставит свои задачи в области ценообразования. Рассмотрим основные принципы ценообразования на рынке совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.

 

2.1.           Рынок совершенной конкуренции

 

Рынок совершенной конкуренции характеризуется тремя условиями:

- наличием множества фирм, когда ни одна из них не может оказать значительного влияния на уровень текущих цен, т.к. каждой принадлежит небольшая доля рынка;

- однородностью и взаимозаменяемостью конкурентных товаров;

- отсутствием ценовых ограничений.

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании сколько-нибудь заметной роли, а цены складываются под воздействием только спроса и предложения.

На рынке свободной конкуренции стремление каждого продавца к максимизации прибыли в действительности приводит к снижению цены. Увеличение реализации товаров, а следовательно и выручки, на рынке каждым продавцом достигается за счет установления некоторой скидки с рыночной цены. Скидка, как правило, не столь значительна, но в сопоставлении с ценами других продавцов она воспринимается покупателем как существенная. В результате взаимодействия продавцов и покупателей уровень цены товара понижается.

Информация о работе Ценоообразование на различных рынках