Ценообразование в регионах

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:18, реферат

Описание работы

Целью данной работы - является исследование теоретических аспектов регулирования ценообразования в регионах.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- установить порядок и принципы ценообразования.
- проанализировать деятельность хозяйствующих субъектов и сложившейся конъюнктуры рынка.
- выделить важные инструменты экономического развития региона.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
Регулирование порядка и принципов ценообразования………....4
Полномочия органов, осуществляющих регулирование цен…...6
Дифференциация ценовой политики……………………………….9
Инструменты экономического развития региона………………..10
Заключение …………………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 39.83 Кб (Скачать)

 


  1.  Инструменты экономического развития региона.

Важным инструментом экономического развития региона являются государственные  региональные предприятия и иная собственность, принадлежащая субъекту Федерации. Размер государственной  собственности региона должен быть необходимым и достаточным для  осуществления органами власти функций  и полномочий, закрепленных действующим  законодательством.

В соответствии с законом  Орловской области «О государственной  собственности Орловской области» от 28 апреля 1997 г. государственная собственность  области и находящиеся на ее территории федеральная или иная собственность (переданная Орловской области во владение, пользование и распоряжение), земля и другие природные ресурсы составляют экономическую основу деятельности органов государственной власти области.

К государственной собственности  Орловской области отнесено:

— имущество, переданное в  хозяйственное ведение и оперативное  управление предприятиям и учреждениям  образования, здравоохранения, социального  обеспечения, культуры, органам государственной  власти и т.п.;

— имущественные и личные неимущественные права, информация, интеллектуальная собственность, принадлежащие  области;

— денежные средства, ценные бумаги, финансовые активы и иное имущество.

Средства регионального бюджета  и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют областную казну.


Например, в Орловской  области закреплены соответствующие  организационно-правовые формы использования  региональной собственности:

— областное унитарное  предприятие на праве хозяйственного ведения;

— некоммерческое учреждение на праве оперативного управления;

— предприятие со смешанной  формой собственности;

— совместное предприятие.

Данным законом регламентируется изъятие для государственных  нужд либо ввиду ненадлежащего использования  земли, когда такое изъятие невозможно без прекращения права собственности  на недвижимость, а также приобретение в собственность региона имущества,   принадлежащего  гражданам  и   юридическим   лицам (национализация), с возмещением его стоимости  и других убытков в порядке, установленном  федеральным законодательством.

В отдельных субъектах  Федерации приняты нормативные  правовые акты, содержащие характеристику региональных унитарных предприятий, порядок создания, государственной  регистрации и лицензирования деятельности.

Так, в законе Свердловской области «О статусе областям государственного унитарного предприятия» (в ред. от 19 ноября 1998 г.) региональное (областное  государственное) унитарное предприятие  определяется как самостоятельная  коммерческая организация, образованная для производства и реализации продукции, работ и услуг для удовлетворения общественных потребностей.

Предметом деятельности регионального  унитарного предприятия является производство продукции, выполнение работ и оказанные  услуг в соответствии с уставом. Помимо основной деятельности, предусмотренной  уставом, унитарное предприятие  ведет хозяйственную деятельность в социальной сфере. В установленном законодательством порядке оно вправе осуществлять совместную деятельность с другими предприятиями.


По своим обязательствам региональное унитарное предприятие  несет ответственность всем находящимся  у него на праве хозяйственного ведения  имуществом. Субъект Федерации не несет ответственности по обязательствам предприятия. Унитарное предприятие  самостоятельно отвечает за нарушение  законодательства.

Иной статус имеют бюджетные  организации.

Региональное бюджетное  учреждение — это организация, созданная  органами государственной власти субъекта Федерации для осуществления  управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций  некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из регионального бюджета или бюджета государственного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Региональные бюджетные  учреждения наделяются государственным  имуществом на праве оперативного управления и не имеют статуса федерального казенного предприятия. Данные учреждения не могут получать кредиты у кредитных  организаций и других физических и юридических лиц, за исключением  ссуд из бюджетов и государственных  внебюджетных фондов и случаев неполного  финансирования (менее 75% от установленного объема) или задержки финансирования более чем на два месяца.

В указанных случаях неполного  финансирования или задержки финансирования учреждение может самостоятельно определять объемы бюджетных ассигнований по предметным статьям экономической классификации расходов бюджета и уточнять смету доходов и расходов с уведомлением распорядителя бюджетных средств и органа, исполняющего бюджет.


Законодательством субъектов  Федерации часто регламентируется статус конкретных региональных государственных  организаций. Например, Закон Ханты-Мансийского  автономного округа «О региональной государственной страховой компании»  от 3 ноября 1997 г. закрепляет принципы и  условия создания региональной страховой  компании (РСК), на которую возлагаются  обязанности по страхованию всех видов обязательного страхования, определяемых законодательством автономного  округа.

К числу основных задач  региональной страховой компании относятся:

— уменьшение бюджетных  потерь по компенсации убытков, образующихся в случае неплатежей субъектов предпринимательской  деятельности в бюджет автономного  округа и невозвратов полученных кредитов, за счет целевых страховых резервов при страховании инвестиционных кредитов;

— создание дополнительных финансовых гарантий стабильной инвестиционной деятельности для предпринимателей и иных лиц на территории автономного  округа;

— накопление финансовых средств в страховых резервах с целью укрепления материальной основы инвестиционной деятельности на территории автономного округа и его социально-экономического развития;

— создание необходимых  финансовых гарантий возвратности, предоставленных  органами государственной власти автономного  округа субъектам предпринимательской  деятельности инвестиционных и иных кредитов.

Одним из видов деятельности РСК  является обеспечение обязательств страхования отдельных видов  рисков с целью защиты государственных  интересов и инвестиционных прав субъектов ин­вестиционной деятельности, в том числе в сфере недропользования. РСК осуществляет страхование рисков загрязнения окружающей среды и производственных аварий через систему защиты, рисков нарушения систем жизнеобеспечения городов и населенных пунктов автономного округа.


Важным инструментом управления социально-экономической сферой региона  являются банки. С точки зрения экономической  целесообразности обслуживание в одном  или нескольких коммерческих банков на правах клиента для субъекта Федерации  невыгодно. Бюджетные средства региона, концентрируясь на счетах коммерческого  банка, будут способствовать только получению дополнительных доходов собственниками банка.

Оптимальным для региона  можно считать владение контрольным  пакетом крупного регионального  банка. В таком случае субъект  Федерации сможет сконцентрировать на счетах банка значительный объем  денежных средств. Данные средства можно  будет использовать так, как это  будет являться целесообразным с  точки зрения социально-экономической  политики (получение дополнительной прибыли, кредитование стратегически  важных инвестиционных проектов в регионе  и т.п.). Средства региона, находящиеся  в таком банке, будут находиться под контролем соответствующих  органов власти, что снижает риск неплатежа. В качестве положительного примера использования таких  банков можно привести опыт Банка  Москвы и Башкредитбанка, осуществляющего функции регионального банка для Республики Башкортостан.

 

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В Российской Федерации в настоящее время создана необходимая структура государственного регулирования цен. Механизм государственного регулирования ценообразования в РФ реализуется через структуру государственных органов. Основой ее построения служит федеративное устройство страны. Перечень органов регулирования и контроля цен определен законодательством. На федеральном уровне– это Департамент цен Министерства экономики РФ, на уровне субъектов РФ – органы исполнительной власти субъекта, осуществляющие регулирование и контроль цен в пределах своей компетенции, на местном уровне при необходимости создаются органы регулирования цен в структуре органов местного самоуправления. Между уровнями власти разграничены полномочия по регулирования цен (тарифов). В данной работе большее внимание уделялось рассмотрению государственного регулирования ценообразования на уровне Федерации и на уровне субъектов РФ. Ценовая политика, проводимая региональными органами ценообразования, направлена, прежде всего на проведении либерализации цен при сохранении государственного регулирования цен и тарифов в сфере локальных и естественных монополий, государственных закупок и на отдельные социально значимые товары и услуги, на осуществление взаимодействия и координации деятельности местных органов исполнительной власти по вопросам ценообразования и контроля за соблюдением действующего порядка применения регулируемых цен и тарифов. Органы ценообразования и контроля цен субъектов РФ осуществляют регулирование цен в пределах своей компетенции на продукцию и услуги по перечню, установленному Правительством РФ. Учитывая специфику каждого региона, органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на определенные виды услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Теория государственного управления/Государственное и региональное управление - Уткин Э.А., Денисов А.Ф.
  2. Цены и рынок. О работе органов ценообразования субъктов РФ и ответы на вопросы (1998г. I полугодие). Контроль за ценами: Справочно-методическое пособие. -М. :ООО“Цены и рынок” 1999. -223с
  3. Алклычев А. Ценообразование в период перехода к рыночной экономике. -М. : Институт экономики РАН, 1995. -145с
  4. Андрианов В. Государственное регулирование, механизмы самрегуляции в рыночной экономики // Вопросы экономики. -1996. -№9. -с28-39.
  5. Бадокина Е. Государственное регулирование цен: Учебное пособие. -Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1995. -52с
  6. Карпюк П. Проблемы ценооразования в новом экономическом механизме. М. :МНИИПУ, 1999. -147с

 

 

 

 

 



Информация о работе Ценообразование в регионах