Ценообразование в регионах

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:18, реферат

Описание работы

Целью данной работы - является исследование теоретических аспектов регулирования ценообразования в регионах.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- установить порядок и принципы ценообразования.
- проанализировать деятельность хозяйствующих субъектов и сложившейся конъюнктуры рынка.
- выделить важные инструменты экономического развития региона.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
Регулирование порядка и принципов ценообразования………....4
Полномочия органов, осуществляющих регулирование цен…...6
Дифференциация ценовой политики……………………………….9
Инструменты экономического развития региона………………..10
Заключение …………………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 39.83 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНАХ

 

 

Работу выполнила:

Пичугина Дарья  Александровна

студентка 2 курса отделения

очного обучения социально-

гуманитарного факультета,

специальность менеджер организации

 

Проверила:

Ассистент

Борисова Полина Александровна

 

 

 

Шуя 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………….....3

  1. Регулирование порядка и принципов ценообразования………....4
  2. Полномочия органов, осуществляющих регулирование цен…...6
  3. Дифференциация ценовой политики……………………………….9
  4. Инструменты экономического развития региона………………..10

Заключение …………………………………………………………………14

Список использованной литературы………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Органы ценообразования  и контроля цен существуют в Российской Федерации с 1967 года. В настоящее  время структура органов регулирования  и контроля цен соответствует  федеративному устройству РФ, таким образом, органы ценообразования функционируют на всех трех уровнях власти: федеральном, региональном и местном. Руководит работой органов управления в области ценообразования Правительство РФ. Государственное регулирование цен (тарифов) на региональном уровне в пределах предоставленных полномочий осуществляется, в основном, органами исполнительной власти субъектов РФ. На уровне субъектов РФ органы ценообразования и контроля цен фигурируют под различными названиями и имеют различную подчиненность. Образованные в структуре органов ценообразования инспекции по контролю за ценами следят за соблюдением государственной дисциплины цен на территории субъекта РФ. В целях совершенствования нормативной и правовой базы по вопросам осуществления ценовой политики органы законодательной власти субъектов РФ принимают региональные законы по различным вопросам ценообразования.

Целью данной работы - является исследование теоретических аспектов регулирования ценообразования в регионах.

Для достижения указанной  цели необходимо решить следующие задачи:

- установить порядок и принципы ценообразования.

- проанализировать деятельность хозяйствующих субъектов и сложившейся конъюнктуры рынка.

- выделить важные инструменты  экономического развития региона.

Предмет данной работы – ценообразование.

Объект – ценообразование в регионах.


  1. Регулирование порядка и принципов ценообразования.

Политика сдерживания  инфляции в регионах осуществляется за счет регулирования цен на те виды продукции и услуг, которые определены правовыми актами по ценообразованию Правительства Российской Федерации, а также повышения насыщенности продукцией товарных рынков региона.

Важным рычагом финансового  регулирования является ценообразование. Ценообразование заключается в  установлении цен (тарифов) на продукцию, работы, услуги подведомственных предприятий  и организаций, а также в участии  в принятии федеральных решений  на ограниченный круг товаров (работ), реализуемых на территории регионов.

Субъекты федерации своими нормативными актами устанавливают  тарифы на продукцию (работы, услуги), производимую региональными государственными предприятиями  и организациями. В частности, региональными  нормативными актами утверждаются тарифы на услуги автомобильного транспорта, тарифы на перевозки пассажиров в  пригородном сообщении, пределы  цен на отдельные виды товаров  и услуг.

Порядок и принципы ценообразования  могут регулироваться специальным  региональным законом.

Например, Закон Республики Башкортостан «О ценообразовании» от 9 июля 1997г. определяет государственные  органы, осуществляющие регулирование  цен, к которым относятся Государственное Собрание, Глава Республики и Кабинет Министров Республики. В законе указываются основные принципы ценовой политики и регулирования цен:

— обеспечение экономической  обоснованности затрат, уровня рентабельности производства товаров;

— учет результатов деятельности субъектов  ценообразования по итогам года работы — за период действия ранее утвержденных цен;


— учет качества потребительских  свойств и социальной значимости товаров;

— учет рыночной конъюнктуры;

— влияние цен на объемы и эффективность производства.

Законом определены те виды товаров, по которым осуществляется государственное регулирование  цен:

— социально значимые товары (перечень утверждается Кабинетом Министров  Республики);

— продукция естественных монополий,

—отдельные товары, производимые хозяйствующими субъектами, имеющими долю на рынке определенного товара более 35%.

Регулируемая цена может  быть ниже экономически обоснованной, если существует решение о возмещении разницы субъектам ценообразования  из бюджета соответствующего уровня.

В Законе определен механизм государственного регулирования цен.

Прямое регулирование  осуществляется путем установления фиксированных предельных цен или  предельных коэффициентов повышения  цен, предельных уровней рентабельности, предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок, декларирования изменения цен (тарифов).

Косвенное регулирование  включает льготное налоговое обложение, кредитование, предоставление субсидий, дотаций, компенсаций из бюджетов соответствующего уровня.

Если предусмотренный Законом  порядок установления регулируемых цен не обеспечивает отдельным хозяйствующим  субъектам экономически обоснованный уровень цены, им предоставляются  дотации за счет средств бюджета  соответствующего уровня. Расходы на дотации в связи с введением  прямого регулирования цен учитываются в этих бюджетах отдельной строкой.


При введении фиксированных  цен хозяйствующие субъекты обязаны  реализовывать товары по этим ценам. При установлении тарифов предельный коэффициент повышения цен не должен быть выше установленной предельной величины.

 

  1. Полномочия органов, осуществляющих регулирование цен.

В соответствии с Законом  Республики Башкортостан основаниями  для принятия решений о применении конкретных методов ценового регулирования  могут являться результаты анализа деятельности хозяйствующих субъектов, сложившейся конъюнктуры рынка с учетом стимулирующей роли конкретных методов повышения качества товаров и удовлетворение спроса на них.

В процессе анализа оценивается  обоснованность затрат и принимаются  во внимание:

— издержки (заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы, налоги и другие платежи и др.);

— прогнозируемая прибыль  от возможной реализации товаров  по различным ценам,

— государственные дотации  и другие меры государственной поддержки;

— уровень использования  производственных мощностей хозяйствующих  субъектов;

— сохранение достигнутого уровня объемов их производства.

Закон Республики Башкортостан «О ценообразовании» разграничивает полномочия органов, осуществляющих государственное регулирование  цен.


Государственное Собрание Республики: принимает законы по вопросам регулирования ценообразования и осуществляет контроль за их исполнением. Глава Республики утверждает концепцию регулирования ценообразования с учетов уровня экономического развития, финансовой, кредитной, налоговой и социальной политики, а также делает поручения органам исполнительной власти по вопросам ценообразования и контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.

Кабинет Министров Республики утверждает концепцию ценовой политики и проводит ее, устанавливает регулируемые цены, коэффициенты скидки и надбавки на товары, определяет порядок применения экономических санкций за нарушение  дисциплины цен.

Органы местной власти могут регулировать цены на товары в пределах предоставленных им полномочий, привлекать к административной ответственности  виновных в нарушении государственной дисциплины цен, а также обеспечивают проведение на своей территории единой политики цен, организацию контроля за правильностью установления тарифов, наценок и скидок.

Юридические лица, а также  индивидуальные предприниматели обладают правом:

— самостоятельно формировать  цены на товары, за исключением случаев  применения регулируемых цен;

— получать в органах  государственного регулирования цен  информацию о нормативных актах  по вопросам ценообразования;

— обжаловать в установленном  порядке действия этих органов.

Хозяйствующие субъекты обязаны:

— соблюдать государственную дисциплину цен;


— обеспечивать беспрепятственный  доступ работников государственных  органов, осуществляющих регулирование  цен, к документам, необходимым для  выполнения их полномочий;

— предоставлять достоверные  сведений компетентным органам и  выполнять их решения, принятые в  пределах установленных законодательством  полномочий.

Предприятия, находящиеся  в региональной собственности, могут  использоваться органами власти субъекта Федерации в качестве эффективных  инструментов региональной экономической и социальной политики. В некоторых случаях монополия под контролем органов власти региона позволяет минимизировать издержки производства за счет эффекта экономии масштаба, уменьшить коммерческие риски, создать условия для стабильного и устойчивого развития.

При этом необходимо учитывать, что большое число предприятий  в собственности региона при  недостаточном уровне оплаты услуг  или при резком увеличении производственных издержек, например, из-за повышения  цен на электричество или транспортные перевозки, может привести к возникновению  задолженности регионального бюджета.

Органы власти могут самостоятельно устанавливать принципы формирования цены на услуги, предоставляемые предприятиями, принадлежащими субъекту Федерации. Наиболее распространен подход, согласно которому цена услуги равна себестоимости  оказания, при этом для отдельных  видов услуг в цену закладывается  определенная норма прибыли. В целях увеличения доходов регионального бюджета или для ограничения потребления в цену услуг может закладываться повышенная норма прибыли.

 

 


  1. Дифференциация ценовой политики.

Тарифы должны быть достаточно гибкими, чтобы органы власти могли  оперативно путем изменения ставок корректировать проводимую политику. В интересах социально-экономической  политики тарифы могут быть дифференцированы по группам потребителей: промышленность, организации социальной сферы, население  с различным уровнем дохода.

По отношению к отдельным  группам потребителей в целях  стимулирования определенных видов  экономической деятельности или  в целях социальной поддержки  могут вводиться пониженные тарифы. Оказание услуг по льготным тарифам  может финансироваться либо за счет средств регионального бюджета, либо за счет повышенных тарифов для  определенных категорий плательщиков.

Для эффективного ведения  хозяйства региона вся существующая и приобретаемая собственность  должна подлежать жесткому учету  и включаться в единый реестр собственности  региона.

Ведение реестра региональной собственности целесообразно поручить единой службе. Сведения о движении имущества должны регулярно обновляться  путем направления соответствующих  учетных форм должностными лицами службе, ведущей реестр. Реестр региональной собственности должен ежегодно предоставляться  представительному органу для учета  при составлении бюджета. Население  должно иметь право свободно ознакомиться с реестром.

Главное требование в отношении  продажи или сдачи в аренду региональной собственности состоит  в том, что эти процедуры должны соответствовать рыночным условиям (обеспечение рыночной продажной  цены, арендной платы).

Информация о работе Ценообразование в регионах