Цели и задачи международных альянсов и компаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:39, реферат

Описание работы

Стремление найти баланс между преимуществами централизации и децентрализации управления и ответственности при объединении компаний приводит к выбору таких организационных форм интеграции, которые занимают как бы промежуточное место между полностью централизованной корпоративной структурой и сотрудничеством в чисто рыночной среде.

Работа содержит 1 файл

международные альянсы.doc

— 47.00 Кб (Скачать)
 

          Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский государственный  университет нефти и газа им. И. М. Губкина  
 
 

                                    

                            

  

                            Реферат 

         По дисциплине «Внешне экономическая деятельность»

   

   

             На тему: «Цели и задачи международных альянсов и компаний»

                                         

                                                                 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                  Студент группы ЭЭ-08-8:

                                                                            Смбатян В. А.

                                                                            Преподаватель:

                                                                            к.э.н., доцент – Полаева  Г. Б.                               
 

                                           

                                           Москва 2011

Введение

 
 

    Поиск эффективных организационных форм объединения компаний продолжается, по крайней мере, на протяжении последнего столетия. В мировой практике сложились разнообразные типы интеграции фирм, различающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это стратегические альянсы, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации, конгломераты, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы и т.п.

  Стремление найти баланс между преимуществами централизации и децентрализации управления и ответственности при объединении компаний приводит к выбору таких организационных форм интеграции, которые занимают как бы промежуточное место между полностью централизованной корпоративной структурой и сотрудничеством в чисто рыночной среде.

  Организационные формы объединения компаний, значительно различающиеся по степени интеграции их участников, развиваются исторически от концернов и семейных групп в начале века до стратегических альянсов в конце ХХ столетия. Примечательно, что вновь возникающие организационные формы не вытесняют предшествующие типы интеграции компаний, а дополняют их. Происходит расширение многообразия форм. Характер взаимосвязей между компаниями становится все более сложным и весьма тонким, учитывая вдобавок ко всему и возможность кооперации интегрированных струк 
 

              1. Международные ТНК и альянсы

      Актуальность  темы. Формирование глобальных рынков и обострение конкуренции побудили компании к разработке новых стратегий и поиску более эффективных путей повышения конкурентоспособности.

      В середине 80-х гг. - начале 90-х гг. XX в. стратегические альянсы стали  рассматриваться как перспективная  форма международного межфирменного  производственного кооперирования и научно-технического сотрудничества высокотехнологичных компаний в условиях обостряющейся конкуренции и нестабильной рыночной ситуации1. В силу своей природы стратегические альянсы стали для ТНК важным инструментом повышения конкурентоспособности в условиях динамичной международной предпринимательской среды.

      Стратегические  альянсы представляют собой гибкие механизмы сотрудничества между  фирмами, позволяющие более эффективно использовать сильные стороны участников, решать стратегические задачи, укрепляя конкурентные преимущества каждой из сторон за счет совместного управления ресурсами2. С помощью альянсов крупные и средние фирмы быстро адаптируются к изменениям в технологиях, осуществляют технологические прорывы на стыках отраслей, преодолевают границы стран и экономических союзов, осваивают зарубежные рынки сбыта, разделяя с партнерами риски и выгоды.

      Международный стратегиический альянс — долгосрочное соглашение между двумя или большим  числом самостоятельных компаний из разных государств по сотрудничеству в области сбыта продукции, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, производства продукции, технологического развития.  

      Международный стратегический альянс (МСА) представляет собой относительно продолжительное по времени межорганизационное соглашение по сотрудничеству, которое предусматривает совместное использование ресурсов и/или структур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждой из них.

      В широком смысле к МСА относятся  функциональные соглашения (например, по совместным научно-исследовательским  и опытно-конструкторским работам, развитию производства, совершенствованию  продукции, консорциумы и др.), соглашения об участии в активах как с созданием новой организации (например, совместные предприятия), так и без образования новой организации (взаимный обмен акциями, приобретение небольшой доли участия). Таким образом, МСА являются функциональными структурами, основанными на формальном пли неформальном договоре. Организации-учредители осуществляют совместное управление и контроль за совместной деятельностью.

      Международный стратегический альянс отличает:

♦ происхождение партнеров — по крайней мере, из двух различных стран;

♦стратегическая значимость для каждого партнера.

Исторически международные стратегические альянсы  предшествовали национальным. В то же время на пути к созданию общего рынка в странах Европейского Союза возникла гибридная форма международных и национальных альянсов. Ведущие национальные фирмы Европы вступили в консорциумы, чтобы совместно реагировать на вызов, брошенный конкурентами из США и Японии

2. Цели международных  альянсов

      Можно выделить следующие три укрупненные  позиции по поводу мотивации к созданию стратегических альянсов с участием ТНК.

1. Доступ на зарубежные  рынки. Такой доступ посредством альянса обеспечивает его участникам:

- снижение  рисков;

- лучшие  условия для экспорта, преимущества  от диверсификации сферы деятельности;

- возможность  более быстрого, нежели вне альянса,  проникновения;

- утилизацию  региональных экономических выгод;

- удовлетворение  требований правительств к иностранному  капиталу.

      Та  или иная ТНК может вступать с  определенными фирмами в соглашения о разделе рынка на сферы влияния ил устанавливать более тесные отношения сотрудничества. Международные стратегические альянсы (МСА) в состоянии уменьшать риск каждого из партнеров посредством распределения рисков крупного проекта между несколькими фирмами, предоставления возможностей диверсификации номенклатуры товаров, обеспечения более быстрого вхождения на рынок и большей окупаемости (в сравнении с фирмой, действующей в одиночку).

      Установление  долгосрочных отношений с местными фирмами для проникновения на зарубежные рынки способно даже становиться основной причиной образования МСА. Организации принимающих стран могут принадлежать к сети местных поставщиков, дистрибьюторов, заказчиков, к которым иностранные партнеры в состоянии присоединиться через альянс. Мотивируемые стратегическими усилиями, направленными на рост потенциала получения прибыли, ТНК организуют МСА в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, чтобы распространить власть над рынком, которой они обладают в стране базирования, на новые ареалы и «занять» новую территорию с меньшими издержками и препятствиями в сравнении с теми, которые вызвало бы их проникновение через дочерние компании. Так, по утверждению председателя совета директоров ТНК «Катерпиллер», в основе ее успешного противостояния основному конкуренту - японской ТНК «Коматсу» - лежат тесные партнерские отношения со 186 независимыми дилерами, обслуживающими по всему миру машины и дизельные моторы американской компании: «Наши дилеры играют жизненно важную роль почти в любом аспекте нашего бизнеса, в том числе в проектировании продукции и поставке, обслуживании и управлении запасами запчастей».

      Реакция на торговые ограничения со стороны  правительства принимающей стороны - еще один аспект рассматриваемой  проблемы вхождения на зарубежный рынок. Этот аспект явился первопричиной образования союзов ТНК с фирмами и правительствами развивающихся стран: законодательства последних подчас прямо предусматривали необходимость для иностранных организаций вступать в альянсы с местными партнерами.

      В рассматриваемом контексте могут, далее, достигаться экономия на масштабе и производственная рационализация, выражающиеся в снижении средних  затрат при увеличении объема производства и сбыта посредством использования  относительных преимуществ каждого из партнеров по МСА. Рационализация предполагает, что определенные компоненты больше не производятся в местах с разными затратами, а переносятся туда, где издержки ниже. Но здесь появляется и дополнительное преимущество: поскольку объем производства в более благоприятном местоположении возрастает, дальнейшее снижение средней стоимости единицы продукции достижимо на основе экономии на расширении масштабов производства. Так, «Дженерал Моторс» через созданные ею совместные предприятия получает из Японии для сборки на рынках Канады, Западной Европы, Южной Африки и Австралии коробки передач и задние мосты. Бразилия используется как производитель двигателей малой мощности для американских и европейских рынков компании «Форд».

2. Доступ к ресурсам  и рост эффективности их использования. Речь может идти, например, о потребности ТНК, ведущих деятельность на конкурентных рынках, в финансовых ресурсах, технологии или оборудовании, в снижении трансакционных издержек и повышении эффективности своей деятельности в целом. Издержки фирм в каждом звене цепи «НИОКР - снабжение - производство - сбыт» могут оказаться выше, чем у конкурентов. В этом случае звенья, наиболее слабые с точки зрения величины издержек, логично передать партнеру по альянсу. Когда каждая организация выполняет работу, в которой она наиболее компетентна, издержки на единицу продукции снижаются для всех партнеров.

      Важный  фактор мотивации создания МАС - удорожание четырех главных элементов системы  бизнеса компании: НИОКР, современных  средств производства, мощной сети продаж и обладания торговой маркой. соответствующие высокие постоянные издержки требуют расширения объемов производства для того, чтобы дать возможность фирмам окупить свои инвестиции и максимизировать прибыли. В результате создаются так называемые связывающие альянсы («link alliances»), особенность которых заключается в том, что каждая из фирм выполняет взаимодополняющие функции. Примером такого рода служит, в частности, совместное предприятие немецкой химической ТНК «БАСФ» и американской «Доу Кемикл». Первая полагалась на партнера в сбыте своей технологии на американском рынке, в то время как для второй совместное предприятие было средством сокращения затрат на НИОКР.

      В последние десятилетия минимальный  масштаб размеров эффективного производства в каждом из вышеназванных звеньев цепи в большинстве отраслей значительно вырос. Например, производитель цветных телевизоров ныне должен выпускать несколько миллионов штук в год, чтобы достичь экономии на масштабе, позволяющей выдержать конкуренцию на глобальном рынке. Это более чем в 50 раз превышает минимальный масштаб эффективности, существовавшей в данном секторе в начале 60-х годов. объединение ресурсов с ресурсами конкурентов тоже становится средством для достижения фирмами подобного масштаба выпуска. Эти «масштабные» альянсы создаются, когда две или более фирмы объединяются, чтобы выполнить один и тот же вид деятельности, в частности, НИОКР. Пример такого сотрудничества - альянс «Дженерал Электрик» и «Снекта» - американского и французского производителей, объединивших некоторые свои ресурсы, производственный опыт и навыки в их использовании для решения поставленных инновационно-технологических задач при разработке нового мотора для реактивного самолета. «Масштабные» МСА в области НИОКР в высокотехнологичных отраслях, являясь механизмом разделения затрат между партнерами, позволяют фирмам осуществлять необходимые инновации.

Информация о работе Цели и задачи международных альянсов и компаний