Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 10:11, курсовая работа
В наш быстроменяющийся век профессиональное развитие персонала приобретает особое значение и становится неотъемлемым условием успешного функционирования любой организации. Учитывая специфику российского рынка, можно констатировать, что развитие системы профессионального обучения в организации определяет не только успешность ее развития, но и выживаемость.
Ускоренное развитие научно-технического прогресса и быстрое устаревание профессиональных знаний и навыков являются не единственными факторами, определяющими значительно возросшую роль профессионального обучения - оно помогает фирме соответствовать ужесточившимся требованиям рынка.
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы профессионального обучения
1.1 Цели обучения персонала организации
1.2 Организация видов профессионального обучения
1.3 Выбор форм и методов обучения
2 Анализ обучения персонала в ЗАО «Канц-Арт»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Канц-Арт»
2.2 Анализ подготовки и переподготовки работников предприятия
Список использованной литературы
На
эффективность
- цели и задачи обучения;
·- срочность обучения;
·- финансовые возможности предприятия;
·- наличие инструкторов, материалов, помещений;
·- состав участников обучения;
·- квалификация и компетенция преподавателей и др.
Учитывая все вышеперечисленные факторы, сотрудники службы управления персоналом или специализированная организация, к помощи которой может обратиться предприятие, желающее осуществить обучение, должны разработать программу обучения, оптимальную для определенной категории сотрудников и отвечающую стратегии данной компании. Чаще всего такие программы представляют собой сочетание нескольких форм и методов.
Все методы условно можно разделить на три группы:
·- методы обучения, применяемые на рабочем месте;
·- методы обучения, применяемые вне рабочего места;
·- методы, которые в равной степени подходят для каждого из двух первых вариантов.
Рассмотрим основные методы обучения первых двух групп.
Методы обучения, применяемые на рабочем месте:
- Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. Как правило, данный метод обучения используется при приеме на работу нового сотрудника или введении сотрудника в новую должность. При этом ему рассказывают и (или) показывают, что он будет делать на своем рабочем месте. Зачастую такое обучение даже не носит характер формального, а представляет собой беседу, рассказ об особенностях практической работы сотрудника, отдела и организации в целом. Инструктаж, как правило, ограничен во времени, ориентирован на выполнение конкретных операций и процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучаемого, является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков ручного труда.
- Наставничество как метод обучения известен с древних времен: Работая рядом с мастером-ремесленником, молодые рабочие изучали профессию. Позже данный метод получил широкое распространение в сферах, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов - медицине, виноделии, управлении. Данный метод имеет множество преимуществ мотивационного характера: он позволяет снизить вероятность внутрислужебных конфликтов, уменьшает напряжение между людьми, создает атмосферу доверия, способствует формированию благоприятного социально-психологического климата в коллективе и препятствует текучести кадров. Использование наставничества ограничивает то обстоятельство, что данный метод требует особой подготовки и склада характера от наставника (терпение), которым практически невозможно стать по распоряжению сверху. Кроме того, этот метод отнимает у наставника много времени, отвлекая от основной работы.
- Ротация представляет собой разновидность самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Такой метод позволяет обеспечить полную взаимозаменяемость работников и избежать кризисных ситуаций в случае болезни, увольнений, внезапного увеличения объема работ и т.д. Ротация обладает одним серьезным недостатком - высокие издержки, связанные с потерей производительности при перемещении работника с одной должности на другую. Поэтому данный метод обучения в российской практике широкого распространения не получил.
- Делегирование - передача сотрудникам четко очерченной области задач с полномочиями принятия решения по оговоренному кругу вопросов. При этом менеджер обучает подчиненных в ходе выполнения работы.
- Метод усложняющихся заданий - специальная программа рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширения объема задания и повышения сложности. Заключительная ступень - самостоятельное выполнение задания.
- Использование учебных методик, инструкций, пособий - например: как работать с конкретной машиной, станком, оборудованием и т.п.
Методы обучения, применяемые вне рабочего места.
- Лекция является традиционным, одним из самых древних и в настоящее время очень распространенным методом обучения. Лекция представляет собой монолог (выступление, рассказ) преподавателя при ограниченной доле обсуждения. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема теоретического материала в короткий срок, эффективна с экономической точки зрения, т.к. один преподаватель может работать одновременно с десятками учеников. Этот вид обучения имеет множество недостатков: роль обучающихся ограничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала; не способствует отработке практических навыков и умений; отсутствие обратной связи; трудно контролировать степень усвояемости материала и корректировать обучение; часто бывает скучной, быстро забывается, поэтому требует повышенной внешней и внутренней мотивации.
- Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающегося - в ходе игры участники проигрывают поведение сотрудников смоделированной компании. Это не просто способ оживления обучения, игра представляет собой сочетание вовлеченности, физической активности с моделированием, проживанием опыта, анализ рабочих ситуаций, свободный от привычных шаблонов, освоение профессионально-ролевых норм и ориентиров, свободу от страха за последствия ошибок. Недостатки деловых игр: они менее эффективны для усвоения теоретических знаний и овладения новыми профессиями; дорогостоящи; требуют специальных навыков; требуют довольно много времени на организацию и проведение.
Все эти методы могут быть использованы как при индивидуальной, так и при групповой и курсовой формах обучения в зависимости от запланированного количества обучаемых работников, необходимого материала, уровня их обучения, сроков и экономических возможностей организации.
2 Анализ обучения персонала в ЗАО «Канц-Арт»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Основные виды деятельности. Оптовая торговля книгами; розничная торговля книгами, газетами и журналами; розничная торговля писчебумажными и канцелярскими товарами
Организационная структура управления предприятием. Главным органом управления ЗАО «Канц-Арт» является общее собрание акционеров. В промежутках между общими собраниями управление осуществляет совет директоров, состоящий из председателя совета директоров, генерального директора и пяти директоров.
Важнейшим фактором развития ЗАО «Канц-Арт» является рациональная организационная структура, то есть тип устройства управления внутри предприятия. Организационная структура в настоящее время выбрана такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегии меняются, то руководством вносятся и соответствующие изменения в организационной структуре.
На предприятии используется линейно-функциональная структура управления. Она представляет собой принцип построения управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинговые исследования и разработки, финансы, персонал и пр.). По каждой из них сформирована иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу. Все службы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
С
учетом того, что интересы каждого
из отделов находятся в
ЗАО «Канц-Арт» имеет два магазина:
1.
«Свояк-1», находящийся по
2.
«Свояк-2», расположенный по
Экономическая характеристика.
«Канц-Арт» - одно из старейших предприятий города, занимающихся торговлей канцелярскими товарами.
Предприятие продает широкий ассортимент канцтоваров разных ценовых категорий – от недорогих, доступных для всех слоев населения, до канцелярских принадлежностей VIP-класса, которые могут удовлетворить запросы самых требовательных покупателей. Кроме того, ЗАО «Канц-Арт» занимается продажей учебной литературы и учебных пособий, поздравительных открыток и подарочных наборов, а также расходных материалов для оргтехники и персональных компьютеров.
На предприятии ведется постоянный контроль над качеством поставляемой продукции. Имеются сертификаты на все товары, которые должны сертифицироваться.
Перед приемом на работу каждый новый сотрудник проходит вводный инструктаж с последующей обязательной стажировкой. В начале им осваиваются разрозненные типичные трудовые действия, приемы и операции, затем их комбинации.
В связи с этим производственное обучение делится на три периода:
- период упражнений;
- период выполнения учебно-производственных заданий;
- период самостоятельной работы. По результатам третьего этапа администрацией предприятия принимается решение о приеме сотрудника.
При производственном обучении наставник (чаще всего в этой роли выступает старший продавец магазина) передает свой опыт, а обучаемый воспринимает этот опыт - учится работать.
По ходу своего обучения наставник предоставляет обучаемому все большую самостоятельность, переходя от объяснений к текущим замечаниям, напоминаниям и советам.
Производственное обучение сопровождается теоретическим обучением, при котором изучаются основы технических знаний, необходимые для сознательного выполнения работы. Они дают обучаемому знания технологии, понимания смысла и правил выполнения работы. Сроки такого обучения составляют 3 месяца.
Профессиональное обучение сотрудников производится при делегировании полномочий более квалифицированных должностей менее квалифицированным (старший продавец делегирует продавцу, менеджер – старшему продавцу и т.д.). При этом постепенно повышается квалификация всех сотрудников.
Применение метода делегирования позволяет также широко применять и метод ротации – временный перевод сотрудника на другую должность на время болезни, отпуска сотрудника или на время поиска и стажировки нового сотрудника без значительного ущерба для организации.
Профессиональное обучение работников ЗАО «Канц-Арт» осуществляется преимущественно по индивидуальной форме обучения, что определяет небольшой штат сотрудников и низкая текучесть кадров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. - М.: ИНФРА-М, 1998 г.
2. Ландо И. Нетрадиционные методы в обучении персонала организаций. // Отдел кадров. - 2002 г. - №4 - с.124 - 128.