Цели и критерии социально- экономического развития региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Как наука экономика — это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подобно всем другим отраслям знаний экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. Экономика как наука не может быть национальной, так же как не может существовать американской физики или немецкой математики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..
1. Основные понятия и определения экономики региона…………………….....
1.1. Национальная экономика как сфера организации воспроизводственных процессов………………………………………………………………………….....
1.2. Понятия "регион", "экономический район"…………………………………..
2. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления……………...
2.1. Цели и критерии социально-экономического развития региона………......
2.2. Методы управления региональным развитием……………………………...
3. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов. Методы управления региональной экономикой……………………..
3.1. Организационно-экономические факторы…………………………………..
3.2. Общая характеристика методов управления……………………………......
3.3. Классификация методов управления………………………………………...
3.4. Сущность организации управления экономикой региона………………….
3.5. Типы организационных структур управления………………………………
3.6. Классификация организационных структур управления…………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ2.docx

— 58.72 Кб (Скачать)

Среда косвенного воздействия на регион может включать следующие группы факторов влияния:

    • общеэкономические;
    • общеполитические;
    • научно-технические;
    • природно-экологические;
    • демографические.

 

3.2. Общая характеристика методов управления.

 

Методы управления — важнейший элемент в механизме использования объективных законов рынка. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления.

Метод управления — это способ целенаправленного воздействия на организацию с целью достижения поставленных перед ней задач.

Сложность, изменчивость объекта управления определяет и многообразие используемых методов.

Различают общие и специальные  методы управления, которые реализуются через изучение объекта управления во времени и пространстве, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими объектами, с учетом этнопсихологии населения и т.д. В связи с внедрением компьютеров, электронных вычислительных машин, возникшей потребностью объективного и быстрого обоснования принимаемых решений все чаще используются специальные методы экономического моделирования.

 

3.3. Классификация методов управления.

 

Классификация включает следующие методы управления:

    • административные (организационно-распорядительные);
    • экономические;
    • социально-психологические;
    • воспитательные и др.

Административные методы. Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов (которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными). С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, предусматривающих права и ответственность подразделений аппарата управления, отдельных работников. Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей, собственников на подчиненных. Оно может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, различные положения, правила, нормативы и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, их четкую работу, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность.

Экономические методы. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения. Сущность экономических методов — в воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы.

Особенности экономических методов  управления состоят в том, что  они:

  • базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными заданиями, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений (хотя некоторые общие правила, касающиеся, например, методики разработки бизнес-планов, режима работы и другие, могут предусматриваться директивными актами);
  • оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие, посредством системы отношений учитывают интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объектов управления);
  • непременно предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличие от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);
  • побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива (административные распоряжения большей частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения).

 

 

3.4. Сущность организации управления экономикой региона.

 

Организационная структура управления является социально-экономической  категорией, характеризующей отношения  совокупности звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных  связей, выражающих взаимодействие и  координацию элементов внутри данной системы.

Структура отражает состав элементов, внутреннюю форму организации системы, ее статику, тогда как организационные отношения  обеспечивают тесноту и эффективность  структурных связей.

Организационные структуры управления имеют три  сферы применения: государственную, коммерческую и общественную. Государственная  сфера в свою очередь имеет  три уровня: федеральный, региональный и казенных предприятий. Коммерческая сфера управления охватывает различные  уровни корпоративного (обобществленных  собственников) управления: малого, среднего и крупного предпринимательства  в различных организационных  формах. Это субъекты хозяйствования — кооперативы, концерны, холдинга и др.

Общественная  сфера в настоящее время приобретает  экстраординарный характер. Если раньше органы общественного самоуправления имели определенные и ограниченные функции, то теперь общественными структурами  являются как представительные и  судебные органы, государственные общественные фонды, органы самоуправления, так и  структуры попечительского характера  и вспомоществования, политические движения и партии.

Такая типизация  организационных структур обусловливает  и соответствующие организационные  формы управления: министерства, ведомства, комитеты, ассоциации, акционерные  общества, муниципальные образования, частные и казенные предприятия, банки, фонды и т.д.

Элементы  организационной структуры в  совокупности образуют организационное  единство для реализации общей цели.

Каждый  элемент наделяется соответствующими функциями. Нет и не может быть чистых функций без их субстанциональных  носителей, равно как и не принадлежащих определенной структуре. Поэтому естественны и необходимы изменения в структуре, если меняются функции ее отдельных компонентов.

Формирование  рыночной экономики предполагает создание новых организационных отношений  и структур управления.

Во-первых, характерным становится перераспределение функций между различными органами государственного, коммерческого и общественного управления, делегирование функций не только сверху вниз, но и снизу вверх. Стремление региональных и муниципальных образований к расширению управленческой самостоятельности имеет под собой убедительные основания. Одно из них — невозможность центральной власти как прежде централизовать доходы от налогов и прибыли; другое — то обстоятельство, что центральная власть фактически не может обеспечить сохранение и развитие социальных стандартов в регионах, в силу чего не только уступает в этом прерогативу местным органам власти, но настоятельно делегирует им функцию социальной поддержки и защиты.

Во-вторых, со временем происходит моральное старение структуры управления, следствием чего становится неизбежной замена структур, не способных мобилизовать организационные резервы. Формируются перспективные организационные структуры. Среди последних важнейшими являются те, которые являются адекватными социально-рыночной среде экономического развития России, создают условия для качественных преобразований в системе общественных отношений; через структуры стимулируются интенсивные факторы роста социальной и экономической эффективности.

Факторы, влияющие на организационные структуры. На организационные структуры влияет ряд факторов. С одной стороны, они объективно обусловливают и  предопределяют процесс их преобразования, а с другой — подчиняют эти структуры волевому воздействию полномочных органов и ответственных лиц.

Среди объективных  факторов, влияющих на организационную  структуру производства, особое и  все возрастающее значение приобретает  научно-технический прогресс. Он является катализатором социальных, экономических, управленческих и других организационных изменений в системе отношений участников процесса производства. Достижения НТП влияют на состав элементов организационных структур производства и управления.

В прошлом  дискретный и зачастую случайный  процесс формирования организационных  структур объясняется тем фактом, что в условиях командно-административной системы управления была непомерно  велика роль субъективного фактора. При этом руководствовались волевыми решениями отдельных ведомств, государственных  и хозяйственных организаций, субъективным мнением политических лидеров.

 

3.5. Типы организационных структур управления.

 

Общими предпосылками создания качественно новых организационных  структур управления интенсивного типа являются:

  • перевод социально-экономических функций министерств и ведомств, региональных структур управления, предприятий и организаций, всех существующих и создающихся, формирующихся государственных, коммерческих и общественных организационных структур на социально ориентированные рыночные отношения;
  • реализация социальных целей большим количеством государственных, региональных, муниципальных, коммерческих структур. Акценты расставляются таким образом, чтобы все элементы, составляющие социальный комплекс, были задействованы при решении текущих и перспективных социальных задач.

Разнообразные духовные и физические запросы человека становятся тем общественным индикатором, с помощью которого определяются направления инвестиционной, научно-прикладной, экономической и технической  политики. Критерием качества организационных  структур производства и управления выступает наибольший конечный социально-экономический  и даже психологический результат.

Экстенсивный тип структур управления имеет ряд качественных признаков:

  • недостаточная гибкость и восприимчивость к изменениям, вызванным научно-техническим и социальным прогрессом;
  • слабая разработанность стратегии развития организационных структур. В производстве отсутствуют приоритеты, связанные с НТП; в управлении организационная структура ориентирована на решение оперативных (текущих) задач и др.
  • затратный принцип стимулирования совершенствования организационной структуры. В производстве он характеризуется слабой заинтересованностью в ресурсосбережении, а в управлении — экономией только с помощью сокращения численности аппарата;
  • административно-правовые, командно-директивные методы управления, превалирующие над экономическими и коллегиальными, что сдерживает предпринимательскую инициативу и поиск эффективных методов работы коллективов, отдельных членов общества;
  • слабая адаптивность организационных структур управления к меняющимся условиям производства, рыночному механизму хозяйствования;
  • неадекватность роли органов местного самоуправления их возможностям в решении социальных, экономических технологических территориальных проблем;
  • отсутствие социально-политической и экономической стабильности, развитых отношений собственности, способных стимулировать многообразие организационных форми структур управления. Нельзя не видеть, что управленческие структуры по всей вертикали власти приспосабливаются к происходящим изменениям. На уровне Федерации и региона укрепляются исполнительные органы власти, все отчетливее доминирует авторитарный принцип руководства. В то же время многие социально-экономические проблемы жизни населения передаются общественным органам управления — муниципальным образованиям.

 

3.6. Классификация организационных структур управления.

 

Множество типов организационных структур обусловлено разнообразием критериев  их классификации. Среди них можно  выделить общие, особенные и частные.

К общим  критериям относятся специфика  воспроизводства, формы обобществления и масштабы производства, к особенным — формы собственности, принципы организации управления, характер связей, к частным — формы организации производства и управления:

  • По признаку воспроизводственного цикла различаются экстенсивные и интенсивные организационные структуры; по формам связи — горизонтальные (смешанного типа) и вертикальные (стратифицированные);
  • по формам собственности — государственные (административные), кооперативные, смешанные, частные;
  • по принципам организации производства и управления — отраслевые (межотраслевые), территориальные, программно-целевые и производственные;
  • по сферам деятельности — государственные, общественные, коммерческие;
  • по методам хозяйствования — государственные, корпоративные, частные;
  • по уровням управления — федеральные, региональные, муниципальные;
  • по формам организации производства — высокоспециализированные, малые, крупные предприятия;
  • по формам организации управления — концерны, тресты, ассоциации.

Количество  и качество организационных структур имеют тенденцию к динамическому  изменению. Это происходит в результате сочетания различных объективных  и иных обстоятельств, и также  качественных изменений в обществе благодаря радикальной реформе в организационных структурах управления на всех уровнях развития рыночных отношений.

 

Заключение

 

Делая вывод, опираясь на данный материал, можно  сформулировать ряд основных задач  региональной экономики:

  • Межрегиональный обмен и производственно- техническое взаимодействие;
  • Построение экономики региона на политэкономическом осмыслении макроэкономических процессов при развитии рыночных отношений;
  • Изучение региональных факторов и условий формирования рынка;
  • Демографическое исследование для прогнозирования развития и функционирования потребительского рынка;
  • Распределение населения и территории региона, обоснование схемы рыночного “тяготения” населения, разработка единой комплексной схемы размещения как оптовых, так и розничных предприятий;
  • Развитие воспроизводственных процессов осуществляющихся в регионе: воспроизводство регионального продукта, капитала, природных ресурсов, движение материальных и финансовых потоков между основными агентами экономики региона: предприятиями домашними хозяйствами государствами учреждениями;
  • Соблюдение внутренней хозяйственной целостности региона, для потенциальной способности рынка развития за свой счет;
  • Обеспечение развития производительных сил территории, на основе не возникновения значительных внутрихозяйственных диспропорций и сохранения способности самостоятельно осуществлять динамическое развитие собственной экономики, всесторонне используя имеющиеся ресурсы (природные, трудовые, финансовые)
  • Развитие и структурирование хозяйственного комплекса региона (производственная, непроизводственная сферы);
  • Сохранение экономического потенциала регионов и его основных составляющих: природно-ресурсный потенциал; население и трудовые ресурсы, производственный потенциал;
  • Развитие комплекса обслуживающих отраслей, создание производственной, социальной, и рыночной инфраструктур;
  • Использовать новые тенденции в развитии межрегиональных и международных экономических связей, создание совместных предприятий, развитие свободных экономических зон;

Информация о работе Цели и критерии социально- экономического развития региона