Цели и критерии социально- экономического развития региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Как наука экономика — это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подобно всем другим отраслям знаний экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. Экономика как наука не может быть национальной, так же как не может существовать американской физики или немецкой математики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..
1. Основные понятия и определения экономики региона…………………….....
1.1. Национальная экономика как сфера организации воспроизводственных процессов………………………………………………………………………….....
1.2. Понятия "регион", "экономический район"…………………………………..
2. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления……………...
2.1. Цели и критерии социально-экономического развития региона………......
2.2. Методы управления региональным развитием……………………………...
3. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов. Методы управления региональной экономикой……………………..
3.1. Организационно-экономические факторы…………………………………..
3.2. Общая характеристика методов управления……………………………......
3.3. Классификация методов управления………………………………………...
3.4. Сущность организации управления экономикой региона………………….
3.5. Типы организационных структур управления………………………………
3.6. Классификация организационных структур управления…………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ2.docx

— 58.72 Кб (Скачать)

Можно выделить и такое понятие, как "региональное разделение труда" — специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими. Необходимо иметь представление и о следующих терминах.

Промышленный узел — группа предприятий различных отраслей, сосредоточенных в одном месте, построенных, как правило, по единому проекту и имеющих общие обслуживающие и вспомогательные объекты и сооружения.

Агломерация — территориально-хозяйственное сочетание, которое:

  • возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;
  • отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;
  • оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории;
  • показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) ― значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций, составляющих единую технологическую цепочку, комплексно использующих природные ресурсы и получающих дополнительный эффект за счет сокращения транспортных затрат.

Межотраслевой территориальный комплекс — интегрированные на территории отраслевые производства, входящие одновременно в общегосударственную систему межотраслевых образований и имеющие единую программу развития.

Экономический район — целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны.

По своему внутреннему содержанию термин соответствует  более гибкому понятию "регион".

Экономические зоны — группы укрупненных районов, выделяемые по ряду признаков (территориальному, природно-сырьевому, географическому и т.д.).

 

2. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления

 

Развитие региона — многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным.

Социально-экономическое  развитие включает в себя такие аспекты, как:

  • рост производства и доходов;
  • перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;
  • перемены в общественном сознании;
  • перемены в традициях и привычках.

В настоящее  время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение  качества жизни населения. Поэтому  процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

  • повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
  • создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
  • увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Развитие любого региона — многоцелевой и многокритериальный процесс.

 

2.1. Цели и критерии социально-экономического развития региона

 

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как  увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут  иметь существенные различия.

Соответственно  целям развития регионов строится система  критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые  различия между странами и регионами  в иерархии ценностей и в целях  развития, международные организации  оценивают степень развития стран  и регионов по некоторым универсальным  интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в  рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1.

При этом для расчета  используются три показателя экономического развития:

  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);
  • величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

Наряду с интегральными  показателями можно использовать и  отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

  • национальный доход на душу населения;
  • уровень потребления отдельных материальных благ;
  • степень дифференциации доходов;
  • продолжительность жизни;
  • уровень физического здоровья;
  • уровень образования;
  • степень счастья населения.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей — становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры.

В качестве краткосрочных целей можно рассматривать  преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем  году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.

Нередко в качестве тактических целей  регионального развития выступают  промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного  развития.

Среди таких тактических  целей развития региона или города можно назвать:

  • привлечение новых видов бизнеса;
  • расширение существующего бизнеса;
  • развитие малого бизнеса;
  • развитие центра города;
  • развитие промышленности;
  • развитие сферы услуг;
  • повышение уровня занятости населения региона.

Итак, на уровне региона можно рассматривать  следующие критерии и соответствующие  им показатели социально-экономического развития:

  • ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;
  • средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;
  • продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;
  • уровень образования;
  • уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;
  • уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);
  • состояние окружающей среды;
  • равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;
  • обогащение культурной жизни людей.

Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального  производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной.

 

2.2. Методы управления региональным развитием

Местные органы власти любого уровня — региона, города или района — выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло-, энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и пр.) и управление социально-экономическим развитием подведомственной территории.

Управление  развитием может осуществляться с помощью разнообразного спектра  стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых местная  администрация стремится стимулировать  развитие экономики региона, создать  новые рабочие места, увеличить  налоговую базу, расширить возможности  для определенных видов экономической  активности, в которых заинтересовано местное сообщество (таблица 1).

Таблица 1

Объекты управления функционированием  и  развитием региона

Объекты управления функционированием

Объекты управления  развитием

Дороги;

уборка мусора;

водо-, газо-, тепло-, электроснабжение;

состояние и эксплуатация жилого фонда;

парки; благоустройство

возникновение новых и развитие старых производств;

развитие городской инфраструктуры, прежде всего связи и коммуникаций;

занятость;

уровень благосостояния


 

Все возможные методы воздействия региональной администрации  на ход экономического развития можно  сформулировать так:

    • создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;
    • регулирование деловой активности;
    • прямая кооперация администрации региона и бизнеса.

Рассмотрим  эти методы управления региональным развитием.

Создание благоприятных общих  условий для развития деловой  активности. К таким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и др.

Регулирование деловой активности. Администрация формирует побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для развития данного региона решений. Это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов либо предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований.

 

3. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов. Методы управления региональной экономикой.

 

3.1. Организационно-экономические факторы.

 

Социально-экономическое  развитие регионов в настоящее время  испытывает возрастающее влияние трех главных факторов.

1. Рыночного — взаимопроникновение региональных, национальных и мирового рынков. Для России и ее регионов наиболее значимыми являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможного принятия в ВТО.

2. Конкурентного — усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции — конкуренции в области качества жизни и инноваций.

3. Производственного — постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства, что подразумевает: замену массового производства мелкосерийным; заменой вертикальной организации труда — горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности — соучастием индивида в производственном процессе.

Эти факторы  ведут от территориальной дифференциации и разделения труда к его территориальной  интеграции, от гомогенных региональных рынков — к диверсифицированным, а в целом — от национальной региональной политики к собственно региональной на уровне отдельных субъектов Федерации.

Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих:

    • производственно-ресурсный потенциал региона;
    • структуру регионального рынка;
    • кадровый потенциал региона;
    • региональный бюджет;
    • стратегию развития региона.

Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами:

    • внешними поставщиками товаров и услуг;
    • внешними потребителями;
    • регионами-конкурентами;
    • финансовыми организациями;
    • транспортными предприятиями.

Информация о работе Цели и критерии социально- экономического развития региона