Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 21:08, реферат
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных ст. 2 Закона целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Таким образом, благотворительным статусом может обладать лишь некоммерческая организация. В силу п. 1 ст. 50 ГК РФ некоммерческой является организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками либо членами.
Понятие
благотворительной
организации
Согласно
п. 1 ст. 6 Федерального закона «О благотворительной
деятельности и благотворительных
организациях»
Приведенные
определения позволяют выделить следующие
характерные признаки благотворительных
организаций: во-первых, для указанных
организаций извлечение прибыли не составляет
основной цели деятельности; во-вторых,
полученная благотворительными организациями
прибыль не распределяется между их участниками
(членами); в-третьих, благотворительные
организации создаются для реализации
целей, предусмотренных ст. 2 Федерального
закона «О благотворительной деятельности
и благотворительных организациях»; в-четвертых,
указанные цели реализуются путем осуществления
благотворительной деятельности.
Предусмотренный
ст. 2 Федерального закона «О благотворительной
деятельности и благотворительных
организациях» примерный
Некоммерческий
характер основных целей деятельности
некоммерческих организаций обуславливает
возможность их создания без государственной
регистрации в качестве юридического
лица. Так, не обязательно наличие прав
юридического лица для общественных объединений
(ст. 3 Федерального закона «Об общественных
объединениях»). В силу п. 1 ст. 2 ГК РФ незарегистрированная
в качестве юридического лица некоммерческая
организация не является участником гражданско-правовых
отношений. Все юридически значимые действия
в интересах такой организации осуществляют
ее участники (члены) от собственного имени.
Организационно-правовые
формы некоммерческих
организаций
В силу
ст. 7 Федерального закона «О благотворительной
деятельности и благотворительных
организациях»
Не все
некоммерческие организации могут
иметь благотворительный
По смыслу
ст. 7 Федерального закона «О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях»
организационно-правовые формы для благотворительных
организаций должны предусматриваться
федеральными законами. Не всегда нормы
федерального законодательства содержат
прямые указания на этот счет. Так, например,
в федеральных законах не говорится о
возможности наделения благотворительным
статусом религиозных организаций. Тем
не менее, нормативные правовые акты субъектов
РФ, например, ч. 1 ст. 6 Закон г. Москвы «О
благотворительной деятельности» от 05.07.95,
предусматривают такую возможность. Представляется,
что в данном случае региональный законодатель
воспользовался положением п. 1 ст. 18 Федерального
закона «О свободе совести и о религиозных
объединениях» от 26.09.97, согласно которому
религиозные организации вправе осуществлять
благотворительную деятельность.
Важной
особенностью некоммерческих, в том
числе благотворительных, организаций
является отсутствие в ГК РФ, а также
в Федеральном законе «О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях»,
четкого перечня их организационно-правовых
форм. Действительно, в соответствии с
п. 1 ст. 6 Федерального закона «О введении
в действие части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации» требование
о создании юридических лиц исключительно
в тех организационно-правовых формах,
которые предусмотрены главой 4 ГК РФ,
распространяется лишь на коммерческие
организации. Между тем, исчерпывающий
перечень организационно-правовых форм
некоммерческих (благотворительных) организаций
не установлен.
Создание
благотворительных
организаций
Согласно
ст. 8 Федерального закона «О благотворительной
деятельности и благотворительных
организациях» учредителями благотворительной
организации в зависимости от
ее формы могут выступать физические
и (или) юридические лица. При этом Закон
устанавливает дополнительные требования
к субъектному составу учредителей благотворительных
организаций. Во-первых, учредителями
благотворительной организации не могут
выступать органы государственной власти
и органы местного самоуправления, а также
государственные и муниципальные унитарные
предприятия, государственные и муниципальные
учреждения. Во-вторых, учредителями благотворительных
учреждений могут быть исключительно
благотворительные организации (ст. 7 Федерального
закона «О благотворительной деятельности
и благотворительных организациях»)
Закон
не определяет количество учредителей
благотворительной организации, допуская,
тем самым, создание ее одним учредителем.
Известное исключение представляет
собой благотворительное учреждение.
По смыслу п. 1 ст. 112 ГК РФ оно создается
одним учредителем. Однако, нормы специального
законодательства предусматривают возможность
создания учреждения несколькими лицами
(ст. 11 Закона РФ «Об образовании»; ст. 35
Федерального закона «Об общественных
объединениях»).
К числу
учредительных документов благотворительных
организаций относятся устав
и (или) учредительный договор. Так,
например, единственным учредительным
документом благотворительного учреждения
является устав. Решение учредителя (учредителей)
о создании учреждения, хотя и отнесено
п.1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих
организациях» к числу учредительных
документов учреждения, в действительности
учредительным документом не является,
поскольку ст. 52 ГК РФ не рассматривает
данное решение в качестве учредительного
документа. Нормы специального законодательства
могут предусматривать дополнительные
требования к содержанию устава учреждения.
Например, устав образовательного учреждения
должен содержать сведения о целях образовательного
процесса, типах и видах реализуемых образовательных
программ (п. 1 ст. 13 Федерального закона
«Об образовании»).
В силу
п. 1 ст. 52 ГК РФ в случаях, предусмотренных
законом, учреждение может действовать
на основании общего положения об организациях
данного вида. Такая возможность прямо
предусмотрена, в частности, для образовательных
учреждений, что, впрочем, не исключает
необходимости наличия у них собственных
учредительных документов (п. 5 ст. 12 Закона
РФ «Об образовании»).
Учредительным
документом фонда является устав, содержащий,
помимо общих для всех некоммерческих
организаций сведений, также сведения
с попечительском совете фонда, о
судьбе его имущества в случае
ликвидации и другие сведения, предусмотренные
п. 4 ст. 118 ГК РФ. Порядок изменения устава
фонда подчинен особым требованиям, установленным
в ст. 119 ГК РФ.
Согласно
п. 1 ст. 119 ГК РФ устав фонда может
вообще не предусматривать возможность
его изменения либо лишить такой
возможности уполномоченных лиц (органы)
фонда. В таком случае устав фонда может
быть изменен только в судебном порядке
при условии, что его сохранение в неизменном
виде влечет последствия, которые невозможно
предвидеть при учреждении фонда. Отсутствие
у уполномоченных лиц (органов) фонда права
на изменение его устава фиксируется в
тексте устава, который, согласно общему
для большинства некоммерческих (благотворительных)
организаций требованию п. 3 ст. 14 Федерального
закона «О некоммерческих организациях»,
должен содержать сведения о внесении
в него изменений. Устав фонда может предусматривать
исключительно судебный порядок его изменения.
В силу
ст. 119 ГК РФ правом на обращение в
суд с требованием об изменении
устава фонда наделены: во-первых, органы
фонда; во-вторых, государственные органы,
уполномоченные осуществлять надзор за
его деятельностью. Например, полномочиями
по осуществлению контроля и надзора за
деятельностью общественных фондов наделены
прокурор, регистрирующий орган, финансовые
органы, а также экологические, пожарные
и иные органы государственного надзора
и контроля (ст. 38 Федерального закона
«Об общественных объединениях»).
Поскольку
фонд не имеет членства, учредители
не входят в его состав, их непосредственное
участие в управлении и деятельности
фонда не требуется. Вместе с тем,
учредители определяют порядок управления
фонда и формирования его органов в уставе
фонда, именно они решают вопрос о закреплении
в уставе возможности его изменения.
Кроме
того, учредители могут войти в
состав органов фонда, в том числе
в состав попечительского совета,
призванного осуществлять контроль
над деятельностью фонда. Таким
образом, учредители фонда, хотя и не
связаны с ним отношениями
членства, тем не менее, могут оказывать
значительное влияние на деятельность
фонда.
Цели
и предмет деятельности
некоммерческих организаций
Цели
и предмет деятельности некоммерческих,
в том числе благотворительных,
организаций должны быть указаны
в их учредительных документах (п.
2 ст. 52 ГК РФ). Кроме того, в соответствии
с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих
организациях», характер деятельности
некоммерческих организаций фиксируется
в их наименовании. В некоторых случаях
закон устанавливает дополнительные требования
к наименованию некоммерческих организаций.
Например, согласно ст. 28 Федерального
закона «Об общественных объединениях»,
наименование общественного объединения
должно содержать указание на территориальную
сферу его деятельности.
В силу
п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих
организациях» законодательством Российской
Федерации могут устанавливаться ограничения
на виды деятельности, которыми вправе
заниматься некоммерческие, в том числе
благотворительные, организации. В качестве
примера можно привести п. 5 ст. 12 Федерального
закона «О благотворительной деятельности
и благотворительных организациях», согласно
которому благотворительная организация
не вправе расходовать свои средства и
использовать свое имущество для поддержки
политических партий, движений, групп
и кампаний.
Отдельные
виды деятельности могут осуществляться
некоммерческими (благотворительными)
организациями только на основании
специальных разрешений или лицензий
(п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих
организациях»). Например, в силу п. 6 ст.
33 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля
1992 г. право образовательного учреждения
на ведение образовательной деятельности
возникает с момента выдачи ему соответствующей
лицензии.
Благотворительная
организация ежегодно представляет
в орган, принявший решение о ее государственной
регистрации, отчет о своей деятельности,
содержащий сведения о финансово-хозяйственной
деятельности, персональном составе высшего
органа управления благотворительной
организацией; составе и содержании благотворительных
программ благотворительной организации
и иные, указанные в п. 2 ст. 19 Федерального
закона «О благотворительной деятельности
и благотворительных организациях» сведения.
Орган,
принявший решение о
Источники
формирования имущества
благотворительных
организаций. Ответственность
благотворительных
организаций по обязательствам
Поскольку
некоммерческие (благотворительные) организации
ограничены в осуществлении приносящей
доходы деятельности, закон устанавливает
дополнительные источники формирования
их имущества, не характерные для хозяйственных
обществ и товариществ. Потребность в
дополнительных источниках финансирования
деятельности некоммерческих (благотворительных)
организаций связана также с тем, что,
по общему правилу, в составе их имущества
отсутствует складочный капитал, образуемый
за счет взносов участников (членов). С
учетом этих обстоятельств закон предусматривает
в качестве дополнительного источника
формирования имущества некоммерческих
(благотворительных) организаций денежные
и иные пожертвования граждан и юридических
лиц (п. 1 ст. 582 ГК РФ).