Благотворительные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 21:08, реферат

Описание работы

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных ст. 2 Закона целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Таким образом, благотворительным статусом может обладать лишь некоммерческая организация. В силу п. 1 ст. 50 ГК РФ некоммерческой является организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками либо членами.

Работа содержит 1 файл

Реферат Экономика.doc

— 60.00 Кб (Скачать)
 

Понятие благотворительной  организации 

Согласно  п. 1 ст. 6 Федерального закона «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях» благотворительной  организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных ст. 2 Закона целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Таким образом, благотворительным статусом может обладать лишь некоммерческая организация. В силу п. 1 ст. 50 ГК РФ некоммерческой является организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками либо членами. 

Приведенные определения позволяют выделить следующие характерные признаки благотворительных организаций: во-первых, для указанных организаций извлечение прибыли не составляет основной цели деятельности; во-вторых, полученная благотворительными организациями прибыль не распределяется между их участниками (членами); в-третьих, благотворительные организации создаются для реализации целей, предусмотренных ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; в-четвертых, указанные цели реализуются путем осуществления благотворительной деятельности. 

Предусмотренный ст. 2 Федерального закона «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях» примерный перечень основных целей деятельности благотворительных  организаций включает в себя цели социальной поддержки и защиты граждан, содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан; улучшения морально-психологического состояния граждан и иные, перечисленные в данной статье общеполезные цели. Основные цели деятельности некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций конкретизируются в нормах специального законодательства применительно к отдельным организационно-правовым формам указанных организаций. Например, автономные некоммерческие организации создаются в целях предоставления услуг в области образования, науки, здравоохранения, права и иных подобных услуг (п. 1 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). 

Некоммерческий  характер основных целей деятельности некоммерческих организаций обуславливает возможность их создания без государственной регистрации в качестве юридического лица. Так, не обязательно наличие прав юридического лица для общественных объединений (ст. 3 Федерального закона «Об общественных объединениях»). В силу п. 1 ст. 2 ГК РФ незарегистрированная в качестве юридического лица некоммерческая организация не является участником гражданско-правовых отношений. Все юридически значимые действия в интересах такой организации осуществляют ее участники (члены) от собственного имени. 

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций 

В силу ст. 7 Федерального закона «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях» благотворительные  организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Организационно-правовые формы благотворительных организаций предусмотрены, прежде всего, ГК РФ. Однако, некоторые организационно-правовые формы не указаны в ГК РФ. К их числу относятся, в частности, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации (ст.ст. 8, 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). 

Не все  некоммерческие организации могут  иметь благотворительный статус. Например, им не могут обладать потребительские кооперативы, поскольку реализуемые ими цели лишены общественной значимости. В силу п. 1 ст. 116 ГК РФ потребительские кооперативы создаются в целях удовлетворения материальных потребностей их членов. 

По смыслу ст. 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» организационно-правовые формы для благотворительных организаций должны предусматриваться федеральными законами. Не всегда нормы федерального законодательства содержат прямые указания на этот счет. Так, например, в федеральных законах не говорится о возможности наделения благотворительным статусом религиозных организаций. Тем не менее, нормативные правовые акты субъектов РФ, например, ч. 1 ст. 6 Закон г. Москвы «О благотворительной деятельности» от 05.07.95, предусматривают такую возможность. Представляется, что в данном случае региональный законодатель воспользовался положением п. 1 ст. 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.97, согласно которому религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность. 

Важной  особенностью некоммерческих, в том  числе благотворительных, организаций  является отсутствие в ГК РФ, а также  в Федеральном законе «О благотворительной  деятельности и благотворительных организациях», четкого перечня их организационно-правовых форм. Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» требование о создании юридических лиц исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены главой 4 ГК РФ, распространяется лишь на коммерческие организации. Между тем, исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих (благотворительных) организаций не установлен. 

Создание  благотворительных  организаций 

Согласно  ст. 8 Федерального закона «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях» учредителями благотворительной  организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. При этом Закон устанавливает дополнительные требования к субъектному составу учредителей благотворительных организаций. Во-первых, учредителями благотворительной организации не могут выступать органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения. Во-вторых, учредителями благотворительных учреждений могут быть исключительно благотворительные организации (ст. 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях») 

Закон не определяет количество учредителей  благотворительной организации, допуская, тем самым, создание ее одним учредителем. Известное исключение представляет собой благотворительное учреждение. По смыслу п. 1 ст. 112 ГК РФ оно создается одним учредителем. Однако, нормы специального законодательства предусматривают возможность создания учреждения несколькими лицами (ст. 11 Закона РФ «Об образовании»; ст. 35 Федерального закона «Об общественных объединениях»). 

К числу  учредительных документов благотворительных  организаций относятся устав  и (или) учредительный договор. Так, например, единственным учредительным  документом благотворительного учреждения является устав. Решение учредителя (учредителей) о создании учреждения, хотя и отнесено п.1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» к числу учредительных документов учреждения, в действительности учредительным документом не является, поскольку ст. 52 ГК РФ не рассматривает данное решение в качестве учредительного документа. Нормы специального законодательства могут предусматривать дополнительные требования к содержанию устава учреждения. Например, устав образовательного учреждения должен содержать сведения о целях образовательного процесса, типах и видах реализуемых образовательных программ (п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об образовании»). 

В силу п. 1 ст. 52 ГК РФ в случаях, предусмотренных  законом, учреждение может действовать  на основании общего положения об организациях данного вида. Такая возможность прямо предусмотрена, в частности, для образовательных учреждений, что, впрочем, не исключает необходимости наличия у них собственных учредительных документов (п. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»). 

Учредительным документом фонда является устав, содержащий, помимо общих для всех некоммерческих организаций сведений, также сведения с попечительском совете фонда, о  судьбе его имущества в случае ликвидации и другие сведения, предусмотренные  п. 4 ст. 118 ГК РФ. Порядок изменения устава фонда подчинен особым требованиям, установленным в ст. 119 ГК РФ. 

Согласно  п. 1 ст. 119 ГК РФ устав фонда может  вообще не предусматривать возможность  его изменения либо лишить такой  возможности уполномоченных лиц (органы) фонда. В таком случае устав фонда может быть изменен только в судебном порядке при условии, что его сохранение в неизменном виде влечет последствия, которые невозможно предвидеть при учреждении фонда. Отсутствие у уполномоченных лиц (органов) фонда права на изменение его устава фиксируется в тексте устава, который, согласно общему для большинства некоммерческих (благотворительных) организаций требованию п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», должен содержать сведения о внесении в него изменений. Устав фонда может предусматривать исключительно судебный порядок его изменения. 

В силу ст. 119 ГК РФ правом на обращение в  суд с требованием об изменении  устава фонда наделены: во-первых, органы фонда; во-вторых, государственные органы, уполномоченные осуществлять надзор за его деятельностью. Например, полномочиями по осуществлению контроля и надзора за деятельностью общественных фондов наделены прокурор, регистрирующий орган, финансовые органы, а также экологические, пожарные и иные органы государственного надзора и контроля (ст. 38 Федерального закона «Об общественных объединениях»). 

Поскольку фонд не имеет членства, учредители не входят в его состав, их непосредственное участие в управлении и деятельности фонда не требуется. Вместе с тем, учредители определяют порядок управления фонда и формирования его органов в уставе фонда, именно они решают вопрос о закреплении в уставе возможности его изменения. 

Кроме того, учредители могут войти в  состав органов фонда, в том числе  в состав попечительского совета, призванного осуществлять контроль над деятельностью фонда. Таким  образом, учредители фонда, хотя и не связаны с ним отношениями  членства, тем не менее, могут оказывать значительное влияние на деятельность фонда. 

Цели  и предмет деятельности некоммерческих организаций 

Цели  и предмет деятельности некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций должны быть указаны  в их учредительных документах (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», характер деятельности некоммерческих организаций фиксируется в их наименовании. В некоторых случаях закон устанавливает дополнительные требования к наименованию некоммерческих организаций. Например, согласно ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях», наименование общественного объединения должно содержать указание на территориальную сферу его деятельности. 

В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие, в том числе благотворительные, организации. В качестве примера можно привести п. 5 ст. 12 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», согласно которому благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний. 

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими (благотворительными) организациями только на основании  специальных разрешений или лицензий (п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Например, в силу п. 6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. право образовательного учреждения на ведение образовательной деятельности возникает с момента выдачи ему соответствующей лицензии. 

Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации и иные, указанные в п. 2 ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» сведения. 

Орган, принявший решение о государственной  регистрации благотворительной  организации, обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к полученным им ежегодным отчетам данной благотворительной организации. Благотворительная организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам (п.п. 4, 5 ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Благотворительные фонды, в силу п. 2 ст. 118 ГК РФ, обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании имущества. К сожалению, закон не устанавливает печатные органы, призванные публиковать отчеты фондов 
 

Источники формирования имущества  благотворительных  организаций. Ответственность  благотворительных организаций по обязательствам 

Поскольку некоммерческие (благотворительные) организации ограничены в осуществлении приносящей доходы деятельности, закон устанавливает дополнительные источники формирования их имущества, не характерные для хозяйственных обществ и товариществ. Потребность в дополнительных источниках финансирования деятельности некоммерческих (благотворительных) организаций связана также с тем, что, по общему правилу, в составе их имущества отсутствует складочный капитал, образуемый за счет взносов участников (членов). С учетом этих обстоятельств закон предусматривает в качестве дополнительного источника формирования имущества некоммерческих (благотворительных) организаций денежные и иные пожертвования граждан и юридических лиц (п. 1 ст. 582 ГК РФ). 
 

Информация о работе Благотворительные организации