Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 16:47, реферат
Федерализм в России всегда был генетически связан, с борьбой центральной власти за сохранение единства страны против стремления регионов к автономизации и сепаратизму. В этом контексте российский федерализм отличается от западного тем, что на Западе федерализм возникал в ходе строительства новой государственности, а в России, как в прошлом, так и в нынешнем веке в ходе слома старой государственной машины и создания новой политической системы, по сути нового государства. Это существенным образом отличает российский федерализм в политическом аспекте. Политический взгляд на проблему в первую очередь высвечивает вопрос о власти, или говоря современным языком, об организации «властной вертикали».
1.Вступление (Особенности федерализма в России)…………………………...3
2.Бюджетный федерализм в Российской Федерации…………………………....4
3.Пути и перспективы совершенствования межбюджетных отношений……..10
4. Список, используемой литературы…………………………………………...15
Бюджетный федерализм
выполняет функции
Российская система бюджетного федерализма (в широком аспекте) включает: два "полюса" бюджетных потоков (федеральный бюджет и "полюс" из 89 бюджетов субъектов Федерации); налоговый федерализм как разделение налоговых полномочий и налоговой базы между уровнями бюджетной системы; блок финансовых трансфертов (федеральный Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации); блок взаимных расчетов; блок федеральных программ; блок целевых бюджетных фондов;
блок дотаций
и субвенций.
Особую подсистему
межбюджетных отношений, которая теоретически
не может быть отнесена к специфическим
отношениям бюджетного федерализма, образует
механизм межбюджетных связей, возникающих
внутри субъекта Федерации. Здесь межбюджетные
потоки циркулируют от "полюса" бюджета
субъекта Федерации (республиканского,
областного, краевого, окружного) к "полюсу"
местных бюджетов (бюджетов местного самоуправления).
Этот блок, входя в общую систему межбюджетных
отношений, выпадает юридически из отношений
бюджетного федерализма,поскольку, во-первых,
местные органы не являются субъектами
федеративных отношений (если не рассматривать,
в свою очередь, каждый субъект как .некую
федеративную систему), во-вторых, в соответствии
с Конституцией Российской Федерации
"органы местного самоуправления не
входят в систему органов государственной
власти" (ст. 12).
Систему бюджетного федерализма в России нельзя выразить одной формулой, да к этому и не следует стремиться. Встать на этот путь означало бы одно: максимальное упрощение межбюджетных связей как самоцель независимо от решаемых социальных, финансовых и политических задач и реальных особенностей Российской Федерации.
Структурная
перестройка бюджетной системы
в Российской Федерации,
Взаимодействие
бюджетов - это не только отношения, но
и процессы возникновения денежных потоков,
финансовых ресурсов, их регулирования
и использования по конечному адресному
назначению в соответствии с бюджетной
классификацией и росписью бюджетных
расходов, определенных ежегодно принимаемыми
законами о федеральных, региональных
и местных бюджетах. В процессе взаимодействия
бюджетов сначала разделяются финансовые
ресурсы (налоговые потоки) и они направляются
по соответствующим каналам на формирование
федерального бюджета и бюджетов субъектов
Федерации, а потом регулируется их поток
юридическим и физическим лицам. В ходе
взаимодействия бюджетов осуществляется
вертикальное и горизонтальное выравнивание
бюджетов и обеспечивается реализация
целей социально-экономической, в том
числе бюджетно-налоговой, политики.
В системе взаимодействия
бюджетов сохраняется определенная
детерминированная связь, иерархия,
которая исходит из направленности
бюджетных потоков в системе
бюджетного федерализма преимущественно
"сверху вниз", поскольку финансовые
трансферты идут в основном из федерального
бюджета.
Содержательная
сторона взаимодействия бюджетов как
финансовой категории выражается системой
следующих принципов: самостоятельность
бюджетов в образовании и распределении
доходов в соответствии с действующим
законодательством; необходимая согласованность
между бюджетами в процессе их формирования,
распределения ииспользования; солидарная
ответственность бюджетов в выполнении
бюджетных функций и обеспечении целей
бюджетного финансирования, прежде всего
в отношении гарантированных социальных
норм и нормативов; приоритетность федерального
бюджета в формировании бюджетной базы
и бюджетно-налоговой политики; достижение
сбалансированности и устойчивости бюджетной
системы как результат взаимодействия
бюджетов; подконтрольность и ответственность
бюджетов нижестоящего уровня перед бюджетом
вышестоящего уровня в части целевого
и адресного использования финансовой
помощи; прозрачность бюджетных потоков
между уровнями бюджетной системы.
Самостоятельность
и обособленность бюджетов разных уровней
означает:
право законодательных
(представительных) органов государственной
власти и органов местного самоуправления
на каждом уровне бюджетной системы
самостоятельно осуществлять бюджетный
процесс;
наличие собственных
источников доходов бюджетов каждого
уровня, определяемых законодательством
Российской Федерации;
законодательное
закрепление регулирующих доходов
бюджетов, полномочий по формированию
доходов соответствующих
право самостоятельно
определять направления расходования
средств соответствующих
недопустимость
компенсации потерь в доходах
и дополнительных расходов за счет
бюджетов других уровней, за исключением
случаев, связанных с изменением
законодательства.
Нарушение принципов
взаимодействия бюджетов ослабляет
всю систему бюджетного федерализма
и может служить причиной нежелательных
тенденций к унитаризации или излишней
децентрализации (конфедерализации) межбюджетных
связей. На практике нарушение принципов
взаимодействия бюджетов ведет к росту
противоречий в межбюджетных отношениях,
столкновению интересов Федерации, субъектов
Федерации и местного самоуправления.
Принципы и
цели взаимодействия бюджетов могут
быть реализованы только посредством
эффективно действующих бюджетно-
Механизм распределения расходных полномочий бюджетов содержится в Бюджетном кодексе Российской Федерации (принят в июле 1998 г.) и в ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете, бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах, а также в бюджетной классификации Российской Федерации. Бюджетная классификация в части функциональной и экономической классификации расходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов является единой для бюджетов всех уровней. Бюджетный кодекс РФ делит расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания на текущие расходы икапитальные расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность органов власти. Законодательство устанавливает расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета; расходы, совместно финансируемые из бюджетов всех уровней; расходы,финансируемые исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации; расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.
Механизм
бюджетных трансфертов
в) дотации и
субвенции закрытым административно-
и) дотации и субвенции за счет средств федерального Дорожного фонда и других целевых бюджетных фондов.
В РФ финансовая
помощь из федерального бюджета субъектам
РФ предоставляется от 5 фондов: Фонд финансовой
поддержки субъектов Российской Федерации,
Фонд компенсаций, Фонд со-финансирования
социальных расходов, Фонд регионального
развития и Фонд реформирования региональных
финансов.
В федеральных
законах о федеральном бюджете
ежегодно утверждаются
Размер
средств, перечисляемых из
В
целях обеспечения защиты
приостанавливать
финансирование из федерального бюджета
федеральных программ и мероприятии, осуществляемых
на территориях соответствующих субъектов
Российской Федерации, перечисление средств,
предусмотренных по разделу "Финансовая
помощь бюджетам других уровней", и
иных средств федерального бюджета, установленных
федеральным законом к перечислению в
бюджеты субъектов Российской Федерации
и в бюджеты закрытых административно-
прекращать выдачу лицензий на экспорт;
приостанавливать
поставку продукции, поступающей централизованно
из государственных ресурсов.
Пути и перспективы
совершенствования межбюджетных отношений
Бюджетный федерализм
может быть эффективным средством
разрешения бюджетных, налоговых и других
финансово-экономических противоречий
в Российской Федерации, фактором обеспечения
единства экономического пространства,
роста экономического потенциала страны
и укрепления Российского государства.
Для достижения этой стратегической цели
отношения бюджетного федерализма должны
совершенствоваться и развиваться в соответствии
с объективными закономерностями и интересами
Российского государства.
Возникает необходимость
определить новое положение, содержание
и роль федерального бюджета в
экономической политике, бюджетной системе
и принципиальные особенности его отношений
с бюджетами субъектов Федерации и местными
бюджетами. Имеются два подхода к данному
процессу: становление бюджетной системы
с сильным федеральным бюджетом или же
децентрализация бюджетных взаимосвязей
и сжатие федерального бюджета до минимально
необходимых расходов на содержание федерального
центра. Интересы государства и необходимость
единства в реализации рыночной политики
требуют проведения линии на формирование
федеративной бюджетной системы рыночного
типа с сильным федеральным бюджетом.
Тенденции децентрализации бюджетной
системы, налогов, собственности и финансовых
ресурсов не могут отменить того, что экономические
и социальные процессы, связанные с рыночным
развитием, требуют усиления и централизации
многих функций государства, в том числе
регулирующейи социальной. Поэтому наряду
с укреплением и развитием доходной базы
субъектов Федерации и местных бюджетов
и решением ими проблем бюджетной самодостаточности
в России есть потребность в сильном федеральном
бюджете, в централизации существенной
доли ВВП. Федеральный бюджет должен быть
одним из главных рычагов в системе государственного
регулирования рыночных процессов, проведения
региональной политики, обеспечивать
стратегию экономического развития, выравнивание
финансовой обеспеченности регионов,
сохранение единого социального пространства.