Бюджетный федерализм в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 16:47, реферат

Описание работы

Федерализм в России всегда был генетически связан, с борьбой центральной власти за сохранение единства страны против стремления регионов к автономизации и сепаратизму. В этом контексте российский федерализм отличается от западного тем, что на Западе федерализм возникал в ходе строительства новой государственности, а в России, как в прошлом, так и в нынешнем веке в ходе слома старой государственной машины и создания новой политической системы, по сути нового государства. Это существенным образом отличает российский федерализм в политическом аспекте. Политический взгляд на проблему в первую очередь высвечивает вопрос о власти, или говоря современным языком, об организации «властной вертикали».

Содержание

1.Вступление (Особенности федерализма в России)…………………………...3
2.Бюджетный федерализм в Российской Федерации…………………………....4
3.Пути и перспективы совершенствования межбюджетных отношений……..10
4. Список, используемой литературы…………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

тун-тун.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

 Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Уральская государственная юридическая академия 

       Кафедра  экономической теории 

       Институт  государственного и международного права 
 

       РЕФЕРАТ

       по  экономике государственного сектора 

       «Бюджетный  федерализм в России» 
 
 
 
 
 

                                                    Выполнил: студентка 233 гр. Щербакова  Е.С.

                              Проверил: к.э.н. Лисовская В.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          Екатеринбург,

                                                                2010

      

                               ПЛАН

  1. Вступление (Особенности федерализма в России)…………………………...3
  2. Бюджетный федерализм в Российской Федерации…………………………....4
  3. Пути и перспективы совершенствования межбюджетных отношений……..10

    4.    Список, используемой литературы…………………………………………...15                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  
 
 
 

            Особенности федерализма в России

  Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в истории и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к территориальному (свойственному многим странам). Попытки копировать опыт США, Германии и других государств не имели успеха, потому что расходились с российскими реалиями и противоречили интересам развития страны. Ассиметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны.

Одной из основных характеристик федеративного государства  является соответствие базовых направлений  экономической политики, как в  действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Однако добиться такой сбалансированности, особенно в российских условиях, - задача более чем непростая.  

На сегодняшний  день государственное устройство Российской Федерации все больше приобретает  черты так называемого «вертикально ориентированного федерализма», который, по сути, является переходом к системе государственного унитаризма и экономического централизма. Его основной чертой является усиление «центра» и смещение в его сторону баланса всех властных полномочий и ресурсов. Это проявляется в настойчивом выстраивании «вертикали власти», реанимирующей многие признаки привычных ранее субординационных отношений между органами власти разных уровней, многослойную иерархию которых венчает глава государства. Введение нового регламента избрания-назначения глав регионов делает Российскую Федерацию еще более похожей на унитарное государство. В том же направлении ориентированы и действия федерального Центра по преобразованию государственно-территориального устройства страны. Разворачивающийся по инициативе «сверху» процесс объединения регионов идет под предлогом пресловутого повышения управляемости, что имеет смысл только в централизованно организованной системе отношений, но не в федеративном государстве. 

Федерализм в  России всегда был генетически связан, с борьбой центральной власти за сохранение единства страны против стремления регионов к автономизации и сепаратизму. В этом контексте российский федерализм отличается от западного тем, что на Западе федерализм возникал в ходе строительства новой государственности, а в России, как в прошлом, так и в нынешнем веке в ходе слома старой государственной машины и создания новой политической системы, по сути нового государства. Это существенным образом отличает российский федерализм в политическом аспекте. Политический взгляд на проблему в первую очередь высвечивает вопрос о власти, или говоря современным языком, об организации «властной вертикали».  

Одними из самых  острых и сложных, а потому и наиболее политизированных среди обсуждаемых  проблем федерализма являются вопросы  бюджетного устройства, в частности вопросы регулирования взаимоотношений между уровнями бюджетной системы. Во многом это связано со спецификой межбюджетных отношений - ведь именно здесь все разнообразные интересы преломляются и трансформируются в систему финансовых взаимоотношений, которые часто принимают форму откровенной и непрекращающейся борьбы за контроль над распределением финансовых потоков. В то же время бюджетная сфера - главное средство воздействия государства на развитие субъектов в условиях рыночной экономики. Здесь отражаются все плюсы и минусы государственной политики, именно здесь поле для нахождения баланса интересов государства и общества, субъекта Федерации и хозяйственных субъектов. Поэтому в современных условиях эффективность бюджетной политики напрямую зависит от нахождения компромисса интересов в рамках всей бюджетной вертикали власти.

                      Бюджетный федерализм в Российской  Федерации.

    Существует  множество определений термина  бюджетный федерализм. Согласно  одному из определений бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.

 Как финансовая  категория бюджетный федерализм  имеет объективное содержание. Это означает, что бюджетный федерализм прежде всего выступает формой финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования фондов, денежных ресурсов. Поэтому в самом простом виде бюджетный федерализм выражает системно организованную совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.

 Бюджетный  федерализм как объективная системно  организованная совокупность денежных  потоков и фондов финансовых ресурсов характеризуется рядом свойств и особенностей: специфическими субъектами, направленностью бюджетных потоков, потенциалом и интенсивностью межбюджетных связей, наличием той или иной причинной обусловленности трансфертов, признаками их повторяемости, воспроизводимости и замкнутости. 

В бюджетном  процессе, если его рассматривать  в общем виде, субъектами бюджетных  отношений выступают государство, с одной стороны, и налогоплательщики - с другой. В системе межбюджетных отношений иной характер финансово-юридических связей. Здесь нет налогоплательщиков. Органыгосударственной власти (федеральный центр, субъекты Федерации, местное самоуправление) не выступают по отношению друг к другу налогоплательщиками. В современных условиях налогоплательщиками являются юридические лица и физические лица (граждане), а не органы государственной власти. 

Следует также  различать понятия субъектов  межбюджетных отношений и субъектов  бюджетного федерализма. Во-первых, не все субъекты межбюджетных отношений  являются субъектами бюджетного федерализма. Структуры местного самоуправления (города, районы, поселки, муниципальные территории) не вступают в отношения федерализма ни с федеральным центром, ни с органами власти субъектов Российской Федерации. Поэтому по юридическому и политическому смыслу их бюджетные связи с органами государственной власти нельзя трактовать в аспектах отношений субъектов Федерации. Межбюджетные отношения - более -широкое понятие, чем бюджетный федерализм. Однако в силу взаимозависимости бюджетный федерализм как система отношений центра и субъектов Федерации выступает определяющим фактором в межбюджетных отношениях. 

Направленность  бюджетных потоков предусматривается  в соответствии с общей моделью (концепцией) бюджетного федерализма  и бюджетной политикой, выраженной в законах о федеральном и региональных бюджетах. В принципиальном отношении основная часть бюджетных ресурсов в системе бюджетного федерализма направляется по схеме "сверху вниз" как средства, обеспечивающие вертикальную и горизонтальную сбалансированность бюджетной обеспеченности различных регионов страны. Имеются и бюджетные потоки "снизу вверх" (возврат бюджетных ссуд). 

Направленность  бюджетных потоков более конкретно  может характеризоваться их адресностью - определенностью физического или  юридического лица, получающего в конечном итоге бюджетные средства. В российской практике адресность бюджетополучателей в системе федерализма особого значения пока не имеет в отличие, например, от США. 

Для обновления бюджетного устройства Российской Федерации необходим пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. России — федеральному государству с трехуровневой бюджетной системой — необходимо бюджетное устройство, основанное на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Для этой системы характерны: 

·     самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем  власти и управления собственных источников доходов и права самостоятельно определять направления их расходования; недопустимость изъятия дополнительных доходов, неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты; право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления; право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т. д.), 

·     законодательное разграничение  бюджетной ответственности и  расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления; 

·     соответствие финансовых ресурсов органов  власти и управления выполняемым  ими функциям (обеспечение вертикального  и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов); 

·     нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи; 

·     наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики. 

Реализация концепции  бюджетного федерализма основана на сочетании двух взаимодополняющих  тенденций — конкуренции между  региональными органами на рынке  социальных услуг и выравнивании условий этой конкуренции и обеспечении на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов. 

Таким образом, бюджетный федерализм — одно из сложнейших направлений экономических  реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений. 

С полным правом можно сказать, что в Российской Федерации установлена конституционная  модель бюджетного федерализма, так  как именно Конституция определяет такие общие принципы бюджетной  системы, как разграниченность и  самостоятельность бюджетов всех уровней. Особым звеном конституционной модели бюджетного федерализма являются совместные бюджетные и налоговые полномочия Федерации и ее субъектов. С одной, стороны, они взаимно ограничивают полномочия центра и регионов, а с другой — устанавливают их взаимосвязь и взаимозависимость, определяя единство бюджетной и налоговой системы. Конституцией предоставлено в совместное ведение Федерации и ее субъектов установление общих принципов налогообложения и сборов, но в то же время субъекты Федерации могут вводить собственную систему налогов и сборов на основе общих принципов налогообложения. По Конституции действует три системы налогообложения, однако это не означает полного отделения бюджетов и налоговых систем: ведь Федерация и ее субъекты совместно ведают экономической, налоговой базой в виде государственной собственности, земли, недр, водных и других природных ресурсов. Предусмотрены также федеральные фонды регионального развития; следовательно, возникают межбюджетные связи и взаимодействие налоговых систем. 

Таким образом, конституционные основы формирования эффективной модели бюджетного федерализма  уже существуют. Однако реальная его  сущность значительно сложнее и  представляет собой взаимодействие экономических и политических интересов  властных структур государства разных уровней, направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование денежных ресурсов общества посредством системы налогов, платежей, сборов и системы бюджетных ассигнований и расходов. Именно в рамках данной системы заключен процесс финансового обращения внутри государства, выражающийся в специфических финансовых кругооборотах бюджетных денежных ресурсов между их источниками (юридическими и физическими лицами), органами власти и субъектами присвоения ресурсов. Бюджетный федерализм выступает неким посредником обмена в системе "экономика — государство — экономика", где государство само по себе является целой системой субъектов.

Информация о работе Бюджетный федерализм в России