Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 16:47, реферат
Федерализм в России всегда был генетически связан, с борьбой центральной власти за сохранение единства страны против стремления регионов к автономизации и сепаратизму. В этом контексте российский федерализм отличается от западного тем, что на Западе федерализм возникал в ходе строительства новой государственности, а в России, как в прошлом, так и в нынешнем веке в ходе слома старой государственной машины и создания новой политической системы, по сути нового государства. Это существенным образом отличает российский федерализм в политическом аспекте. Политический взгляд на проблему в первую очередь высвечивает вопрос о власти, или говоря современным языком, об организации «властной вертикали».
1.Вступление (Особенности федерализма в России)…………………………...3
2.Бюджетный федерализм в Российской Федерации…………………………....4
3.Пути и перспективы совершенствования межбюджетных отношений……..10
4. Список, используемой литературы…………………………………………...15
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Уральская
государственная юридическая
Кафедра
экономической теории
Институт
государственного и международного
права
РЕФЕРАТ
по
экономике государственного сектора
«Бюджетный
федерализм в России»
Проверил: к.э.н. Лисовская В.В.
ПЛАН
4. Список,
используемой литературы…………………………………………...
Особенности федерализма в России
Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в истории и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к территориальному (свойственному многим странам). Попытки копировать опыт США, Германии и других государств не имели успеха, потому что расходились с российскими реалиями и противоречили интересам развития страны. Ассиметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны.
Одной из основных
характеристик федеративного
На сегодняшний
день государственное устройство Российской
Федерации все больше приобретает
черты так называемого «
Федерализм в
России всегда был генетически связан,
с борьбой центральной власти за
сохранение единства страны против стремления
регионов к автономизации и сепаратизму.
В этом контексте российский федерализм
отличается от западного тем, что на Западе
федерализм возникал в ходе строительства
новой государственности, а в России, как
в прошлом, так и в нынешнем веке в ходе
слома старой государственной машины
и создания новой политической системы,
по сути нового государства. Это существенным
образом отличает российский федерализм
в политическом аспекте. Политический
взгляд на проблему в первую очередь высвечивает
вопрос о власти, или говоря современным
языком, об организации «властной вертикали».
Одними из самых острых и сложных, а потому и наиболее политизированных среди обсуждаемых проблем федерализма являются вопросы бюджетного устройства, в частности вопросы регулирования взаимоотношений между уровнями бюджетной системы. Во многом это связано со спецификой межбюджетных отношений - ведь именно здесь все разнообразные интересы преломляются и трансформируются в систему финансовых взаимоотношений, которые часто принимают форму откровенной и непрекращающейся борьбы за контроль над распределением финансовых потоков. В то же время бюджетная сфера - главное средство воздействия государства на развитие субъектов в условиях рыночной экономики. Здесь отражаются все плюсы и минусы государственной политики, именно здесь поле для нахождения баланса интересов государства и общества, субъекта Федерации и хозяйственных субъектов. Поэтому в современных условиях эффективность бюджетной политики напрямую зависит от нахождения компромисса интересов в рамках всей бюджетной вертикали власти.
Бюджетный федерализм в
Существует множество определений термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.
Как финансовая
категория бюджетный
Бюджетный
федерализм как объективная
В бюджетном
процессе, если его рассматривать
в общем виде, субъектами бюджетных
отношений выступают
Следует также
различать понятия субъектов
межбюджетных отношений и субъектов
бюджетного федерализма. Во-первых, не
все субъекты межбюджетных отношений
являются субъектами бюджетного федерализма.
Структуры местного самоуправления (города,
районы, поселки, муниципальные территории)
не вступают в отношения федерализма ни
с федеральным центром, ни с органами власти
субъектов Российской Федерации. Поэтому
по юридическому и политическому смыслу
их бюджетные связи с органами государственной
власти нельзя трактовать в аспектах отношений
субъектов Федерации. Межбюджетные отношения
- более -широкое понятие, чем бюджетный
федерализм. Однако в силу взаимозависимости
бюджетный федерализм как система отношений
центра и субъектов Федерации выступает
определяющим фактором в межбюджетных
отношениях.
Направленность
бюджетных потоков
Направленность
бюджетных потоков более
Для обновления
бюджетного устройства Российской Федерации
необходим пересмотр сложившихся отношений
между бюджетами различных уровней. России
— федеральному государству с трехуровневой
бюджетной системой — необходимо бюджетное
устройство, основанное на принципах бюджетного
федерализма, под которым понимается система
налогово-бюджетных взаимоотношений органов
власти и управления различных уровней
на всех стадиях бюджетного процесса.
Для этой системы характерны:
·
самостоятельность бюджетов разных
уровней (закрепление за каждым уровнем
власти и управления собственных источников
доходов и права самостоятельно определять
направления их расходования; недопустимость
изъятия дополнительных доходов, неиспользованных
или дополнительно полученных средств
в вышестоящие бюджеты; право на компенсацию
расходов, возникающих в результате решений,
принятых вышестоящими органами власти
и управления; право предоставления налоговых
и иных льгот только за счет собственных
доходов и т. д.),
·
законодательное разграничение
бюджетной ответственности и
расходных полномочий между федеральными,
региональными и местными органами власти
и управления;
·
соответствие финансовых ресурсов органов
власти и управления выполняемым
ими функциям (обеспечение вертикального
и горизонтального выравнивания
доходов нижестоящих бюджетов);
· нормативно-расчетные
(формализованные) методы регулирования
межбюджетных отношений и предоставления
финансовой помощи;
·
наличие специальных процедур предотвращения
и разрешения конфликтов между различными
уровнями власти и управления, достижение
взаимосогласованных решений по вопросам
налогово-бюджетной политики.
Реализация концепции
бюджетного федерализма основана на
сочетании двух взаимодополняющих
тенденций — конкуренции между
региональными органами на рынке
социальных услуг и выравнивании
условий этой конкуренции и обеспечении
на всей территории страны общенациональных
минимальных стандартов.
Таким образом,
бюджетный федерализм — одно из
сложнейших направлений экономических
реформ, охватывающих область экономических,
финансовых и политических отношений.
С полным правом
можно сказать, что в Российской
Федерации установлена
Таким образом, конституционные основы формирования эффективной модели бюджетного федерализма уже существуют. Однако реальная его сущность значительно сложнее и представляет собой взаимодействие экономических и политических интересов властных структур государства разных уровней, направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование денежных ресурсов общества посредством системы налогов, платежей, сборов и системы бюджетных ассигнований и расходов. Именно в рамках данной системы заключен процесс финансового обращения внутри государства, выражающийся в специфических финансовых кругооборотах бюджетных денежных ресурсов между их источниками (юридическими и физическими лицами), органами власти и субъектами присвоения ресурсов. Бюджетный федерализм выступает неким посредником обмена в системе "экономика — государство — экономика", где государство само по себе является целой системой субъектов.