Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 05:36, курсовая работа
Цель исследования – раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение Республики Беларусь на современном этапе экономического развития.
Введение 4
1. Бюджетный дефицит 6
1.1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 6
1.2. Виды бюджетного дефицита 11
1.3. Концепции регулирования бюджетного дефицита 14
1.4. Финансирование бюджетного дефицита 16
2. Государственный долг 21
2.1. Сущность государственного долга 21
2.2. Виды государственного долга, причины возникновения и последствия 24
2.3. Способы сокращения государственной задолженности 26
3. Бюджетный дефицит и Государственный долг Республики Беларусь 29
3.1. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь 29
3.2. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированного бюджета Республики Беларусь 36
3.3. Государственный долг Республики Беларусь 42
Заключение 47
Список использованных источников 50
Одновременно необходимо установить жесткий контроль не только за использованием средств, направленных на капитальные вложения, но и за доходом (прибылью), полученным от вложения инвестиций. Имеется в виду, что с момента получения объектом прибыли, она должна участвовать в погашении государственного долга.
Представляется целесообразным изучить возможность и целесообразность и в будущем постепенно перейти от составления сбалансированных бюджетов к бюджетам с незначительным положительным сальдо профицтом. Такой профицит должен выполнять накопительную функцию, формировать своеобразный резервный бюджетный фонд и при необходимости использоваться на финансирование дополнительных расходов (при наличии непогашенного долга – на его уплату).
В качестве вывода, хочу заметить, что в странах с переходной экономикой целесообразно отказаться от дефицитного составления бюджета. В условиях действия стихийных рыночных сил государство должно усилить свои функции по регулированию экономических и социальных процессов в обществе, выработать программу эффективных действий, противостоящих развитию бюджетного дефицита.
Некоторые страны доказали, что в экстремальных условиях, связанных с резким возрастанием дефицита бюджета, можно добиться сбалансирования его доходов и расходов, задействуя для этого весь механизм государственного регулирования.
Поэтому,
несмотря на то, что бюджетный дефицит
связан с бюджетом, вряд ли можно
считать его неотъемлемой частью
государственного бюджета. Он должен стать
случайным явлением и финансироваться
за счет резервных фондов, созданных из
профицитов прошлых лет, а при их недостаточности
– привлеченных ресурсов. Это положение
имеет прямое отношение и к Республике
Беларусь как государству, функционирующему
в условиях трансформационной экономики.
К началу XXI века мировая финансовая система приобрела долговой характер. В мире не осталось государств, за исключением некоторых стран-экспортеров нефти, не имеющих внешней задолженности. Сущность внешнего долга многогранна. Привлечение внешних ресурсов является возможностью дополнительного финансирования национальной экономики. Также внешние займы являются неинфляционным источником покрытия бюджетного дефицита.
Однако существуют и отрицательные моменты. Благодаря внешним займам создается так называемый долговой навес – будущие затраты государства, связанные с погашением и обслуживанием внешнего долга. Накопление иностранной задолженности может привести к трудностям с ее обслуживанием, перерастающим в долговые кризисы и дефолты. В ряде случаев внешний долг является инструментом политического влияния на страну-должника и создает угрозу национальной безопасности.
Внешний долг Республики Беларусь появился в 1992 г. Первые кредиты были предоставлены Комиссией Европейского сообщества, США, Германией и Россией. Эти заемные средства были использованы для закупки зерна, сахара, подсолнечного масла, детского питания, медикаментов и медицинского оборудования, стабилизации платежного баланса и покрытия бюджетного дефицита. Такая направленность использования внешних заемных средств на социально-значимые и невалютоокупаемые проекты сохранилась до настоящего времени, предопределив проблемы с погашением и обслуживанием значительной части долга.
Условно можно выделить два периода в истории белорусских внешних заимствований. До 1996 г. республике удавалось ежегодно привлекать в свою экономику в от 327,5 до 583,7 млн. долл. США иностранных кредитных средств, при этом ежегодное погашение основного долга не превышало 50% от привлекаемых в том же году средств. Можно утверждать, что эти пять лет (1992-1996 гг.) были периодом наиболее активного привлечения иностранных кредитов. К началу 1996 г. внешний государственный долг республики достиг своего максимума и составил 1,5 млрд. долларов США.
В 1996 г. произошло значительное уменьшение внешнего долга. На конец 1995 г. внешний долг составлял 1513,1 млн. долларов, в течение 1996 г. привлечено 453,8 млн. долл. США, а погашено 96,2 млн. долл. США. Таким образом, на конец 1996 г. внешний долг должен был достичь размера в 1870,7 млн. долл. США. Однако реально он составил только 950 миллионов. Начиная с конца 1996 – начала 1997 г. начался второй этап в развитии внешнедолговой ситуации в республике. Участие международных финансовых организаций в инвестиционных процессах нашей страны ограничились, в основном, технической и консультационной помощью, новые займы практически не предоставлялись. В это же время обострилось положение с обслуживанием предприятиями ранее привлеченных кредитов, сузился круг стран, которые предоставляют нашей стране новые займы. Кроме того, по привлеченным ранее кредитам наступили сроки уплаты основных сумм долга. Пик платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга пришелся на 2000 г., однако положение было несколько смягчено путем проведения серии двусторонних переговоров с австрийскими и немецкими кредиторами о переносе части платежей на более поздние сроки (от полугода до 4 лет). В 2000 г. Республика Беларусь получила иностранных кредитов под гарантию правительства на сумму 152,9 млн. долл. США, что в 2,6 раза больше, чем в 1999 г. и в 1,7 раза больше, чем в 1998, хотя это в 3,8 раза меньше, чем было получено в 1993 г. Однако, даже не смотря на этот рост, на сегодняшний день мы имеем ситуацию, когда республика осуществляет платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга больше, чем привлекает новых займов. Всего за период с 1992 по 2003 г. (по состоянию на 01.01.2004 по данным Минфина) Беларусью фактически привлечено иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь на сумму 2624,7 млн. долл. США. Заемные средства использованы для закупки технологического оборудования в рамках реализуемых экспорто-ориентированных или импортозамещающих проектов, а также, частично, для пополнения оборотных средств предприятий. За счет средств внешних займов профинансированы поставки оборудования для предприятий нефтеперерабатывающего комплекса, машиностроения, сельского хозяйства, связи и информатики, энергетики, легкой и местной отраслей промышленности. Развивается сотрудничество и в сфере предоставления инжиниринговых и строительных услуг. В то же время ряд реализованных проектов является социально-значимыми, к ним относятся поставки в Беларусь товаров критического импорта. В числе основных кредиторов Беларуси можно назвать Россию, Германию, МВФ, ЕБРР, МБРР, Чехию.
По показателям, используемым международными финансовыми организациями для оценки внешнего долга, Республика Беларусь относится к группе стран с наименьшим уровнем закредитованности.
Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.
Внешний
государственный долг Республики Беларусь
по состоянию на 1 сентября 2010 г. составил
9451,3 млн. долларов США при установленном
лимите на 2010 г. 11,0 млрд. долларов США (таблица
3.2).
Таблица 3.2 – Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)
Составляющие внешнего долга | На 01.01.2010 г. | На 01.09.2010 г. |
1 | 2 | 3 |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь) | 7 778,8 | 9 269,4 |
Окончание таблицы 3.2
1 | 2 | 3 |
Кредиты, привлеченные под гарантии Правительства Республики Беларусь | 112,6 | 181,9 |
Всего | 7 891,4 | 9 451,3 |
Примечание
– Источник: [15].
Показатели
Таблица 3.3 – Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
Показатели кредитоспособности | Норматив МБРР | На 01.01.2009 г. | На 01.01.2010 г. |
Отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг, % | 220% | 10,0 | 31,8 |
Отношение внешнего государственного долга к валовому внутреннему продукту, % | 50% | 6,4 | 16,5 |
Отношение платежей по внешнему государственному долгу к экспорту товаров и услуг, % | 25% | 1,0 | 1,3 |
Примечание
– Источник: [15].
Таким образом, показатели кредитной безопасности Республики Беларусь имеют значительный запас прочности и далеки от критических, что свидетельствует о потенциальных возможностях выполнения ранее принятых долговых обязательств и получения новых кредитов. Это обстоятельство признается международными экспертами.
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.
Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности Республики Беларусь в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. Однако хочу отметить, что в тоже время, сам по себе дефицит бюджета может не быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.
Известно, что государственный долг корнями уходит в бюджетный дефицит страны. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким образом, государственный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей гособлигаций (ценных бумаг государственного заимствования).
В настоящее время показатели величины внешнего долга не вызывают опасений по поводу долговой безопасности государства и в дальнейшем мы должны избегать использования иностранных кредитов, с другой – участие иностранного капитала в экономике страны должно быть более широким, быстрая экономическая трансформация без внешней финансовой помощи невозможна. Республика испытывает огромную потребность в инвестиционных ресурсах. До недавнего времени ограниченное использование внешних займов компенсировалось в республике значительной денежной эмиссией. Однако по мере стабилизации финансовой системы роль заемных ресурсов для экономики будет возрастать.
Существующая долговая стратегия не позволяет привлекать сколько-нибудь значительные внешние займы. Ключевой проблемой здесь является неполучение кредитов МВФ, что воспринимается многими потенциальными кредиторами как сигнал о высоких экономических и политических рисках вложения средств в Беларуси. Как следствие, основная масса получаемых сегодня страной иностранных займов представляет собой связанные кредиты, предоставляемые зарубежными банками под гарантии правительства.