Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 05:36, курсовая работа
Цель исследования – раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение Республики Беларусь на современном этапе экономического развития.
Введение 4
1. Бюджетный дефицит 6
1.1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 6
1.2. Виды бюджетного дефицита 11
1.3. Концепции регулирования бюджетного дефицита 14
1.4. Финансирование бюджетного дефицита 16
2. Государственный долг 21
2.1. Сущность государственного долга 21
2.2. Виды государственного долга, причины возникновения и последствия 24
2.3. Способы сокращения государственной задолженности 26
3. Бюджетный дефицит и Государственный долг Республики Беларусь 29
3.1. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь 29
3.2. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированного бюджета Республики Беларусь 36
3.3. Государственный долг Республики Беларусь 42
Заключение 47
Список использованных источников 50
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И МЕНЕДЖМЕНТА ТЕХНОЛОГИЙ»
БЕЛОРУССКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кафедра
экономики и финансов
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему:
Бюджетный дефицит и
государственный долг.
Проблемы финансирования
бюджетного дефицита
МИНСК 2010
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа: 49 с., 3 табл., 18 источников.
ФИНАНСЫ,
БЮДЖЕТ, ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, БЮДЖЕТНЫЙ
ДЕФИЦИТ, БЮДЖЕТНОЕ РАВНОВЕСИЕ, МОНЕТИЗАЦИЯ,
ФИНАНСИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ,
СЕКВЕСТИРОВАНИЕ
Объект исследования – бюджетный дефицит и государственный долг.
Предмет исследования – государственный долг и проблемы финансирования бюджетного дефицита в Республике Беларусь.
Цель работы: раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение Республики Беларусь на современном этапе экономического развития.
Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математические.
Исследования и разработки: изучены понятия «бюджетный дефицит» и «государственный долг», исследованы виды бюджетного дефицита и государственного долга, концепции регулирования бюджетного дефицита, способы сокращения государственной задолженности, проанализированы величина и динамика бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, выявлены пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансированного бюджета Республики Беларусь.
СОДЕРЖАНИЕ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Однако, данная системы зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетной задолженности или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег.
Объектом исследования является бюджетный дефицит и государственный долг.
Предмет исследования – государственный долг и проблемы финансирования бюджетного дефицита в Республике Беларусь.
Цель исследования – раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение Республики Беларусь на современном этапе экономического развития.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи, определившие логику исследования и структуру курсовой работы:
При проведении исследования использовался анализ учебной и научной литературы, монографий, статей в периодической печати, а также экономико-статистический метод.
Курсовая работа выполнена на 49 страницах, включает введение, 3 раздела, 10 подразделов, заключение, список использованных источников.
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда – характерен сегодня для большинства развитых стран.
В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику--политику бюджетного дефицита.
Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночной экономики требует рассмотрения ее как объективной экономической категории и изучения законов ее развития.
Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С этих позиций дадим его определение. Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами [14, с. 169].
Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников покрытия.
Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать исключительно с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.
Однако
чаще всего дефицит отражает кризисные
явления в экономике, ухудшение
показателей финансово-
В исключительных случаях превышение расходов над доходами становиться результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.
Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием:
Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для разных стран и в разные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействовали одновременно. Но всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, но с другой – причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.
В ситуации спада производства, других негативных явлений бюджетные поступления уменьшаются. Если при этом не обеспечено адекватное сокращение расходов, возникает отрицательное бюджетное сальдо.
Конечно, к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное бюджетное сальдо. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета. Здесь имеется в виду, что во время спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находиться в противофазе с циклом. Как правило, в периоды спада правительства принимают меры по увеличению расходов по социальной защите населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, но также пособий по безработице и других социальных расходов. Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен. В долг жили и живут многие экономически развитые государства. Однако сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться значительным увеличением расходов по обслуживанию долга, сокращением социальных программ.
С начала XX в. общие государственные расходы по отношению к ВВП во всем мире значительно увеличились. Правительства государств в этих условиях принимают различные бюджетные решения, направленные на сокращение отрицательного сальдо бюджета. Это может выразиться в ужесточении налоговых режимов, замораживании финансирования, сокращении трансфертных платежей и т.д.
Отношение
экономистов к вопросу
Часто дефицит оправдывается тем, что заимствованные для его финансирования средства вкладываются в производство, доходы от которого позволят через некоторый промежуток времени расплатиться по долгам. Теоретически это даже очень логично, однако практика не подтверждает правильность такой концепции, особенно в странах с переходной экономикой, включая и Беларусь.
Существуют много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда: