Бюджетные ограничения. Кривые безразличия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:04, реферат

Описание работы

БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ — финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражаемые в форме предельно допустимых расходов. Бюджетные ограничения обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете ("денежной сумке") государства, региона, предприятия, семьи.

Работа содержит 1 файл

Бюджетные ограничения.docx

— 105.93 Кб (Скачать)

Кривая  безразличия показывает различные комбинации 2-х экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

На рис.5.1(а) показана кривая безразличия (U). По осям откладывается  количество блага Х и блага Y, между  которыми делает выбор потребитель.

Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис.5.1б). Чем правее и  выше расположена кривая безразличия, тем больше удовлетворения приносят представленные ею комбинации благ. Кривые безразличия имеют отрицательный  наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую  точку можно провести лишь 1 кривую.

 
 

Зона  замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

 

На кривой безразличия зона замещения  обозначена отрезком RS (рис.5.2а). Взаимная замена благ Х и Y имеет смысл только в пределах отрезка RS. Вне отрезка  замена исключается. Два блага выступают  как независимые друг от друга.

Предельная  норма замещения (MRS) – количество, на которое потребление одного из 2-х благ должно быть увеличено (уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

где MRSхy - предельная норма замещения (субституции) блага Y на Х.

 

Бюджетное ограничение (линия  цен, прямая расходов) показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.

Если I – доход  потребителя, Рх – цена блага Х, Рy – цена блага Y, а Х и Y составляют купленные кол-ва благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = Рх Х + Рy Y.

При Х=0, Y= I/Рy , т.е. весь доход потребителя расходуется на благо Y. При Y= 0, Х = I/Рх, т.е. мы находим кол-во блага Х, которое потребитель может купить по цене Рх. Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением (точка D) означает положение равновесия потребителя (рис.5.2б).

Бюджетное множество представляет собой множество потребительских наборов, доступных потребителю при данном уровне цен и данном располагаемом доходе. Бюджетное ограничение потребителя требует, чтобы сумма денег, затраченная на потребление товаров, не превышала сумму денег, которую может израсходовать данный потребитель. Бюджетная линия ограничивает сверху доступное для потребителя множество товаров.

Наклон бюджетной  линии равен  -РХУ.

Построение и  анализ кривых безразличия стандартного вида основывается на следующих допущениях, или аксиомах:

• Аксиома рациональности потребителя как экономического субъекта.

Аксиома непрерывности.

Все товары можно  непрерывно разбивать на все более  мелкие единицы, так что размеры  единиц, в которых продается товар, не сдерживают потребителей.

Аксиома возможности выбора.

Предполагает  способность человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских  наборов, А или В, является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: либо набор А предпочтительнее набора В (А > В), либо набор В предпочтительнее набора Л (А < В), либо наборы А и В имеют одинаковую полезность для потребителя (А = В).

 
 
 

Аксиома транзитивности.

Согласно этой аксиоме для любых трех потребительских  корзин (наборов) А, В и С, если потребитель предпочитает набор А в большей степени, чем набор В, и набор В в большей степени, чем набор С, то он однозначно предпочитает потребительский набор А в большей степени, чем набор С, или если А > В > С, то А > С.

Аналогичным образом, если для потребителя потребительская  корзина Л столь же значима, что  и потребительская корзина В, а корзина В — что и корзина С, то корзины А и С Также являются одинаковыми по своим полезностям для данного потребителя, или если А = В — С, то А =С.

 

  Аксиома ненасыщенности.

Для любого набора А всегда существует набор Д более предпочтительный для потребителя. Это означает, что у потребителя нет порога насыщения и он всегда предпочтет иметь большее количество товаров меньшему. При этом, если количество хотя бы одного из товаров, входящих в потребительскую корзину возрастет, уровень его удовлетворения увеличится.

Литература: Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.

EXAMEN.NXØ.RU , Электронный учебник, www.ekonomicheskaya-teoriya.net

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: «Бюджетные ограничения. Кривая безразличия».

 
 
 
 
 
 
 

                                                     Работа выполнена студентом 1 курса

Экономического  факультета группы Б12

                                                Шеиной Ириной Александровной

 

                                                              Проверил: Кузьмин Виктор Николаевич

Информация о работе Бюджетные ограничения. Кривые безразличия