Бюджетные ограничения. Кривые безразличия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:04, реферат

Описание работы

БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ — финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражаемые в форме предельно допустимых расходов. Бюджетные ограничения обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете ("денежной сумке") государства, региона, предприятия, семьи.

Работа содержит 1 файл

Бюджетные ограничения.docx

— 105.93 Кб (Скачать)
 

Бюджетные ограничения. 

БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ — финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражаемые в форме предельно допустимых расходов. Бюджетные ограничения обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете ("денежной сумке") государства, региона, предприятия, семьи.

Если I – доход  потребителя, Рх – цена блага Х, Рy – цена блага Y, а Х и Y составляют купленные кол-ва благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = Рх Х + Рy Y

При Х=0, Y= I/Рy , т.е. весь доход потребителя расходуется на благо Y. При Y= 0, Х = I/Рх, т.е. мы находим кол-во блага Х, которое потребитель может купить по цене Рх. Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением (точка D) означает положение равновесия потребителя. 

Формируя свой потребительский набор, человек руководствуется субъективными настроениями, своими вкусами и желаниями.

Однако в реальной деятельности покупатель вынужден далеко не в последнюю очередь согласовать  свои желания и предпочтения с  экономическими возможностями.

Данные экономические возможности определяются:

а) уровнем денежного дохода или теми денежными средствами, которыми в определенный момент времени располагает домашнее хозяйство;                       б) уровнем цен на те товары, которые с учетом сформировавшихся предпочтений входят в состав потребительской корзины.

Таким образом, реальную покупательную силу домашнего хозяйства определяют денежные доходы и цены.

Бюджетные ограничения производителя.

Каждый производитель, приобретая факторы для организации  производства, имеет определенные ограничения  в средствах.

Предположим, что  в качестве переменных факторов выступают  труд (фактор x) и капитал (фактор y). Они имеют определенные цены, которые на период анализа остаются постоянными (Px, Py - const).

Производитель может приобретать необходимые  факторы в определенном сочетании, которое не выходит за рамки его  бюджетных возможностей. Тогда его  затраты на приобретение фактора  x составят Px · x, фактора y соответственно - Py · y. Общие затраты (C) составят:

C = Px · x + Py · y .

С увеличением  средств на приобретение переменных факторов, то есть с уменьшением  бюджетных ограничений линия  изокосты будет сдвигаться вправо и вверх:

C1 = Px · x1 + Py · y1 .

Графически изокосты выглядят так же, как бюджетная линия потребителя. При неизменных ценах изокосты представляют собой прямые параллельные линии с отрицательным углом наклона. Чем больше бюджетные возможности производителя, тем дальше от начала координат отстоит изокоста 
(рис.73).
 

 
Преобразовав уравнение изокосты, получим угловой коэффициент (-Px/Py), который указывает на зависимость угла наклона изокосты от соотношения цен между товарами x и y:

y = -Px/Py · x +C/Py

Изокосту называют также линией равных затрат предприятия.

Откажемся от принятого  в начале рассмотрения этого вопроса  положения о том, что цены на факторы  производства постоянны. Предположим, что цена труда за единицу времени  уменьшилась на1/3. В таком случае производитель может увеличить применение данного фактора на1/3, поскольку бюджетные возможности ему это позволяют.

График изокосты в случае изменения цены на фактор x переместится по оси абсцисс из точки x1 в x2 в соответствии с увеличением применения этого фактора в процессе производства (рис.74а). 

 

Hа примере фактора y представим ситуацию, что на рынке цена на этот фактор возросла. В таком случае производитель сможет меньшее количество этого фактора привлечь в производство. График изокосты по оси ординат переместится из точки y1 в y2.

На поведение  потребителя важное влияние оказывают  цена и личные доходы. Бюджетная  линия – это линия (кривая), точки  которой соответствуют комбинации предельно-возможного количества товаров  в наборе, которые могу быть куплены на бюджет потребителя. 
Линия смещается вправо, влево под воздействием под изменением цен и личных доходов. Цены на товары меняются не равномерно, что вызывает сдвиг кривой.  
Индивидуальные потребительские предпочтения иллюстрирует кривая безразличия.

Кривая  безразличия – это кривая, каждая точка которой отражает такую комбинацию двух разных благ, которая приносит потребителю одинаковую суммарную полезность. Чем дальше она от начала координат, тем больше суммарная полезность благ. Несколько кривых образуют карту безразличия.

Свойства  кривых безразличия  стандартного вида

Выполнение выше названных ограничений обуславливает  следующие свойства стандартных  кривых безразличия:

          • Кривая безразличия является непрерывной функцией, а не набором дискретных точек.
          • Для любого заданного уровня полезности может быть проведена своя кривая безразличия, отражающая различные комбинации двух товаров, обеспечивающих потребителю одинаковый уровень удовлетворения.
          • Кривые безразличия описывающие поведение одного потребителя никогда не пересекаются. 
            Докажем это. Предположим, что две кривые безразличия с разными уровнями полезности имеют одну общую точку C. Отметим на графике еще две произвольные (A и K). Потребительские наборы A и C лежат на одной кривой безразличия и приносят одинаковое удовлетворение потребителю. Отсюда следует, что в соответствие с аксиомой транзитивности A = C и C = K, т.е. A = K, что противоречит положению точек на графике.

          • Кривые  безразличия не имеют участков возрастания 
            Если бы участок возрастания существовал, то при движении вдоль него увеличивалось бы количество как первого товара (яблоки), так и второго товара (конфеты), то есть в соответствие с аксиомой ненасыщенности возросла бы степень удовлетворения потребителя, а она (степень) должна быть постоянной на всем протяжении кривой безразличия. 
            Отрицательный наклон кривой безразличия отражает возможность замещения потребителем одного товара другим для поддержания уровня своего удовлетворения постоянным.
 

Кривые  безразличия нестандартного вида

Форма кривых безразличия  и их наклон в данной точке определяется исключительно потребительскими предпочтениями.

Для отдельных  товаров в силу их специфических  характеристик кривые безразличия  могут иметь вид, отличный от стандартного.

 

Товары  — совершенные  заменители

К данной группе товаров относятся все предметы и услуги, которые потребитель  готов заменить один на другой в  постоянном соотношении, то есть MRS=const (например: отдельные группы товаров конкурирующих производителей)

 
 

Проанализируем  наиболее простую ситуацию, когда  товары замещаются в пропорции один к одному (MRS=1). 
Например, выбор между синими и черными маркерами. Потребителю необходимо приобрести 4 маркера и ему безразлично, какого они цвета. Функция полезности в этом случае будет иметь вид прямой линии с тангенсом угла наклона равным -1.

 
при ,  
или

Кривые безразличия  более высокого порядка будут  располагаться на параллельных прямых выше и правее начальной, но MRS будет прежней.

 

   Ординалистский (порядковый) подход к анализу спроса является более современным, чем кардиналистский (количественный) подход.

   Ординалистский подход основан на следующих положениях:

              1.        Спрос зависит от предпочтений потребителя. При этом предпочтения формируются не на абсолютной оценке полезности товара, а на относительном их соизмерении. В результате происходит ранжирование предпочтений потребителя.

 
 

              2.        Спрос зависит от намерений по закупке других товаров и не только с точки зрения дохода, но и с точки зрения полезности.

              3.        Инструментальный анализ спроса потребителя.

 
 
 
 
 
 
 
 

   Инструментами анализа выступают кривые безразличия  и бюджетная линия.

   

 

   Кривая  безразличия – это линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

   Любая точка, лежащая выше и правее кривой (например, К) будет предпочтительнее, чем любая точка кривой. Точка, лежащая ниже кривой, принесет меньше удовлетворения (например, N).

 
 

   Рассмотри свойства кривых безразличия:

              1.                 Кривая имеет отрицательный наклон, т.к. при постоянной полезности набора из двух товаров, чтобы увеличить количество одного товара в наборе, нужно отказаться от другого товара.

              2.                 Через любую точку в графическом пространстве можно провести соответствующую кривую безразличия. Так мы получим карту кривых безразличия:

                                      3.         Любая кривая безразличия, лежащая выше и             правее другой представляет собой высокий уровень полезности.

              4.                 Две кривые безразличия не могут пересекаться и касаться друг друга.

              5.                 Форма кривой – она вогнута по отношению к началу координат. Это объясняется сокращением предельной нормы замещения (MRS):

   

.

              MRS – это количество одного товара, от которого мы готовы отказаться ради увеличения потребления другого товара. 

 
 

              Знак  «–» перед дробью необходим, чтобы значение MRS было положительно, т.к. ΔY отрицательно. 

 

   Есть  два особых случая конфигурации кривых безразличия:

   1. Товары А и В – абсолютные субституты. Тогда кривые безразличия имеют вид:

 

 

Здесь MRS = const.

 

 

   2. Жесткая взаимодополняемость товаров (например, левый и правый ботинок):

   

 

 

Здесь MRS = 0.

 

 

 

 

   Возможности потребления связаны с бюджетной  линией. Спрос ограничивается ценой. Бюджетная линия потребителя – это прямая, точки которой показывают допустимые наборы благ при условии полного использования дохода.

   

 
 

   Уравнение бюджетной линии: PхQх + PуQу = I.

      Бюджетная линия пересекает оси координат  в точках (А) и (В):

      

      Наклон  бюджетной линии равен отношению  цен соответствующих товаров: Pх/Pу.

      Изменение соотношения цен на товары изменяет угол наклона бюджетной линии.

   При изменении дохода потребителя бюджетная  линия смещается в соответствующую  сторону и занимает положение  параллельное первоначальному.

 

   Ординалистская полезность.

Наибольший вклад  в разработку ординалистской (порядковой) полезности внесли Ф.Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Аллен и Дж. Хикс. Эти ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя (ординалистская теория). При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ (2 блага рассматриваются в целях упрощения).

Информация о работе Бюджетные ограничения. Кривые безразличия