Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 05:45, реферат
Подводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации. Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях
определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений.
страны, а с другой - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет
роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица
получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем
на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа
препятствует неэффективному
использованию бюджетных
предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и
других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.
Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет
финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за
деятельностью предприятий, организаций и учреждений; безвозвратность
бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного
возврата в государственный бюджет.
Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время
все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд.
Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким
ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям
Правительства Р.Ф. на выполнение целевых программ развития.
Основные задачи в области бюджетных расходов:
сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию
средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
снизить расходы на содержание государственного аппарата;
продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику
государственно-коммерческого финансирования проектов;
повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и
оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем,
конверсии и перспективных
научно-исследовательских
снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
усилить контроль за использованием бюджетных средств;
обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру,
медицинское обслуживание, образование.
Бюджетный федерализм
Развитие демократических принципов в государственном устройстве и
управлении, происходящее в последние годы в России, сделало обязательным
компонентом системы государственного управления органы местного
самоуправления, наделенные народом управленческими и финансово-бюджетными
правами. Резко возросла и продолжает расти роль территориальных финансов в
общегосударственной финансовой системе. Соответственно, возрастает и роль
местных бюджетов. Величина местных финансов растет во многих странах: они
становятся превалирующей частью финансовых ресурсов государства.
Но здесь же возникает множество проблем. Как осуществить справедливое
распределение доходов и расходов между бюджетами различных уровней? Как
определить приоритетность целей бюджетного регулирования, проводимого на
одном из уровней? И главное - как добиться одинаковой направленности
бюджетной политики всех уровней?
Одной из основных характеристик федеративного государства является
соответствие базовых направлений экономической политики как в действиях
федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов
Федерации. Другими словами, если, например, действия центра направлены на
сокращение государственных расходов, то и вся региональная политика должна
быть направлена на стимулирование сокращения расходов на уровне субъектов
федеративного государства. Но добиться такой сбалансированности, особенно в
российских кризисных условиях, - задача более чем непростая. Необходимо
найти единственно верный компромисс между подлинно рыночными федеративными
тенденциями и стремлением к централизации в условиях глубокого кризиса. Тем
не менее именно в становлении новых межбюджетных отношений, основанных на
принципах бюджетного федерализма, - ключ к успеху проводимых
преобразований, именно это - важнейшее условие создания в России истинно
рыночного бюджетного устройства.
Важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации
является пересмотр
Будучи федеральным
России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства,
основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается
система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления
различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на
следующих основных принципах: Самостоятельность бюджетов разных уровней
(закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников
доходов, право самостоятельно определять направления их расходования,
недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или
дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на
компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых
вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и
иных льгот только за счет собственных доходов и т. д.); Законодательное
разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между
федеральными, региональными и местными органами власти и управления;
соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым
ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания
доходов нижестоящих бюджетов); нормативно-расчетные (формализованные)
методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой
помощи; наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов
между различными уровнями власти и управления, достижение
взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.
Конкретные же воплощения концепции бюджетного федерализма опираются на
определенное сочетание двух взаимодополняющих тенденций: конкуренции между
региональными органами на “рынке” социальных услуг, с одной стороны, и
выравнивания условий этой конкуренции и обеспечения на всей территории
страны общенациональных минимальных стандартов - с другой. Таким образом,
бюджетный федерализм есть одно из сложнейших направлений экономических
реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических
отношений. Наша страна делает еще только первые шаги к становлению подлинно
федеративных отношений между бюджетами различных уровней. Тем не менее
основы к их формированию уже заложены и в развитии бюджетного федерализма
достигнуты положительные результаты, хотя, несомненно, существует еще и
немало проблем.
С полным правом можно говорить, что в Российской Федерации заложена
конституционная модель бюджетного федерализма, так как именно Конституция
определяет такие общие принципы бюджетной системы, как разграниченность и
самостоятельность бюджетов всех уровней. Особым звеном в конституционной
модели бюджетного федерализма являются совместные бюджетные и налоговые
полномочия Федерации и ее субъектов. С одной стороны, они взаимно
ограничивают полномочия центра и регионов, а с другой - устанавливают их
взаимосвязь и взаимозависимость, определяя единство бюджетной и налоговой
системы. Конституцией предоставлено в совместное ведение Федерации и ее
субъектов установление общих принципов налогообложения и сборов, и в то же
время субъекты Федерации не ограничены в своих правах вводить собственную
систему налогов и сборов на основе общих принципов налогообложения. По
Конституции действует три системы налогообложения, однако не
предусматривается также и полное отделение бюджетов и налоговых систем:
ведь Федерация и ее субъекты совместно ведают экономической, налоговой
базой в виде государственной собственности, земли, недр, водных и других
природных ресурсов. Предусмотрены также федеральные фонды регионального
развития; следовательно, возникают межбюджетные связи и взаимодействие
налоговых систем.
Таким образом, конституционные основы формирования эффективной модели
бюджетного федерализма существуют. Тем не менее реальная его сущность
значительно сложнее и представляет собой взаимодействие экономических и
политических интересов властных уровней и структур государства,
направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование
денежных ресурсов общества посредством системы налогов, платежей, сборов и
системы бюджетных ассигнований и расходов. Именно в рамках данной системы
заключен процесс финансового обращения внутри самого государства,
выражающийся в специфических финансовых кругооборотах бюджетных денежных
ресурсов между их источниками (юридическими и физическими лицами), органами
власти и субъектами присвоения ресурсов. Бюджетный федерализм выступает
неким посредником обмена в системе “экономика - государство - экономика”,
где государство само по себе является целой системой субъектов.
Принято разделять бюджетный федерализм на две сферы: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя сфера выполняет функции централизации, распределения и
перераспределения бюджетных средств между уровнями государственной власти.
Внешняя же сфера выражает конечную предназначенность бюджетных отношений,
осуществляя “обслуживание” государством общества. При этом чем оно
получается дешевле, тем эффективнее система бюджетного федерализма.
Одной из центральных проблем бюджетного федерализма является бюджетное
выравнивание, которое подразделяется на вертикальное и горизонтальное (эти
понятия пришли к нам из зарубежной практики). Вертикальное выравнивание -
это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня
власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых
поступлений). На вышестоящий
уровень накладываются
если потенциальные
уровне недостаточны для финансирования возложенных на него функций,
центральное правительство обязано предоставить этому региональному или
местному органу власти недостающие бюджетные ресурсы. Центральное
правительство, обладая гораздо большими, чем любой регион, возможностями
экономического регулирования и объемами налоговых поступлений, должно
компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счет средств,
аккумулированных на уровне федерального бюджета. Вертикальное выравнивание
непременно должно сочетаться с горизонтальным, означающим пропорциональное
распределение налогов и дотаций между субъектами Федерации для устранения
неравенства в возможностях различных территорий, вызванных территориальным
фактором. Таким образом, получается, что к расходам федерального бюджета на
решение социально-экономических задач федерального масштаба добавляются еще
и расходы на достижение сбалансированности бюджетной системы
Если говорить упрощенно, то система бюджетного выравнивания определяет
такое взаимодействие между федеральным бюджетом и субъектами федерации,
которое позволяет любому гражданину, проживающему в России, получать
определенный уровень государственных услуг, независимо от того, на
территории какого региона он проживает.
В России оба направления бюджетного выравнивания сопряжены с огромными
трудностями. Задача горизонтального выравнивания становится здесь сложна,
как ни в одной другой стране мира, поскольку решение задачи обеспечения
каждому гарантированных государством услуг связано с большими различиями в
экономическом положении тех или иных регионов, с различным уровнем затрат и
большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных
органов власти. Существенное воздействие на обеспечение каждому социальных
стандартов, гарантированных государством, оказывают рыночные процессы и
продолжающийся экономический кризис, заставляющий предприятия отказываться
от социальных затрат и
сокращать численность
за защитой к государству. Эти факторы породили ряд факторов, которые наряду
с естественными географическими должны непременно учитываться при
организации горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности. Это и
Информация о работе Бюджетное устройство Российской Федерации