Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 05:45, реферат
Подводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации. Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях
определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений.
определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить
оптимизацию бюджетных потоков, сделать процесс исполнения бюджета более
плавным, обеспечив учет и контроль каждого этапа исполнения федерального
бюджета, а не только объема бюджетных назначений и сумм платежей.
Заключительным этапом бюджетного процесса является составление отчета об
исполнении бюджета и
утверждение его в
работа по составлению отчетов возложена на Министерство финансов РФ и его
финансовые органы, Государственную налоговую службу и налоговые инспекции,
Государственный таможенный комитет и его органы. Эти отчеты направляются
соответствующим органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете
РФ докладывается Федеральному Собранию РФ, которое его утверждает. Для
осуществления контроля за исполнением федерального бюджета существует
Счетная палата, состав и порядок деятельности которой определяется
федеральным законом.
Структура доходов.
Как уже упоминалось, бюджетная система в первую очередь определяется
действующим государственным устройством. В унитарных (единых) государствах
бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и
многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах, каковым
является Россия, бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный
бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства);
бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель - в ФРГ, провинций - в
Канаде, субъектов Федерации - в России); местные бюджеты. Государственная
бюджетная система Российской Федерации функционирует в соответствии с
Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в
РСФСР” от 10 октября 1991 г. и включает: Республиканский (федеральный)
бюджет; 21 республиканский бюджет в составе российской Федерации, 55
краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт- Петербурга,
10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской
области (всего - 89); Около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных,
поселковых, сельских). При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления
не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Важной самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного
государства является республиканский (федеральный) бюджет. Именно он
обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного
характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и
перераспределения национального дохода между субъектами федерации,
входящими в состав России, а также между экономическими районами.
Отдельное, не менее, а, может быть, и более важное звено бюджетной системы
Российской Федерации составляют многочисленные местные бюджеты. Если в
советские времена стремление к всеобщей централизации приводило к тому, что
удельный вес местных бюджетов в государственном бюджете СССР не превышал 10-
15 %, то с началом рыночных преобразований в ведение местных властей были
переданы отрасли хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием
населения, массовая сеть социально-культурных учреждений. За счет местных
бюджетов в настоящее время обеспечивается финансирование более 80 %
бюджетных расходов на здравоохранение, более 60 % расходов на просвещение,
крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и
социальной инфраструктуры.
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие
“Консолидированный бюджет” РФ. Этот бюджет используется для анализа
показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом
власти.
Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в
которой выделяются целевые направления государственной деятельности,
вытекающие из основных функций государства.
Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых
доходов:
1. налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
2. налоги на товары и
услуги, лицензионные и
3. налоги на совокупный доход;
4. налоги на имущество;
5. платежи за пользование природными ресурсами;
6. налоги на внешнюю
торговлю и
Структура расходов
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый
вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При
этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления,
позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная- их
величину.
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом
факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-
экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным
хозяйством, административно-
формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов
порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на
определенном этапе социально-
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни
общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике
финансов существуют несколько
признаков классификации
В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс
расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и
капитальные бюджетные расходы.
Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим
лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы
включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и
социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства,
закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы
государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти,
государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату
процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти
расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или
бюджете текущих расходов и доходов. Капитальные расходы представляют собой
денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост
запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные
отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные
бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам
власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и
доходов государства.
Важный признак классификации расходов бюджета - предметный. При этом все
расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются
следующие группы расходов:
7. финансирование промышленного производства;
8. финансирование социально-
9. финансирование науки;
10. финансирование обороны;
11. содержание правоохранительных
органов и органов
и управления;
12. расходы по
13. создание резервных фондов;
14. расходы по обслуживанию государственного долга;
15. прочие расходы и выплаты.
Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни.
Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на
выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской
Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются
расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора
экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской
области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на
государственную программу развития экономики и культуры малочисленных
народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы
на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств
по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации
средств бюджета и в их использовании по главным направлениям,
предусмотренным органами государственной власти. Каждая из названных групп
расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.
Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов
соответствующее министерство, другое государственное учреждение или
юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак
классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в
структуре расходов, связанные с изменением системы управления. Целевой
признак позволяет рассмотреть расходы подразделяющиеся на конкретные виды
затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки
для рационального использования бюджетных средств, является необходимой
базой для осуществления эффективного и действенного контроля за
использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской
Федерации применяется классификация расходов по 19 целевых направлениям:
16. заработная плата;
17. начисления на заработную плату;
18. канцелярские и хозяйственные расходы;
19. командировки и служебные разъезды;
20. стипендии;
21. расходы на питание;
22. приобретение медикаментов и перевязочных средств;
23. приобретение оборудования и инвентаря;
24. приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;
25. государственные капитальные вложения;
26. капитальный ремонт;
27. содержание сооружений благоустройства;
28. геологоразведочные работы;
29. проектирование;
30. государственная дотация;
31. операционные расходы;
32. платежи по ссудам;
33. возмещение разницы в ценах;
34. прочие расходы.
Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на
оборону ) применяется классификация, отличная от общей по целевому
признаку. Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов
является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции
на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности
предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с
учетом их инфляционного увеличения. Осуществление финансирования отдельных
статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с
одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в
обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является
инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги
и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.
Последним признаком классификации расходов является территориальный. В
соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации
расходы бюджета подразделяются на расходы республиканского бюджета, расходы
бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов. Осуществление
расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним
понимается система предоставления денежных средств предприятиям,
организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных
бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах,
характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.
Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными
элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.
Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования
играют прежде всего принципы финансирования. К числу этих принципов
относятся:
получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства
должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей
результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной
стороны, в решении различных задач социально-экономического развития
Информация о работе Бюджетное устройство Российской Федерации