Бюджетное устройство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:48, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной системе государства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства, так и его граждан. В связи с этим изучение бюджетной системы обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей работы является исследование правовой основы функционирования федерального бюджета, ее значения и пути совершенствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Социально-экономическая сущность бюджета………………………… …5
2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации… .7
3. Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………………………..10
Заключение ……………………………………………………………………...13
Список используемой литературы……………………………………………..14
Приложения

Работа содержит 1 файл

реферат по эк теории.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Республики Татарстан

Альметьевский государственный нефтяной институт 
 
 

Кафедра: «Менеджмент» 

Дисциплина: «Национальная экономика» 
 
 
 

Контрольная работа 
 

на тему: «Бюджетное устройство Российской Федерации». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка гр.49-81

                                                                     Мартынычева С.А.

                                                                                     Руководитель: Фадеева А.В.

                                                                           
 
 

Альметьевск 2010

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………       3

1. Социально-экономическая  сущность бюджета…………………………    …5

2. Бюджетное  устройство и бюджетная система  Российской Федерации…    .7

3. Принципы  функционирования бюджетной системы  Российской Федерации………………………………………………………………………..10

Заключение  ……………………………………………………………………...13

Список  используемой литературы……………………………………………..14

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

   Сейчас  Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включённый в нее государственный бюджет. Бюджет государства можно рассматривать с трёх точек зрения: как экономическую категорию, с правовой точки зрения и в материальном смысле. Если рассматривать бюджет как экономическую категорию, то это экономические отношения, связанные с денежными фондами.

   Для нормального существования и  развития нашего государства необходимо продумано и грамотно регулировать, эти экономические отношения, а  вмести с ними и движение денежных средств. Это связано с тем, что бюджет является источником финансирования многих составных частей государства, таких как: армия, наука, культура. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отрасли экономики. В итоге, при помощи бюджета государство может выполнять свои функции.

     В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной системе  государства, так как сильная  устойчивая система регулирования  денежных потоков способствует надёжному  функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства, так и его граждан.  В связи с этим изучение бюджетной системы обрело в настоящее время особую актуальность. 

   Целью настоящей работы является исследование правовой основы функционирования федерального бюджета, ее значения и пути совершенствования.

    Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

  • исследована социально-экономическая сущность бюджета;
  • рассмотрено бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации;
  • изучены принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации;
  • исследовано экономическое содержание федерального бюджета;
  • исследованы основные проблемы, а также дана оценка перспективам совершенствования бюджетной системы Российской Федерации.

    Предметом исследования являются финансовые аспекты федерального бюджета.

    Объект  исследования - бюджетная система  Российской Федерации.

Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. 

    В первой главе – раскрыта сущность бюджетной системы и изучены принципы ее функционирования;

    Во  второй главе – сделан анализ эффективности  использования средств федерального бюджета;

    В третьей главе – раскрыты методы совершенствования бюджетной системы  в Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Социально-экономическая сущность бюджета.

   Бюджет  необходим всем государствам для  реализации их политических, экономических  и социальных функций. Слово «бюджет» (англ. public budget) заимствовано из Англии, где канцлер казначейства приносил ежедневно в парламент мешок с деньгами и произносил речь, которая и называлась «бюджет», то есть «кожаный мешок».

   С помощью бюджета осуществляется главная задача — сопоставление фактических потребностей государства и средств, для их удовлетворения.

   Бюджет - это центральное звено системы финансов. Поскольку финансы - система денежных отношений, в процессе которых формируются и расходуются денежные фонды, постольку бюджет - это система денежных отношений, в процессе которых образуется и используется централизованный бюджетный фонд. Поэтому бюджет - основной финансовый документ страны. Но сущность бюджета этим понятием не ограничивается.

   В словаре В.И. Даля бюджет определяется как «смета, учет, расчет, гадательный  приход и расход за данный год».

   В энциклопедическом словаре даны несколько вариантов понятия «бюджет»:

  • это роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке;
  • это предположительное исчисление ожидаемых расходов и доходов государства, учреждения или отдельного лица на определенный срок.

   В статье 6 Бюджетного кодекса дается следующее определение бюджета: «Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

   Бюджетное законодательство и бюджетная практика различают бюджет государства и государственный бюджет. На основании Конституции Российской Федерации начиная с 1994 г. государственный бюджет носит название федерального. Бюджет государства - это консолидированный бюджет России.

   Бюджет  выполняет три функции. Схематично они показаны на рисунке1( Приложение 1).

Образование бюджетного фонда: данную функцию выполняют  бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных доходов — полученные в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно: заработная плата работников; доход лиц, работающих по найму; предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); рента; процент (прибыль банков и вкладчиков).

   Структура бюджетных доходов не постоянна, она зависит от конкретных экономических  условий развития страны. Динамика структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних свидетельствуют о спаде производства, изменении пропорций между потреблением и накоплением.

   Вторая  функция бюджета принадлежит  конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы других участников воспроизводственного процесса, в связи, с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, экономических регионов, учреждений непроизводственной сферы, отдельных хозяйствующих субъектов.

   Структура бюджетных расходов подвержена еще  более частым изменениям, чем структура  бюджетных доходов. Изменение соотношения между расходами на военные цели и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства.

   С помощью контрольной функции  выявляется финансовое положение конкретных экономических субъектов, отраслей народного хозяйства, территориальных образований, хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет. Контрольная функция позволяет не только анализировать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, соответствует ли их реальная величина объему предусмотренных бюджетных полномочий, но и видеть, к каким экономическим и социальным последствиям это приводит. 

2. Бюджетное  устройство и бюджетная система  Российской Федерации.

   Бюджетное устройство Российской Федерации определяется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией Российской Федерации.

   Российская  Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.

   Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

   Субъекты  Российской Федерации имеют свои бюджеты. Все действующие на территории Российской Федерации бюджеты представляют в совокупности определенную бюджетную систему.

   Бюджетная система Российской Федерации представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней, основанную на принципах построения бюджетной системы федеративного государства.

   Бюджетная система Российской Федерации —  России представляет собой совокупность бюджетов, существующих на территории Российской Федерации. Бюджетная система Российской Федерации является составной частью финансовой системы Российской Федерации.

   В России трехуровневая бюджетная  система:

  • первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень — местные бюджеты.

   Каждый  из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.

   Схема построения бюджетной системы Российской Федерации приведена на рисунке 2(Приложение 2).

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации включает:

  • федеральный бюджет Российской Федерации;
  • 21 республиканский бюджет республик в составе Российской Федерации;
  • 55 краевых и областных бюджетов;
  • бюджеты 2 городов: Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 1 бюджет автономной области;
  • 10 бюджетов 10 автономных округов;
  • 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

   Главной особенностью правовых отношений является наличие у их участников юридических  прав и обязанностей, как правило, взаимосвязанных.

Информация о работе Бюджетное устройство Российской Федерации