Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:23, реферат
Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Необходимость и сущность государственного бюджета
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетное устройство Республики Беларусь
2.2. Пути повышения качества исполнения государственного бюджета
2.3 Закон о бюджете как отражение развития экономики
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
3.1 Республиканский бюджет
3.2 Местные бюджеты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему Республики Беларусь. В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.
Консолидированный
бюджет - совокупность
бюджетов Республики
Беларусь или ее соответствующей
административно-
Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района.
Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области.
Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет республики.
Министерство финансов
и местные финансовые органы ежегодно
составляют консолидированные бюджеты
соответственно Республики Беларусь и
ее административно-
В случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения на этих территориях может вводиться чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента и законами Республики Беларусь.
Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 15.07.1998 №192-3 установлены следующие принципы бюджетной системы: единство, полнота, реальность, гласность, самостоятельность.
Доходы бюджета
каждой административно-
Установление на всей территории Республики Беларусь республиканских налогов производится актами Президента и законами. Местные Советы депутатов вправе устанавливать зачисляемые в их бюджеты местные налоги и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством.
К собственным источникам доходов бюджета относятся: источники доходов, закрепленные законодательством за бюджетом каждого уровня; дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов.
В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства.
Дотация - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств.
Субвенция - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему на конкретные цели.
Субсидия -
денежные средства,
предоставляемые
вышестоящим бюджетом
нижестоящему для выравнивания
уровня социально-экономического
развития соответствующей
административно-
Заемные средства - временно заимствованные средства из республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, кредиты Национального банка, иностранных государств и банков международных финансовых организаций.
Бюджетный заем - денежные средства, выданные временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займов.
Расходы бюджетов определяются
программами социально-
В бюджете на очередной
финансовый год в соответствии с
принятыми ранее
В основе распределения
доходов и расходов между звеньями
бюджетной системы лежит
Распределение доходов и расходов между бюджетами отражает единые принципы построения и организации бюджетной системы. При распределении доходов и расходов решаются следующие задачи:
- сбалансирование доходов и расходов каждого бюджета;
- заинтересованность местных органов власти в выполнении планов поступлений общегосударственных доходов и налогов;
- равномерность поступления доходов в бюджет в течение года во избежание временных кассовых разрывов бюджета для своевременного финансирования всех предусмотренных мероприятий;
- приоритет республиканского бюджета в финансировании общереспубликанских программ и мероприятий, координации деятельности всех сфер общественного производства в перераспределении финансовых ресурсов между территориями для выравнивания уровней их развития.
В основу распределения доходов и расходов между бюджетами положены следующие принципы:
- принцип централизованного
регулирования
- принцип максимально возможного сбалансирования бюджетов;
- принцип подведомственности и значимости.
Распределение доходов в бюджетной системе осуществляется в двух направлениях: посредством закрепления отдельных доходов за конкретными бюджетами; посредством бюджетного регулирования.
Бюджетное регулирование является частью бюджетного процесса и заключается в частичном перераспределении финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней. Бюджетное регулирование применяется во всех странах и позволяет обеспечивать регионы достаточными для финансирования расходов средствами вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности на данной территории.
Методы бюджетного регулирования: установление и распределение регулирующих источников; перераспределение бюджетных источников; финансовая помощь в виде дотаций, субвенций и субсидий из вышестоящего бюджета; процентные и беспроцентные бюджетные ссуды.
Законодательством устанавливается, в какие бюджеты должны зачисляться поступления от налогов и неналоговые доходы. Некоторые налоги по закону распределяются между республиканским и соответствующими местными бюджетами. Доходы, поступающие в республиканский бюджет, называются общегосударственными или республиканскими, а зачисляемые в местные бюджеты - местными доходами.
Регулирующие
источники доходов -
это обычно общегосударственные
налоги и доходы.
Их устанавливают
органы представительной
власти. К регулирующим
налогам в Республике
Беларусь относят: налог
на добавленную стоимость,
акцизы, налоги на доходы
и прибыль. Распределение
регулирующих доходов
между бюджетами
происходит в виде
процентных отчислений
по нормативам, устанавливаемым
в законе о бюджете
на очередной финансовый
год и соответствующих
решениях Советов
депутатов. Нормативы
отчислений могут
устанавливаться
едиными или
Второй метод заключается
в перераспределении доходных источников
от одного бюджета к другому. В
этом случае вышестоящий орган
Если в результате применения первых двух методов не удается сформировать бюджеты в объемах, достаточных для финансирования расходов, то применяются дотации, субвенции и субсидии, представляющие собой безвозмездную помощь вышестоящего бюджета нижестоящему.
Новым методом бюджетного регулирования является предоставление процентных и беспроцентных ссуд одними бюджетами другим.
Под бюджетной ссудой понимается финансовая помощь, оказываемая на общих для кредита условиях (возвратности, платности, срочности). Этот метод применяется в процессе исполнения бюджета в то время, как вышеперечисленные - на стадии формирования бюджета. Возврат полученных ссуд производится в первоочередном порядке и в пределах текущего бюджетного года. Бюджетные ссуды могут предоставляться не только из вышестоящего бюджета, но и, наоборот, из нижестоящего - вышестоящему.
Бюджетное право - совокупность
финансово-правовых норм, регулирующих
финансовые отношения по поводу образования,
распределения и использования
средств основного
Бюджетные права всех участников бюджетного процесса закреплены Конституцией Республики Беларусь, Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и внебюджетных фондах», Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», другими законодательными и подзаконными актами.
Бюджетные права можно классифицировать на материальные и процессуальные. Материальные права устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему Республики Беларусь, структуру доходов и направления расходов всех бюджетов, полномочия субъектов бюджетного права, их права и обязанности. Процессуальные права проявляются через участие в бюджетном процессе.
Бюджетные права четко распределены между законодательной и исполнительной властью, республиканскими и местными уровнями их представительства.
К субъектам бюджетного права относятся:
1. Республика Беларусь.
2. Государственные органы, которые представлены:
- высшими и местными представительными органами (Национальное собрание Республики Беларусь, местные Советы депутатов);
- органами государственного управления общей компетенции (Совет Министров и исполкомы местных Советов депутатов);
- органами государственного
управления специальной
Бюджетные права Республики Беларусь:
- определение бюджетного
устройства, которое устанавливается
Парламентом и регулируется
- установление бюджетных прав Республики Беларусь и местных Советов депутатов;
- исключительное право устанавливать доходы, поступающие как в республиканский, так и в местные бюджеты;
- разграничение доходов и расходов между республиканским и местными бюджетами; при этом устанавливается общая сумма доходов и расходов, а также виды доходов и расходов, включаемых в эти бюджеты;
- использование включенных
в республиканский бюджет
- установление нормативов
отчислений от
- разработка, утверждение и исполнение республиканского бюджета;
- руководство бюджетной
деятельностью административно-
- принятие решений
о создании совместных с
Бюджетные права субъектов местного самоуправления:
- право на наличие
собственного бюджета и
- право на получение
доходов, включение которых в
местные бюджеты предусмотрено
законом о бюджете на
- использование переданных доходов по своему усмотрению;
- право на возмещение
средств из вышестоящих
- право установления на своих территориях местных налогов и сборов, предусмотренных законом о бюджете;