Бюджет РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:23, реферат

Описание работы

Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Необходимость и сущность государственного бюджета
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетное устройство Республики Беларусь
2.2. Пути повышения качества исполнения государственного бюджета
2.3 Закон о бюджете как отражение развития экономики
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
3.1 Республиканский бюджет
3.2 Местные бюджеты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Бюджет РБ.docx

— 49.28 Кб (Скачать)

Совокупность  бюджетов всех уровней  образует бюджетную  систему Республики Беларусь. В бюджетную  систему как самостоятельные  части включаются республиканский и местные бюджеты.

Консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей  административно-территориальной  единицы. Он не имеет  юридической силы и используется для  расчетов и анализа.

Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов  районного подчинения, расположенных на территории района и  районный бюджет составляют консолидированный  бюджет района.

Бюджеты районов, городов  областного подчинения, расположенных на территории области  и областной бюджет составляют консолидированный  бюджет области.

Бюджеты областей, города Минска и республиканский  бюджет составляют консолидированный  бюджет республики.

Министерство финансов и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты  соответственно Республики Беларусь и  ее административно-территориальных  единиц.

В случае введения в  установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных  ее местностях чрезвычайного положения  на этих территориях может вводиться  чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента и законами Республики Беларусь.

Законом «О бюджетной системе  Республики Беларусь и государственных  внебюджетных фондах»  от 15.07.1998 №192-3 установлены  следующие принципы бюджетной системы: единство, полнота, реальность, гласность, самостоятельность.

Доходы бюджета  каждой административно-территориальной  единицы формируются за счет налогов, других обязательных платежей, а также  иных поступлений в соответствии с законодательством.

Установление на всей территории Республики Беларусь республиканских  налогов производится актами Президента и законами. Местные Советы депутатов  вправе устанавливать зачисляемые  в их бюджеты местные налоги и  другие обязательные платежи в соответствии с законодательством.

К собственным источникам доходов бюджета относятся: источники  доходов, закрепленные законодательством  за бюджетом каждого уровня; дополнительные источники доходов, устанавливаемые  самостоятельно местными Советами депутатов.

В бюджет могут поступать  дотации, субвенции, субсидии, а также  заемные средства.

Дотация - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов  недостаточно для  сбалансирования  нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим  лицам для полного  или частичного покрытия убытков при недостаточности  собственных средств.

Субвенция - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему на конкретные цели.

Субсидия - денежные средства, предоставляемые  вышестоящим бюджетом нижестоящему для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия.

Заемные средства - временно заимствованные средства из республиканского и местных бюджетов, государственных  внебюджетных фондов, кредиты Национального  банка, иностранных  государств и банков международных финансовых организаций.

Бюджетный заем - денежные средства, выданные временно из республиканского или  местных бюджетов для использования  по целевому назначению с получением с  заемщика процентов  на сумму займов.

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей  административно-территориальной единицы  и осуществляются по направлениям и  в размерах, установленных законодательством  и решениями местных Советов  депутатов о бюджете на очередной  финансовый год.

В бюджете на очередной  финансовый год в соответствии с  принятыми ранее обязательствами  предусматриваются в полном объеме ассигнования на выплату процентов  по государственному долгу, погашение  имеющейся на данный год задолженности  по государственному долгу прошлых  лет с наступившим сроком уплаты, а также ассигнования для исполнения обязательств по выданным Правительством гарантиям. В составе республиканского и местных бюджетов создаются  резервные и целевые бюджетные  фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление  социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных  бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены  при утверждении бюджетов.

В основе распределения  доходов и расходов между звеньями бюджетной системы лежит необходимость  достаточности средств для обеспечения нормального функционирования государства в целом и всех входящих в него административно-территориальных единиц. Распределение расходов и доходов в бюджетной системе происходит исходя из сфер ведения Республики Беларусь и местного самоуправления.

Распределение доходов  и расходов между бюджетами отражает единые принципы построения и организации  бюджетной системы. При распределении  доходов и расходов решаются следующие  задачи:

- сбалансирование  доходов и расходов  каждого бюджета;

- заинтересованность  местных органов  власти в выполнении  планов поступлений  общегосударственных  доходов и налогов;

- равномерность поступления  доходов в бюджет  в течение года  во избежание временных  кассовых разрывов  бюджета для своевременного  финансирования всех  предусмотренных  мероприятий;

- приоритет республиканского  бюджета в финансировании  общереспубликанских  программ и мероприятий,  координации деятельности  всех сфер общественного  производства в  перераспределении  финансовых ресурсов  между территориями  для выравнивания  уровней их развития.

В основу распределения  доходов и расходов между бюджетами  положены следующие принципы:

- принцип централизованного  регулирования распределительного  процесса;

- принцип максимально  возможного сбалансирования  бюджетов;

- принцип подведомственности  и значимости.

Распределение доходов в бюджетной  системе осуществляется в двух направлениях: посредством закрепления  отдельных доходов  за конкретными бюджетами; посредством бюджетного регулирования.

Бюджетное регулирование является частью бюджетного процесса и заключается  в частичном перераспределении  финансовых ресурсов между бюджетами  различных уровней. Бюджетное регулирование  применяется во всех странах и позволяет  обеспечивать регионы  достаточными для  финансирования расходов средствами вне зависимости  от результатов хозяйственной  деятельности на данной территории.

Методы бюджетного регулирования: установление и распределение  регулирующих источников; перераспределение  бюджетных источников; финансовая помощь в виде дотаций, субвенций и субсидий из вышестоящего бюджета; процентные и  беспроцентные бюджетные ссуды.

Законодательством устанавливается, в  какие бюджеты  должны зачисляться  поступления от налогов  и неналоговые  доходы. Некоторые  налоги по закону распределяются между республиканским и соответствующими местными бюджетами. Доходы, поступающие в республиканский бюджет, называются общегосударственными или республиканскими, а зачисляемые в местные бюджеты - местными доходами.

Регулирующие  источники доходов - это обычно общегосударственные  налоги и доходы. Их устанавливают  органы представительной власти. К регулирующим налогам в Республике Беларусь относят: налог  на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль. Распределение  регулирующих доходов  между бюджетами  происходит в виде процентных отчислений по нормативам, устанавливаемым  в законе о бюджете  на очередной финансовый год и соответствующих  решениях Советов  депутатов. Нормативы  отчислений могут  устанавливаться  едиными или дифференцированными.

Второй метод заключается  в перераспределении доходных источников от одного бюджета к другому. В  этом случае вышестоящий орган представительной власти принимает решение о передаче закрепленного за его бюджетом доходного  источника в бюджет нижестоящего уровня.

Если в результате применения первых двух методов не удается сформировать бюджеты в  объемах, достаточных для финансирования расходов, то применяются дотации, субвенции  и субсидии, представляющие собой  безвозмездную помощь вышестоящего бюджета нижестоящему.

Новым методом бюджетного регулирования является предоставление процентных и беспроцентных ссуд одними бюджетами другим.

Под бюджетной ссудой понимается финансовая помощь, оказываемая  на общих для кредита  условиях (возвратности, платности, срочности). Этот метод применяется  в процессе исполнения бюджета в то время, как вышеперечисленные - на стадии формирования бюджета. Возврат полученных ссуд производится в первоочередном порядке и в пределах текущего бюджетного года. Бюджетные ссуды могут предоставляться не только из вышестоящего бюджета, но и, наоборот, из нижестоящего - вышестоящему.

Бюджетное право - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих финансовые отношения по поводу образования, распределения и использования  средств основного централизованного  денежного фонда государства.

Бюджетные права всех участников бюджетного процесса закреплены Конституцией Республики Беларусь, Законом  «О бюджетной системе Республики Беларусь и внебюджетных фондах», Законом  «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», другими законодательными и подзаконными актами.

Бюджетные права можно  классифицировать на материальные и процессуальные. Материальные права устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему Республики Беларусь, структуру доходов и направления расходов всех бюджетов, полномочия субъектов бюджетного права, их права и обязанности. Процессуальные права проявляются через участие в бюджетном процессе.

Бюджетные права четко  распределены между законодательной  и исполнительной властью, республиканскими и местными уровнями их представительства.

К субъектам бюджетного права относятся:

1. Республика Беларусь.

2. Государственные  органы, которые представлены:

- высшими и местными  представительными органами (Национальное  собрание Республики Беларусь, местные  Советы депутатов);

- органами государственного  управления общей компетенции  (Совет Министров и исполкомы  местных Советов депутатов);

- органами государственного  управления специальной компетенции  (центральные и местные органы  государственного управления, в  том числе органы финансово-кредитной  системы).

Бюджетные права Республики Беларусь:

- определение бюджетного  устройства, которое устанавливается  Парламентом и регулируется его  актами;

- установление бюджетных  прав Республики Беларусь и  местных Советов депутатов;

- исключительное право  устанавливать доходы, поступающие  как в республиканский, так и в местные бюджеты;

- разграничение доходов  и расходов между республиканским и местными бюджетами; при этом устанавливается общая сумма доходов и расходов, а также виды доходов и расходов, включаемых в эти бюджеты;

- использование включенных  в республиканский бюджет доходов  на финансирование народного  хозяйства, социально-культурную  сферу, оборону, аппарат управления  другие программы и мероприятия  общегосударственного значения;

- установление нормативов  отчислений от общегосударственных  налогов и доходов в местные  бюджеты областей и города  Минска;

- разработка, утверждение  и исполнение республиканского  бюджета;

- руководство бюджетной  деятельностью административно-территориальных  единиц, в том числе реализация  контрольной функции бюджета;

- принятие решений  о создании совместных с другими  государствами бюджетов и других  международных денежных фондов.

Бюджетные права субъектов  местного самоуправления:

- право на наличие  собственного бюджета и самостоятельности  его составления, рассмотрения, утверждения  и исполнения;

- право на получение  доходов, включение которых в  местные бюджеты предусмотрено  законом о бюджете на очередной  финансовый год;

- использование переданных  доходов по своему усмотрению;

- право на возмещение  средств из вышестоящих бюджетов  в случае принятия местными  Советами решений, вызывающих  увеличение расходов или уменьшение  доходов нижестоящих бюджетов;

- право установления  на своих территориях местных  налогов и сборов, предусмотренных  законом о бюджете;

Информация о работе Бюджет РБ