Биржи труда в странах с формирующейся рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Биржа труда — это организация, выступающая в роли посредника в отношениях между работниками и предприятиями при найме рабочей силы. Биржа труда систематизирует и упорядочивает систему найма рабочей силы. Также важным её фактором является определение права получения пособия по безработице. На бирже труда работает слаженная система, концентрирующая и распределяющая информацию по спросу и предложению, оперативно перерабатывающая и реагирующая на полученную информацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 БИРЖА ТРУДА
1.1 Возникновение и развитие биржевого движения в мире
1.2 Организационная структура биржи труда
1.3 Функции и преимущества в деятельности бирж труда. Государственные биржи труда
1.4 Права государственной биржи труда
ГЛАВА 2 БИРЖИ ТРУДА В СТРАНАХ С ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
2.1 Формирующаяся рыночная экономика
2.2 Биржа труда в России
2.3Биржа труда в Беларуси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ!!!!!!!.docx

— 470.46 Кб (Скачать)
    • Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии.
    • Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий.
    • Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых на основе межправительственных соглашений и лицензий.
    • Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

Таким образом, функции Государственной  биржи труда значительно расширились  по сравнению с функциями ранее  действовавшей системы трудоустройства  населения.

1.4 Права государственной  биржи труда

Работа государственной  биржи труда может быть наиболее эффективна только при тесном сотрудничестве с другими экономическими структурами. Для успешного ее выполнения она наделяется определенными правами [5, с. 34-53]:

  • Запрашивать от предприятий, учреждений и организаций информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест или вакантных должностей.
  • Направлять на предприятия обращающихся на биржи труда граждан для трудоустройства в соответствии с уровнем их квалификации и профессиональной подготовки при наличии там соответствующих рабочих мест.
  • Направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы; такие работы могут стать важным фактором снижения социальной напряженности на рынке рабочей силы. В каждом районе должен быть определен перечень видов работ (благоустройство и уборка территории, коммунальные службы, работа на общественном транспорте, в домах престарелых, в библиотеках, музеях и архивах, в сельском хозяйстве в период уборки урожая и т.д.). Это даст возможность в случае необходимости работой тех, кто не получил подходящее место работы в пределах срока, оговоренного законом для выплаты социальных компенсаций, а также тех, кто желает дожидаться работы по специальности в порядке очередности по мере освобождения рабочих мест.
  • Распоряжаться в установленном порядке средствами Государственного фонда содействия занятости.
  • Оплачивать за счет средств Государственного фонда содействия занятости стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу, а также устанавливать им на весь период обучения стипендии.
  • Выдавать в установленном порядке гражданам пособия по безработице, приостанавливать или отменять их выплату.
  • Разрабатывать и вносить на рассмотрение местных Советов народных депутатов предложения об установлении для предприятий, учреждений и организаций минимального количества рабочих мест для приема лиц, нуждающихся в социальной защите, а также направлять этих лиц для трудоустройства.
  • Заключать по доверенности предприятий от их имени договоры с гражданами об их трудоустройстве.

Предприятия и организации  должны содействовать проведению государственной политики занятости, создавать условия для профессиональной подготовки работающих, способствовать их трудоустройству.

В своем развитии биржи  труда прошли несколько ступеней от зыбкого рынка, где договора совершаются с долей случайности до современного рынка труда с современными каталогами и сотнями ежедневными посетителями.

Как можно заметить, биржи труда начали свою деятельность достаточно давно и продолжают развиваться до сих пор. Биржи труда имеют структурные подразделения, благодаря которым каждый отвечает за выполнение своей работы, это позволяет выполнять обязанности более качественно. Преимуществами сотрудничества с биржами труда является возможность бесплатной переподготовки, довольно оперативного трудоустройства, при появлении свободных вакансий на предприятии. Заключение договора с биржей труда, обладает рядом преимуществ, одно из которых обеспечение  государственного контроля над выполнением обязанностей. Биржи труда в своей деятельности прошли достаточно длительный путь, что позволило функционировать в настоящее время давольно, слажено и успешно. Привлекая все больше безработную часть населения.

 

 

 

ГЛАВА 2

БИРЖИ ТРУДА  В СТРАНАХ С ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

2.1 Формирующаяся рыночная экономика

Рассматривая процесс  формирования рыночной экономики в  разных странах, следует заметить, что  в каждой стране данный процесс происходит по-разному. Но есть некоторые общие цели. Создавая условия для формирования и развития рыночной экономики, государства в своей экономической политике стремятся к достижению таких принципиальных целей как:

  • рост благосостояния народа;
  • финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры;
  • финансовая и ценовая стабильность;
  • высокая степень занятости;
  • благоприятная для жизни окружающая среда.

Формирование рыночной экономики  в Беларуси требует решение ряда задач:

  • ограничение прямого вмешательства государства в экономику. Должен произойти отказ государства от большинства функций, выполняемых им в командной экономике, то есть регулирование всего и вся. Главной задачей государства должна стать защита формирующейся рыночной экономики, сохранение стабильности в работе народного хозяйства;
  • демонополизация экономики - ликвидация преобладания на рынке отдельных товаров одного либо небольшого числа производителей;
  • введение института частной собственности, гарантированной законом, в том числе в сельском хозяйстве;
  • обуздание инфляции, неизбежной после проведения либерализации цен. Переход подавленной инфляции, характерной для командно-административной системы, проявляющейся в «вымывании» товаров с прилавков и росте цен на «черном рынке», в открытую инфляцию, требует проведения жесткой антиинфляционной политики;
  • развитие рынка товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения;
  • финансового рынка, создание регулируемого рынка труда;
  • формирование рыночной инфраструктуры, включая фондовую, валютную, товарные биржи и др.;
  • финансово-экономическая стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения инфляции;
  • преодоление в экономическом мышлении у значительной части населения проявлений патернализма (государство должно все обеспечить) и эгалитаризма (уравнительности в распределении) [1, с.34- 39].

Рассмотрим геополитические  и исторические особенности формирование рыночной экономики в России.

Формирование современной  рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся и взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов.

Характеризуя формирующуюся  в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты:

  • огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;
  • неразвитость частной собственности, прежде всего на землю;
  • отсутствие автономного от государства гражданского общества;
  • неразрывную связь власти и собственности;
  • слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях.

Следует отметить, что формирующаяся  в стране рыночная экономика немыслима  без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, которое остается одним из ключевых субъектов экономических  отношений и выступает в качестве коллективного предпринимателя, что  в значительной мере определяет масштабы и лицо национальной экономики. Более того, общепризнанным является тот факт, что в формировании рыночной экономики и предпринимательства в России ключевую роль сыграло именно государство. Свое практическое воплощение взаимодействие государства и экономики находит в самых различных формах и направлениях:

  • в создании инфраструктуры самой экономической системы;
  • обеспечении необходимых условий для эффективного функционирования, как всей экономики страны, так и ее отдельных отраслей;
  • определении основных направлений и приоритетов социального и экономического развития;
  • формировании и реализации промышленной и внешнеэкономической политики;
  • регулировании социально-трудовых отношений и т.д.[9, с. 40-47].

Странами с формирующейся  рыночной экономикой являются Бразилия, Китай, Индия, некоторые страны Западной Европы, а так же ряд стран бывшего постсоветского пространства.

Хотелось бы отметить, что  формирующаяся в стране рыночная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, которое остается одним из ключевых субъектов экономических отношений и выступает в качестве коллективного предпринимателя, что в значительной мере определяет масштабы и лицо национальной экономики.

Рассмотрим, как функционирует  биржа труда в некоторых странах с формирующейся рыночной экономикой.

2.2 Биржа труда в России

Биржа труда руководствуется  в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”, другими законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

Биржа труда (центр занятости) является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет ответственность, выступает истцом и ответчиком в суде.

Биржа труда (центр занятости) является объектом социальной сферы  и обеспечивает реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных  услуг населению и работодателям  в сфере содействия занятости, трудовой миграции.

Центр занятости является получателем бюджетных средств, имеет самостоятельный баланс по основной деятельности, открывает лицевые  счета в установленном порядке  в органах федерального казначейства.

Проверка финансово-хозяйственной  деятельности Центра занятости осуществляется Федеральной службой по труду  и занятости, ее территориальным органом и соответствующими государственными органами в пределах их компетенции.

Контроль над деятельностью  Центра занятости осуществляет Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальный орган.

Внесение изменений и  дополнений в Устав Центра занятости  осуществляется Федеральной службой по труду и занятости.

 Реорганизация и ликвидация Центра занятости осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.

Проблема обеспечения  занятости населения в регионах России является достаточно острой. Занятость населения, по большому счету, всегда носила и продолжает носить довольно сложный характер. Изначально не рациональное территориальное размещение производительных сил повлекло за собой в условиях макроэкономического кризиса усугубление социальной обстановки в местностях, испытывающих пресыщенный спрос на рабочую силу [10, с. 45-47].

Стоит отметить, что чем  более гибкой становится экономика, тем более обычным явлением становится ликвидация рабочих мест или даже целых предприятий и отраслей. Безусловно, также, что экономический рост является главной гарантией от продолжительной массовой безработицы. В то же время, без кардинальных усилий по стабилизации положения на рынке труда безработица и неполная занятость могут оказаться тем непреодолимым препятствием, которое еще долго будет сдерживать развитие российской экономики.

В современных условиях и  в перспективе отчетливо проявляются  проблемные ситуации в занятости, связанные, например, с угрозой массового высвобождения занятого населения, с сокращением свободных рабочих мест, накоплением скрытой безработицы, ростом занятости в теневом секторе, увеличением уровня неиспользуемых производственных площадей, высоким уровнем безработицы среди неконкурентоспособных групп населения.

Кризис лишил тысячи россиян  рабочих мест. В 2009 году правительство РФ выделило около 100 миллиардов рублей на борьбу с безработицей, в частности, на выплату пособий и профессианальной переориентацию. Самый большой плюс регистрации в службе занятости (бирже труда), безусловно, курсы проффессианальной переориентации, перечень которых включает в себя около 70 направлений [ 18, с 23-27].

Вот некоторые действия, проводимые на бирже труда:

  1. Следует  прийти и отметиться (обычно это 2 раза в месяц).
  2. Предоставляются списки вакансий соответствующие профилю безработного. Следует обзванивать фирмы и узнавать есть ли свободные вакансии.

На бирже труда регистрируют на 3 месяца, по истичении которых, безработного снимают с учета. Через 2 месяца он вновь имеет право стать на учет.

Рассмотрим уровень занятости  и безработицы на 2010 – 2011 г.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в октябре 2011г. составила 75,6 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 70,8 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,8 млн. человек – как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю) представлены на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1- Динамика численности  экономически активного населения

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в октябре 2011г. составил 6,4% (без исключения сезонного фактора) предоставлен на рисунке 2.2.

Информация о работе Биржи труда в странах с формирующейся рыночной экономикой