Биржи труда в странах с формирующейся рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Биржа труда — это организация, выступающая в роли посредника в отношениях между работниками и предприятиями при найме рабочей силы. Биржа труда систематизирует и упорядочивает систему найма рабочей силы. Также важным её фактором является определение права получения пособия по безработице. На бирже труда работает слаженная система, концентрирующая и распределяющая информацию по спросу и предложению, оперативно перерабатывающая и реагирующая на полученную информацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 БИРЖА ТРУДА
1.1 Возникновение и развитие биржевого движения в мире
1.2 Организационная структура биржи труда
1.3 Функции и преимущества в деятельности бирж труда. Государственные биржи труда
1.4 Права государственной биржи труда
ГЛАВА 2 БИРЖИ ТРУДА В СТРАНАХ С ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
2.1 Формирующаяся рыночная экономика
2.2 Биржа труда в России
2.3Биржа труда в Беларуси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ!!!!!!!.docx

— 470.46 Кб (Скачать)
  • получение, хранение и обработку всей циркулирующей информации;
  • оказание членам и посетителям биржи услуг по проведению необходимых расчетов, а также по информационному обслуживанию.

6. Отдел организации и  обеспечения биржевой деятельности  осуществляет:

  • содержание биржевого здания в надлежащем порядке;
  • обеспечение биржи коммерческой информацией;
  • обеспечение членов биржи необходимыми материалами и условиями для заключения договоров.

7. Административно-хозяйственный  отдел осуществляет:

  • традиционные хозяйственные задачи;
  • решение задач, связанных с ведением бухгалтерских дел, решение вопросов по оплате труда и кадрам.

8. Инспекторы по трудоустройству  обеспечивают:

  • осуществление запросов на трудовые соглашения в биржевом помещении;
  • предоставление сотрудников членам биржи для осуществления ими трудовых договоров в случае необходимости;
  • оформление договоров по просьбе обеих сторон;
  • контроль выполнения обеими сторонами договорных обязательств.

Можно заметить, что биржа  труда имеет  достаточно много структурных подразделений, каждое из которых выполняет определенные функции, тем самым обеспечивая слаженную,  организованную деятельность.

1.3 Функции и преимущества в деятельности  бирж труда. Государственные биржи  труда

В своем развитии биржи  труда прошли несколько ступеней от зыбкого рынка, где договора совершаются с долей случайности до современного рынка труда с современными каталогами и сотнями ежедневными посетителями [4, с. 30- 32].

Среди преимуществ, которые  представляют биржевые контракты, можно  выделить [13, с. 8- 10]:

  • улучшение планирования вопросов пропорционального решения кадровых вопросов;
  • выгода;
  • надежность;
  • конфиденциальность;
  • быстрота;
  • гибкость;
  • ликвидность;
  • возможность арбитража.

Биржа труда может:

  • находить заинтересованные организации каждый месяц или каждый квартал, дающие заказы на те или иные вакантные места;
  • выполнять все количество заказов организации, которая делает кадровый запрос;
  • обратиться к традиционным рынкам труда, воспользовавшись механизмом трудовой подготовки на необходимые в данной местности потребности.

Хотя трудовая биржа и  не является прямым участником торговой операции, она фиксирует и подтверждает всякий трудовой контракт.

Когда на бирже труда производится подписание какого-то трудового соглашения, то биржа получает от заказчика соответствующее  обеспечение этой сделки. Контракт, реализуемый через посредство расчетно-договорной палаты, во многих отношениях надежнее контракта с любым конкретным партнером, так как имеет за собой  негласный государственный надзор.

Конфиденциальность. Еще  одна важная черта в деятельности бирж труда - анонимность, если она желательна для продавца или покупателя. В  таких случаях биржевые трудовые соглашения незаменимы [6, с.24-35].

Быстрота. Большинство бирж труда, особенно имеющих дело с широкими массами безработных, могут позволить быструю реализацию контрактов и трудовых соглашений без особого изменения условий найма. Благодаря этому подписание трудовых соглашений совершается очень быстро.

Гибкость. В деятельности трудовых бирж заложен колоссальный потенциал осуществлять с их помощью бесчисленное множество вариантов трудовых соглашений. Ведь и наниматель, и безработный имеют возможность широкого выбора по самым разным качествам и аспектам [3, с. 19-  23].

Возможность арбитражного вмешательства  в спорах по трудовому договору. Благодаря гибкости рынка и точно  определенных стандартов этих договоров, открываются широкие возможности. Они позволяют вести дела нанимающим организациям с необходимой гибкостью  операций и маневренностью политики фирм в изменяющихся рыночных условиях.

Во всех зарубежных странах  биржевая деятельность наряду с банковской и денежной системой служат объектом государственного регулирования. Это не случайно. В рыночной экономике при отсутствии прямого директивного вмешательства в предпринимательскую деятельность именно биржи являются инструментом косвенного, но весьма существенного воздействия на бизнес. Несмотря на то, что на бирже контролируется небольшое количество трудовых контрактов, большинство из них носит решающий характер для организации, рискнувшей обратиться к помощи биржи.

Сегодня между крупнейшими  биржами труда налажены информационные связи. Это способствует выравниванию возможностей в удовлетворении заказов и формированию единого мирового рынка [15, с. 30-31].

Биржи труда дают возможность  обсудить условия приема на работу с кадровыми службами сразу нескольких фирм, получить информацию о вакансиях из банков данных Государственной службы занятости и Молодежной биржи труда, проконсультироваться со специалистами по многим вопросам.

Организаторы бирж одну из своих задач видят в привлечении  как можно большего числа представителей таких групп населения, которые  особо нуждаются в социальной защите. Не секрет, что безработные - это люди, способные и желающие трудиться по найму, которые не могут  найти себе работу по своей специальности  или трудоустроиться вообще.

Биржа труда - это место, куда обращаются безработные, чтобы найти  работу и получить пособие по безработице, пока эта работа не найдена.

Для реализации государственной  политики в области занятости  населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создаются государственные биржи труда.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие  занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость  граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить  основанием для привлечения человека к административной или уголовной  ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд.

Соответственно нужно  решать проблему организации учета  незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено [14, с. 19-31].

Законодательство предусматривает  обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в государственную биржу труда. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная биржа труда  является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются биржей труда бесплатно.

Функции биржи труда многообразны [3, с.19-33]:

    • Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда.
    • Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства. Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся на биржу труда за помощью в трудоустройстве.
    • Консультация обращающихся на биржу труда трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам.
    • Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников. Для граждан, потерявших работу, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через биржу труда.
    • Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах биржи труда или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения.

В настоящее время уровень  профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую.

При значительном высвобождении  с предприятий работников потребуется  организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему бирж труда, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Биржа труда и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно - территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные биржи труда - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Биржи труда городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии [12, с. 18- 25].

    • Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; в связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в биржи труда. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам бирж труда.

Сейчас необходимы специалисты  для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

    • Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.

В законе определен статус безработного, которым является, вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

Информация о работе Биржи труда в странах с формирующейся рыночной экономикой