Биржевое дело

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 07:24, контрольная работа

Описание работы

Товарные биржи в России возникли на рубеже XX века в местах наибольшей концентрации торгового спроса и предложения и развивались в зависимости от целого ряда географических, экономических и исторических факторов. К 1914 году в России действовало 115 товарных бирж. С началом первой мировой войны официальные биржи были закрыты и действовали неофициальные - "черные" биржи.

Содержание

2. В чем отличия организации бирж до революции и в советский период? 3
17. Назовите группы и подгруппы биржевых товаров 5
23. Охарактеризуйте сделки «СПОТ» 11
38. Дайте краткую характеристику видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. 13
48. Что означает валютный курс, прямая и обратная котировка валют? 15
59. Задание 17
Библиографический список 18

Работа содержит 1 файл

Биржевое дело.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

2. В чем  отличия организации  бирж до революции  и в советский  период?

 

     Товарные  биржи  в  России  возникли на рубеже XX века в местах наибольшей концентрации торгового спроса и  предложения  и развивались в зависимости от целого ряда географических, экономических и исторических факторов.  К 1914  году  в России действовало 115 товарных бирж. С началом первой мировой войны официальные биржи были закрыты и действовали  неофициальные - "черные" биржи.

     Русские дореволюционные биржи во многом  отличались  от западноевропейских и американских. Основное отличие  заключалось в том,  что хотя на русских биржах и выработали понятие  заменимого товара, но специальных  биржевых сделок, при которых стороны договариваются только по двум условиям:  по цене и по сроку, а количество должно быть равно определенной норме или кратно ей,  не знали.  Некоторые биржи  устанавливали только минимум  биржевой  сделки (по количеству или стоимости), но не вводили кратности. Другие же биржи не вводили никаких ограничений в отношении количества товара,  кроме того на русских биржах заключались сделки и с незаменимыми  товарами.

     Первые  советские товарные биржи возникли в 1921 году по инициативе местных кооперативных организаций,  являвшихся  в то  время  наиболее  крупными участниками рыночного оборота.

     Их  организующее влияние было  направлено  на  рационализацию децентрализованного  рынка.

     С 1922  года  активизировались  государственные  органы, которые стремились регулировать развитие  этого  процесса  и определить содержание деятельности бирж.

     В результате  произошло постепенное  преобразование бирж в общественные  организации,  созданные по типу ассоциации с участием государственных  предприятий, кооперативных организаций, смешанных обществ,  а также владельцев частных торговых и промышленных учреждений.  Вместе с тем  резко  увеличилась регулирующая роль  государства  в  развитии торговли.  Биржи становились подведомственными Комвнуторгу при СТО,  устанавливался разрешительный  порядок их открытия,  приема в члены биржи. Уставы бирж перерабатывались в соответствии  с  типовым уставом, разработанным Комвнуторгом. В дальнейшем товарная биржа рассматривалась как дополнительный инструмент реализации экономической политики государства. В соответствии с этим изменялся круг закрепленных за ней функций.

     В эпоху нэпа советские  товарные  биржи  возникали  при разрушенном  состоянии рынка,  и именно в  целях его воссоздания они  учреждались в формах,  не соответствующих экономике этого периода.

     Создание  товарных бирж в послереволюционное  время  шло неодинаково  по районам:  большинство бирж возникло в тех  же городах, что и в дореволюционное  время; некоторые города остались  без  товарных бирж; значительная часть  товарных бирж возникла в административных центрах в связи с  новым  национально-территориальным делением. К началу 1924 года была полностью восстановлена вся довоенная биржевая сеть.

       В эпоху нэпа биржи выполняли  посреднические функции,  а также  рассматривались  как  инструмент ,призванный самостоятельно регулировать рынок за счет установления  единых  цен.

     Со  временем все большее значение приобрел учетно-контрольный аспект деятельности  бирж.  Биржевая  статистика   позволяла контролировать различные  ведомства,  состояние отдельных отраслей и даже отдельных предприятий.  Благодаря ей государство имело  представление о товарных запасах у основных контрагентов, о движении цен,  о рыночной конъюнктуре.  Основные же посреднические  функции бирж выполнялись не полностью.  В 1924-1925 годах  доля  удовлетворенного  спроса   составляла 60-65 %, а предложение - 50-60 %. Низок был уровень посещаемости, соотношения сделок и количества  посетителей,  размер сделок. Главной причиной,  предопределившей слабость посреднической работы  советских бирж,  был товарный дефицит (вызванный разрушением экономики в результате войн и революций), в условиях которого биржевое посредничество становится  экономически нежизненным.

     Своего  наибольшего развития биржевая  торговля  в  годы нэпа достигла осенью 1926 года.  На 1 октября 1926  года  в стране  насчитывалось 114 товарных  бирж. Государственные и кооперативные организации составляли  67 %, а частные лица - 33 % членов бирж.

     В дальнейшем,  в  условиях  свертывания  нэпа и курса на жесткую централизацию в управлении народным хозяйством начинает  последовательно проводиться линия на ликвидацию товарных бирж.  В декабре 1926 года принято решение о  сокращении их числа до 14 и сужении их функций, а в феврале 1930 года - об их ликвидации.

17. Назовите группы и подгруппы биржевых товаров

 

     Важнейшей особенностью организации биржевой торговли является то, что ни один товар, ни одна ценная бумага непосредственно  в торгах не участвуют. Торговля ведется  определенным количеством единиц стандартизированного товара или ценных бумаг. Товар для торговли должен отвечать особым требованиям:

     ·       быть однородным по качеству;

     ·       определенным по количеству, т.е. по числу, размеру или весу;

     ·       может быть заменен любым другим товаром из той же партии.

     Такие характеристики, позволяющие осуществить  торговлю товаром при его отсутствии во время заключения сделки, определяются либо природой данного товара (кирпич одного и того же сорта, акции одного предприятия), либо по общепринятому  эталону данного товара. Товары, которые отвечают всем перечисленным требованиям, называются биржевыми товарами. Их количество и ассортимент постоянно изменяются. Если в конце XIX в. в это число входили до 200 видов товаров, то на сегодня оно упало до 6065, из которых на бирже постоянно обращается не более 45. К биржевым товарам можно отнести следующие группы и подгруппы:

     • сельскохозяйственные и лесные товары, продукты их переработки: зерновые (пшеница, кукуруза, овес, ячмень, рожь); маслосемена (льняное, хлопковое семя, соя, бобы, соевое масло, шрот); живые животные и мясо (крупный рогатый скот, свиньи, мясо окорока); текстильные товары (хлопок, джут, шерсть, нату­ральный и искусственный шелк, пряжа, лен); пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы, растительные масла, картофель, перец, яйца, арахис, концентрат апельсинового сока); лесные товары (пиломатериалы, фанера); натуральный каучук;

     • сырье и полуфабрикаты: цветные  металлы (медь, олово, цинк, свинец, никель, алюминий и драгоценные металлы: серебро, платина, золото, палладий, осмий, рутений);

     • сырье и полуфабрикаты: цветные  металлы (медь, олово, цинк, свинец, никель, алюминий и драгоценные металлы: серебро, платина, золото, палладий, осмий, рутений);

     • нефть и нефтепродукты.

     К внебиржевым товарам - любые другие готовые изделия и полуфабрикаты.

     Исторически первыми появились товарные биржи, на которых концентрировался оптовый  оборот по массовым, главным образом, сырьевым и продовольственным товарам. В настоящее время на западных товарных биржах уже не котируются товары, которые были биржевыми в начале ХХ в., а некоторые совсем недавно - уголь, фанера, сливочное масло, шелк и так далее. Зато появились новые товары: алюминий, никель, титан, палладий, осмий, рутений, мазут, бензин, дизельное топливо, пропан и т.д.

     На  отечественных биржах под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного  рода и качества, в том числе  стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в  установленном порядке биржей к  биржевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество, объекты интеллектуальной собственности, Изделия единственного производителя, уникальные по манере исполнения, хотя и произведенные в достаточно большом количестве. Они не могут быть объектом биржевого торга в связи с тем, что уникальные свойства таких товаров не позволяют выявить их общепризнанную оценку и не дают возможности установить наиболее приемлемую цену.

     Необходимым условием для биржевого товара является свободное ценообразование, т. е. цена на этот товар должна свободно устанавливаться в зависимости от конъюнктуры рынка, а также иных факторов (социальных, экономических, политических).

     Биржевой  товар - это продукция, прошедшая  лишь первичную переработку, Т.е. сырье  или полуфабрикаты. Так, например, по правилам биржевой торговли в США полностью готовые конечные продукты промышленного производства не допускаются к биржевой торговле, так как считается, что увеличение или уменьшение Производства таких товаров во многом зависит от воли производителя, которые тем самым могут манипулировать ценой.

     На  биржевой товар можно легко установить требования по качеству, условиям хранения, транспортировке, измерению. Поэтому  этот товар легко стандартизировать, для того чтобы его можно было продавать без осмотра по образцам или техническому описанию. Считается, что стандартизация образует главный признак подлинно биржевого товара, с помощью которой можно добиться наилучшего экономического результата - демонополизации условий выявления спроса и предложения на конкретный товар.

     Можно сказать, что стандартизация предъявляет  ряд существенных требований к биржевому  товару, например его полную заменяемость. Суть полной заменяемости товара состоит  в том, что современные биржевые сделки возможны только при условии  идентичности товара по составу, свойствам, виду и качеству упаковки, маркировки, величине партии (размеру, весу). Выполнение биржевого стандарта предусматривает возможность обезличивания товара, т. е. до самого момента выполнения контракта покупатель не знает, откуда он его получит.

     Типичным  примером взаимозаменяемого биржевого  товара являются ценные бумаги. Отдельные  партии аналогичных товаров, представляющие эту продукцию, могут существенно  различаться друг от друга. Таким  образом, роль биржевого стандарта  сводится к установлению одинакового уровня показателей свойств для ряда товаров. Биржевой стандарт должен пересматриваться и дополняться в соответствии с требованиями потребителей.

     Биржевой  стандарт отличается от национальных стандартов на аналогичную продукцию: ГОСТ, DIN, JIS, ASTM, BS и так далее. Национальный стандарт вбирает в себя особенности товара и его лучшие качественные показатели, присущие данной стране.

     Например, чтобы продать товар на Лондонской бирже металлов, необходимы дополнительные затраты на очистку металла, разливку в специальные по весу и размеру слитки, на обработку их поверхности, консервацию, упаковку, маркировку. Все эти затраты не потребуются, если металл реализуется по прямым форвард, контрактам внутри страны, да и ГОСТ не предусматривает такие жесткие требования к металлу.

     Однако  торговля по биржевым стандартам при  всех своих преимуществах таит в  себе и некоторую опасность, которую  необходимо учитывать.

     Например, высокий биржевой стандарт, влияя  на общий качественный уровень реализуемых  товаров, может исключить из биржевого оборота значительную массу товаров, не подходящих под стандарт, но по сути являющихся биржевым товаром.

     Напротив, низкий биржевой стандарт благодаря  притоку некачественного товара может подорвать авторитет биржи  и также снизить биржевой оборот за счет оттока клиентов, не удовлетворенных качеством товаров на этой бирже.

     В поисках оптимального решения этой проблемы на некоторых биржах создается  третейский суд с привлечением независимых  экспертов для оценки уровня качества товара и возможности выставлять его на торги.

     На  некоторых биржах вошло в практику правило дифференцирования товара по уровню качества с соответствующими доплатами или скидками с цены, если товар на торгах отличается по качеству от стандартного.

     Например, в США на торгах Чикагской торговой палаты (Cl1icago Воаrd of Trade) устанавливается цена пшеницы второго класса, если на бирже будет продаваться пшеница первого или третьего класса. В этом случае автоматически производится надбавка или скидка с цены товара.

     На  Лондонской бирже металлов продают  и покупают контракты на медь в  виде вайербарсов и катодов, причем продавец имеет право выставлять на торги взамен вайербарсов, полученных из электролитической меди, вайербарсы огненной рафинировки, но со скидкой  по 20 ф. ст. за 1 т. На Лондонской бирже металлов может быть продан только тот металл, марка которого зарегистрирована.

     При регистрации электролитической  меди электропроводность должна соответствовать  показателю, записанному в стандартах Великобритании (BS) или СЦJЛ (ASTM). Фирма, желающая зарегистрировать заводскую марку своего металла, должна представить регистрационному отделу следующие документы: наименование марки металла; письменную гарантию фирмы производителя, подтверждающую качество марки металла, которая соответствует требованиям биржевого стандарта; гарантийное обязательство по качеству товара при доставке его в будущем; письменное подтверждение о выполнении всех законодательных актов биржи в случае прекращения поставки товара.

     Кроме того, при регистрации требуется письменное подтверждение не менее двух известных английских или американских фирм, что этот металл был ими использован и отвечает требованиям производства. В качестве рекомендации могут приниматься сертификаты двух официальных лабораторий, значащихся в реестре, утвержденном экспертным отделом биржи.

Информация о работе Биржевое дело