Безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - оценка безработицы как формы макроэкономической нестабильности.
Задачи работы:
Рассмотреть понятие безработицы, ее определение и современное состояние.
Рассмотреть причины безработицы: классическую и кейнсианскую концепцию.
Изучить виды безработицы и ее показатели. Издержки безработицы.
Изучить государственную политику в области занятости.

Работа содержит 1 файл

Курсавая работа 1.docx

— 82.32 Кб (Скачать)

Основными принципами государственной  политики в области занятости  являются:

1)обеспечение равных возможностей  всем трудоспособным гражданам  независимо от расы, пола, возраста, отношения к религии, политических  убеждений, национальности и социального  положения в реализации прав  на труд;

2)поддержание трудовой  инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

3)координация деятельности  в области занятости с другими  направлениями экономической и  социальной политики;

4)участие профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых  коллективов, их формирований  в разработке, реализации и контроле  за выполнением мер по обеспечению  занятости во взаимодействии  с органами государственного  управления;

5)предоставление социальных  гарантий и компенсаций безработным;

6)обеспечение социальной  защиты в области занятости,  проведение специальных мероприятий  для трудоустройства граждан,  желающих работать;

7)международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая профессиональную  деятельность граждан за рубежом  и трудовую деятельность иностранных  граждан у себя в стране.[4, с. 429-433].

Реализация государственной  политики занятости населения осуществляется по следующим основным направлениям:

а) создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных.

Эта деятельность государства  распространяется не только на государственный  сектор экономики, но и на частный.

б) создание условий со стороны государства для самозанятости населения.[1].

В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства  развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть, приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.

в) обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.

Структурная перестройка  централизованной экономики и становление  ее на рыночные рельсы неизбежно порождают  структурную безработицу, которая  характерна в переходный период  для стран СНГ. На рынке рабочей  силы складывается ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, избытком кадров старых профессий и, с другой - недостатком квалифицированных кадров, необходимых для обеспечения современных технологий. Поэтому одним из приоритетных направлений политики государства в области занятости является обучение и переобучение кадров в соответствии с требованием времени. Следует отметить, что переобучение кадров не должно носить временный характер, а осуществляться постоянно в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. В Германии, например, большое внимание, уделяется подготовке кадров к конкретному производству. Для этого обучение организуется непосредственно на предприятиях, и при этом выплачиваются стипендии (первый год-около 1 тыс. марок ежемесячно, а оставшиеся 2,5 года-1400 марок).

г) поощрение территориальной мобильности рабочей силы.

Это значит, что государство  должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам  и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать  в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной  политики занятости должны быть мероприятия  по организационному набору рабочей  силы.

Однако, как показывает практика, перемена места жительства всегда сопряжена  со значительными  материальными  и моральными издержками, поэтому  рассчитывать на успех в борьбе с  безработицей через переселение людей в другие районы не приходится. Организованный же набор рабочей силы позволяет решать вопросы трудоустройства с меньшими издержками для человека и большим эффектом для экономики (например, вахтовый метод работы в районах Дальнего Севера или в районах, пораженных аварией на ЧАЭС).

д) регулирование международных потоков рабочей силы.

В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей  силы между государствами. В свою очередь каждая из стран, исходя из собственной экономической ситуации, формирует внутреннее закодательство, поощряющее или ограничивающее приток иммигрантов в страну. В международной  практике всегда поощряется приток  в страну видных ученых и специалистов уникальных профессий.

е) регулирование демографических процессов.[20].

Государство должно отслеживать  процессы рождаемости и смертности и в случае проявления негативных тенденций принимать меры по их регулированию. Рабочая сила, как известно, это совокупность физических и умственных способностей человека, поэтому качество рабочей силы и ситуация на рынке рабочей силы зависят от самого человека, но и от той политики, которую проводит государство в области демографических процессов. [2, с. 240-252].

 

 

 

 

 

 

5. БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Осуществляемый в Беларуси в настоящее время переход  к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических  проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с  людьми, их производственной деятельностью. 

Рынок предъявляет и требует  совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений  на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы  использования трудовых ресурсов, возникают  новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.  
Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность. 
   Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. 
Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость.                         Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем. На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задаче преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами и одновременно существовала безработица. 
 Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение межреспубликанского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы. Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для Беларуси она будет иметь двоякое последствие - с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество.  
Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер. 
Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности, а в целом, всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблемам занятости. Главное их направление - превращение работника из бессубъектного ресурса командно-административной хозяйственной системы в субъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов своего существования. Наконец-то общество признало право работника на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при советской власти, но и на деле.  
 В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными способами. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.  
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. 
 Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.[9].

Особенности политики занятости  в Республике Беларусь.

Политика занятости ориентирована  на повышение эффективности труда, ускорение прогрессивных структурных сдвигов в сфере занятости, формирование активного и конкурентоспособного работника, удержание регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня.

Основные задачи, стоящие  перед государством в области  занятости, заключаются в:

- обеспечение эффективной занятости населения на основе ликвидации избыточной рабочей силы и повышении производительности труда;

- создание действительного механизма сохранения и развития кадрового потенциала белорусской экономики через систему повышения квалификации на

 

рабочих местах, опереживающего переобучения персонала при реструктуризации предприятий;

- совершенствовании структуры занятости населения на основе дальнейшего развития системы новых рабочих мест и свободного перелива рабочей силы по отраслям, профессиям и территориям;

- содействии развитию самозанятости и малого предпринимательства в сфере производства на базе реконструируемых предприятий;

- повышении конкурентоспособности рабочей силы на основе создания системы непрерывного образования, профессионального обучения и переподготовки кадров в соответствии с потребностями структурной перестройки производства;

- содействии внешней трудовой  миграции населения;

- расширении масштабов  обучения безработных по конкретным  заказам нанимателей с гарантией  последующего трудоустройства;

- обеспечении государственных  гарантий занятости и действенной  системы помощи в трудоустройстве  граждан с ограниченной трудоспособностью;

- снижении молодежной  и длительной безработицы и  др.[8].

В Беларуси зарегистрированная безработица на 1 июля 2009 года сохранилась на уровне 0,9% к численности экономически активного населения республики. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщил начальник главного управления политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Николай Кохонов. Для сравнения: на 1 июля 2008 года этот показатель был 1%. 
 На рынке труда республики сохраняется управляемая ситуация, существенного ухудшения в плане регистрируемой безработицы не наблюдается. Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы предусмотрено, что уровень безработицы к концу нынешнего года не превысит 1,1-1,2% к численности экономически активного населения.  
 По словам представителя Минтруда и соцзащиты, "в настоящее время подготовлены корректировки в госпрограмму содействия занятости населения на 2009 год - они касаются увеличения объема финансирования на реализацию активных мер политики занятости". Речь идет о повышении плановых показателей по профобучению безработных, организации оплачиваемых общественных работ и т.д. 
 "Кроме того, осенью ожидается приток в госслужбу занятости молодежи, оставшейся "за бортом" абитуриентской кампании, - сказал специалист. - Мы должны быть готовы оказать им содействие в овладении специальностью и адаптации на рынке труда".

 

 

 

 

Таблица 5.1- Показатели зарегистрированной безработицы на 1 июля 2009 года.

 

Область

Уровень безработицы, %

Витебская

1,2

Гомельская

1,1

Брестская

1,1

Гродненская

1,1

Могилевская

1,0

Минская

0,8

Город Минск

0,4


 

В Беларуси на учете по безработице  на 1 июля 2009 года состояли 41,7 тыс. человек (для сравнения: на 1 июня - 43,2 тыс. человек, на 1 мая - 44 тыс., на 1 апреля - 43,9 тыс., на 1 марта - 42,4 тыс. безработных, а на 1 июля прошлого года в республике насчитывалось 42,7 тыс. безработных). Как показывает проводимый с января нынешнего года еженедельный мониторинг ситуации на рынке труда, основной прирост количества состоящих на учете безработных пришелся на январь-февраль. В течение марта-мая этот показатель колебался в пределах 44-46 тыс. человек, а в конце мая наметилась позитивная тенденция уменьшения количества безработных, которая сохраняется и в настоящее время. 
 По сравнению с январем-июнем 2008 года в госслужбу занятости обратилось за содействием в трудоустройстве на 1,1% человек меньше, снизилась и регистрация в качестве безработных (на 0,9%). Число нуждавшихся в трудоустройстве также было ниже - на 4,1%.  
Кстати, за шесть месяцев текущего года в качестве безработных зарегистрированы 1,9 тыс. высвобожденных работников - на 13,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. 
 Таблица 5.2 – Данные по безработице в других странах за 2009 год.

Страны

Уровень безработицы, %

Россия

8,5

Украина

2

США

9,5

Германия

2,3




 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5.3- Численность безработных  и потребность в работниках, заявленная организациями в органы по труду, занятости и социальной защите.

 

2000

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Численность зарегистрированных безработных, человек

95768

136130

83042

67918

52024

44078

37305

Из их числа:

             

Женщины

             

Человек

58147

90033

57525

46784

34321

28937

22645

процентов

60,7

66,1

69,3

68,9

66,0

65,6

60,7

Лица, проживающие в сельских населенных пунктах

             

человек

13223

23179

13987

12000

9789

9143

8029

процентов

13,8

17,0

16,8

17,7

18,8

20,7

21,5

Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах к численности  экономически активного населения)

2,1

3,1

1,9

1,5

1,2

1,0

0,8

Потребность в работниках, заявленная организациями в органы по труду, занятости и социальной защите, человек

32739

31709

34481

35807

44819

50770

50747

Численность зарегистрированных безработных на одну заявленную вакансию, человек

2,9

4,3

2,4

1,9

1,2

0,9

0,7


 

Из данных таблицы видно, что уровень зарегистрированной безработицы (в процентах к численности экономически активного населения) в 2008 году по сравнению с 2000 годом значительно уменьшился, потребность в работниках, заявленная организациями в органы по труду, занятости и социальной защите возрос, и численность зарегистрированных безработных на одну заявленную вакансию также уменьшился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предприятия, находящиеся  в кризисных условиях, пытаются лавировать и сохранить свой коллектив. Практикуется система длительных административных отпусков и использование частичной  занятости. Фактически, сформировалась скрытая безработица, масштаб ее возрастает по мере свертывания производства. Квалифицированные работники из таких предприятий уходят, что  ведет к снижению квалификационного  уровня производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед проблемой цены, которую  общество платит за них.

Продвижение в направлении  реформ ставят и другую проблему сопоставления: во что обходятся поддержка неэффективных  рабочих мест и сколько стоит  открытая безработица сравнительно с финансированием содержания безработных, их переобучение и содействие в трудоустройстве.

Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы. Специалисты  вынуждены признать, что «безработица – это нечто большее, чем экономическое  бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к  бездеятельности, а бездеятельность  к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также  к общественным и политическим беспорядкам».

 Исходя из вышеизложенного,  очевидно, что проблема безработицы  является ключевым вопросом в  рыночной экономике, и, не решив  его невозможно наладить эффективную  деятельность экономики.

     Путь выхода  из кризиса определяется, прежде  всего, стратегией развития государства  и пределом социальной терпимости  общества. Наиболее сложным в  переходный период является поддержание  доверия населения к проводимым  реформам. Между тем государство  в настоящее время, похоже, своеобразно  цитируя М. Фридмена, считает,  что население должно само  о себе позаботиться.

    Для кардинального  решения проблем безработицы  надо в корне менять политику  занятости. И в особенности  федеральный закон. Нельзя сегодня  пассивно сдерживать безработицу.  Только целенаправленное активное  повышение уровня занятости населения  на действующих и на вновь  создаваемых высокоэффективных  наукоемких рабочих местах поможет  вывести беларускую экономику  из тупика, дать простор развитию  рыночных и социальных перспектив  не на бумаге, а на деле.

Информация о работе Безработица