Безработица виды, формы, проявления. Проблема занятости в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.[1, c.78]

Содержание

Введение.........................................................................................................................................
1. Теоретические аспекты безработицы как экономической категории……………………...
1.1Сущность и причины безработицы…………………………………………………..
1.2 Последствия, виды и показатели безработицы…………………………………….
2. Проблема занятости в Республике Беларусь…………………………………………………
2.1 Причины безработицы в Республике Беларусь……………………………………..
2.2 Динамика и анализ структуры занятости в Республике Беларусь…………………
3. Регулирование безработицы и занятости в Республике Беларусь………………………….
Заключение……………………………………………………………………………………….
Список используемых источников……………………………………………………………..
Приложения………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа безработица в РБ.docx

— 553.84 Кб (Скачать)

     В целом уровень занятости в  Республике Беларусь  достаточно высок  и составляет около 78% трудовых ресурсов страны. Однако стоит учитывать, что  под влиянием мирового финансового  кризиса и снижения спроса на продукцию  белорусских предпринимателей многие наниматели были вынуждены  использовать как инструмент поддержания занятости населения гибкие формы занятости: сокращение свободных рабочих мест и вакантных должностей, сокращение продолжительности рабочей недели, практику предоставления работникам административных отпусков с частичным сохранением (без сохранения) заработной. Это позволило нанимателям в условиях кризиса сохранить свои трудовые коллективы, кадровый потенциал, а также предотвратить массовую безработицу в стране. [12, c.11]

     По  данным Национального статистического  комитета, в 2010 году 141,3 тыс. работников организаций (4,1% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-сентябре 2009 г. – 8,8%).  В сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), уменьшилась на 10,1% и составила 10,2 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 2,7% и составила 7,6 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы в сентябре 2010 г. были предоставлены по инициативе нанимателя 4,3 тыс. человек, или 56,8% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска. Однако стоит отметить, что наибольшая численность работающих в режиме  неполной занятости зарегистрирована в декабре 2009 – январе 2010 года, после чего наметилась тенденция к снижению размера неполной занятости.(Приложение А, табл.А. 3). [11, c. 125]

     Расширение  масштабов вынужденной неполной занятости на производстве в условиях кризиса являлось альтернативой увольнению работников, что в определенной мере сдерживало процессы высвобождения рабочей силы и поступления ее на рынок труда. Такая политика позволила сохранить кадровый потенциал и удерживать уровень безработицы в течение 2009-2010 гг. в пределах 0,9% экономически активного населения и к концу октября 2010 года снизить ее до 0,7%. Численность регистрируемых безработных неуклонно сокращалась - с 76,5 тыс. в 2005 г. до 42,2 тыс. чел. на конец декабря 2009 г., однако в 2010 г. она снизилась - до 39,2 тыс. чел. [13, c.6],приложение(1)

     В структуре безработицы тенденция  отражает мировую – преобладает  женская безработица (в общей  численности безработных на конец  2010 женщины составили 17,4 тыс. ). Различия в показателях безработицы для мужчин и женщин значительно сократились за период 2005-2010 лет (мужская безработица – с 21,1 тыс. до 15,7 тыс., а женская – с 46,8 тыс. до17,4), однако проблема женской безработицы по-прежнему остается важной. (Приложение А, таблица А.4) В отношении возрастной структуры безработицы следует отметить, что в 2010 г. среди безработных лица в возрасте до 30-34 лет составляли 49,8%.(приложение 5)  На долю выпускников общеобразовательных школ приходилось 4,9% безработных, выпускников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования – 3,5%(12 ист-к) Нужно также отметить,  что по-прежнему не решена существующая проблема длительной безработицы.  По данным на 01 октября 2010г. доля длительно неработающих граждан составила 16,2 % безработных. Данная цифра остается практически неизменной в течение последних пяти лет: по данным министерства труда и социальной защиты, продолжительной безработицей (сроком более года) были охвачены  16,4%  в 2000 г., 11,9% - в 2001 г., 16,9% - в 2005 г. и 17,3% в 2006 г.  [14, c. 69]

     Однако  следует отметить, что в Беларуси далеко не все находящиеся без  работы обращаются в государственные службы занятости за получением статуса безработного по ряду  причин. Во-первых, сложность процедуры регистрации. Во-вторых,  низкое пособие по безработице (в октябре 2010 г. -  48,7 тыс. рублей, или 18% от бюджета прожиточного минимума (порога выживания), установленного правительством Беларуси). Наконец, не все безработные имеют право на получение пособия. Лишь около половины зарегистрированных безработных получают пособия, причем их удельный вес практически не изменился даже ввиду сокращения общей численности безработных. [15, c.94]).

     Беларусь  пока не перешла на методологию Международной организация труда (МОТ) по расчету общей безработицы, однако, по оценкам специалистов, численность незарегистрированных безработных более чем в 3 раза превышает официальный показатель. В конце 2009 года сотрудники Научно-исследовательского экономического института Минэкономики провели расчет уровня безработицы по методологии МОТ - согласно ей уровень безработицы в Беларуси составил 4,8%. [16, c.30]

     Кроме того, около 320 тыс. чел. заняты в неформальном секторе экономики или являются нелегальными трудовыми мигрантами, работающими за пределами страны.  К сожалению, статистических оценок масштабов данного явления не ведется, однако обследование рабочей силы, проведенное Министерством труда и социальной защиты в 2008г., показало, что примерно 117 тыс. человек (около 2.7% экономически активного населения) работали за границей, в основном в России (98 тыс.). Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел называет цифру в 300 тыс. белорусских граждан, нелегально работающих в России (около 7% экономически активного населения). [15, c.95]

     Нынешний  финансовый кризис вносит свои коррективы в ситуацию с занятостью населения. По данным Международной организации  труда в мире могут потерять работу более 20,0 миллионов человек, в первую очередь, в таких сферах, как финансы, строительство, операции с недвижимостью, автомобилестроение, туризм, сфера услуг.  
В условиях финансовой нестабильности многие профессии могут потерять свою актуальность. Так, в зоне риска могут оказаться люди, чья профессиональная деятельность связана с финансовой сферой. Например, по мнению экспертов, под угрозой безработицы могут оказаться специалисты по оформлению кредитов, банковские работники, брокеры по недвижимости, менеджеры по развитию производства.

     В условиях экономического кризиса перед предприятиями стоит задача сохранить кадровый потенциал предприятий, обеспечить сохранение существующих рабочих мест и создание новых, не допустить массового высвобождения работников.

     Таким образом, нужно отметить, что сегодня  уровень занятости населения  в Беларуси  остается высоким, сохраняется положительная динамика занятости. Растёт удельный вес занятых в негосударственном секторе экономики. Вместе с тем высокий уровень занятости населения сопровождается накоплением скрытой безработицы на производстве и содержанием излишней численности персонала, расширением масштабов неформальной и неполной занятости. В 2009-2010 годах формирование трудового потенциала  происходит в условиях сокращения трудоспособного населения в связи со вступлением в  трудоспособный возраст малочисленного поколения родившихся в 90-х годах прошлого века. Основными источниками пополнения рынка труда являются лица, уволенные по причинам текучести кадров, лица, имеющие длительный (более года) перерыв в работе до регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите, а также выпускники учреждений, обеспечивающих получение общего базового и среднего образования.

     Глава 3. Регулирование безработицы и занятости в Республике Беларусь

     Государственное воздействие на занятость и безработицу  является неотъемлемой частью общей  системы экономической и социальной политики любого цивилизованного государства.

В отношении  безработицы государство располагает  тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере  занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным  с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных  и бюджетно-налоговых мер для  сокращения безработицы. Политика в  сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

     Все методы и меры, с помощью которых  государство воздействует на занятость  и безработицу, можно разделить  на две группы:

  • активные
  • пассивные.

     Активный  тип регулирования занятости  отличается тем, что государство  оказывает влияние не на последствия  происходящего, а на само явление - на состояние рынка труда. При этом могут использоваться два основных метода воздействия.

     Первый  метод - повышение спроса на рабочую  силу, что осуществляется двумя основными  способами: 1) общеэкономическим; 2) созданием  нетипичной занятости. Общеэкономическими мерами увеличения спроса на рабочую силу служат:

  • расширение свободы работодателей в решении вопросов занятости;
  • льготное налогообложение там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу;
  • кредитные льготы тем работодателям, которые повышают спрос на рабочую силу;
  • установление дотаций при обеспечении занятости для групп лиц с низкой конкурентоспособностью (инвалиды, молодежь).
  • Меры по созданию нетрадиционной занятости включают в себя:
  • общественные работы;
  • надомные работы;
  • занятость по вызову и др.

     Второй  из методов, составляющих активный тип  регулирования занятости, представлен  мерами по сокращению предложения рабочей  силы на рынке труда. Эти меры состоят  в следующем:

  • расширение государственных и поддержка негосударственных программ по подготовке кадров как общеобразовательной, так и профессиональной. При этом структура подготовки кадров должна предопределяться необходимой структурной перестройкой экономики; подготовка кадров должна вестись на самом высоком современном уровне; все субъекты общества должны иметь в системе подготовки равные возможности, выделяться могут лишь способности;
  • повышение пособий и сроков отпуска по уходу за малолетними детьми как средство оттока рабочей силы с рынка труда;
  • введение учебных и творческих отпусков, что содействует сокращению предложения рабочей силы сегодня, но обеспечивает более высокую ее продуктивность завтра.
  • Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны МОТ (Конвенция № 142).
 

     Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования  и материальной помощи безработным. Такая политика имеет две основные формы реализации.

     Первая - социальное страхование по случаю потери работы, предусматривающее выплату  пособия по безработице, назначаемого обычно с учетом прежнего заработка  и минимума заработной платы.

  Вторая - вспомоществование - материальная помощь, применяемая в отношении длительно безработных. 

     Политика  занятости опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о  занятости признаны:

1. обеспечение  равных возможностей в трудоустройстве  всем трудоспособным гражданам  Республики Беларусь;

2. обеспечение  мер, направленных на предотвращение  безработицы;

3. предоставление  социальных гарантий и компенсаций  безработным;

4. содействие  и поощрение граждан в развитии  их способностей к производительному  и творческому труду;

5. принятие мер  содействия в трудоустройстве  граждан с ограниченной трудоспособностью;

6. участие профсоюзов  и союзов предпринимателей в  решении проблем занятости при  взаимодействии с государственными  органами;

7. международное  сотрудничество в решении проблем  занятости.

     Таким образом политика занятости - также отражает тяготы, деформации и проблемы переходного периода. Главная из них - безработица.

При этом под  политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. А занятостью считается такая  деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту заработок (доход).

     Государственное воздействие на занятость и безработицу  является неотъемлемой частью общей  системы экономической и социальной политики любого цивилизованного государства.

Политика на рынке труда предусматривает  стимулирование структурной перестройки  и ускорение процесса перераспределения  высвобождаемых работников, наиболее быстрое вовлечение безработных  в трудовую жизнь, предоставление работы каждому, кто желает работать и ищет работу.

На рынке труда  республики сохраняется управляемая  ситуация, существенного ухудшения  в плане регистрируемой безработицы  не наблюдается. Напомним, Государственной  программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2010-2011 годы предусмотрено, что уровень безработицы к концу нынешнего года не превысит 1,1-1,2% к численности экономически активного населения.

     Показатель  зарегистрированной (официальной) безработицы  на 1 июля 2009г. самый высокий был  по-прежнему в Витебской области (1,2%). На второй позиции - Гомельская, Брестская  и Гродненская области (1,1%), на третьей - Могилевская область, где безработица  сохраняется на уровне 1%. В Минской  области этот показатель равняется 0,8%, в Минске - 0,4%. (статья 5)

     Политика  на рынке труда предусматривает  стимулирование структурной перестройки  и ускорение процесса перераспределения  высвобождаемых работников, наиболее быстрое вовлечение безработных  в трудовую жизнь, предоставление работы каждому, кто желает работать и ищет работу.

Информация о работе Безработица виды, формы, проявления. Проблема занятости в Республике Беларусь