Безработица: виды, формы проявления. Проблема занятости в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

целью данного исследования является детальное изучение сущности безработицы, как сложного социально-экономического явления, а также изучение особенностей безработицы в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3
1. Понятие безработицы…………………………………………………….....4
1.1 Причины безработицы: классическая и кейнсианская концепции…4
1.2 Сущность и виды безработицы…………………………………………...7
2. Безработица в Республике Беларусь……………………………………...10
2.1 Официальная и фактическая безработица в РБ……………………….10
2.2 Особенности безработицы в РБ…………………………………………..13
2.3 Причины безработицы в РБ………………………………………………18
3. Государственное регулирование занятости и безработицы в РБ…….21
4.Заключение………………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

курсовая Безработица печать готов..docx

— 52.68 Кб (Скачать)

- 36,4% - это матери-одиночки (в том числе многодетные) или имеющие на иждивении престарелых родственников. Им статус безработного позволяет получать пособия на детей, жилищные субсидии. Они также не хотят работать и не ищут работу. Они отказываются практически от всех предложений по трудоустройству.

Более того, долгосрочная безработица  больше характерна для сельскохозяйственных районов и моногородов, то есть, мест, где практически не создаются  рабочие места, в то время как  мобильность рабочей силы никак  не поощряется. Тем не менее, в 2004-2006 гг. произошло увеличение численности безработных, находившихся без работы более одного года, с 12 до 17%. При этом сохраняются региональные различия - средняя продолжительность безработицы увеличилась в Брестской и Могилевской областях, в то время как в г. Минске и Минской области она сократилась.

Обобщая портрет длительно  безработного, следует отметить, что  это:

- либо преимущественно женщина без образования в возрасте 40-49 лет или предпенсионного возраста, использующая статус безработной для получения субсидий для детей, справок и подрабатывающая без оформления трудовых отношений на рынке. Практически служба занятости ими воспринимается как орган социального обеспечения;

- либо низкоквалифицированные и недисциплинированные работники, которые ведут аморальный образ жизни, сами не хотят работать и никто не хочет нанимать таких работников (удельный вес 36,3%).

2.3 Причины безработицы  в РБ

В условиях мирового финансово-экономического кризиса резкое снижение потребительского спроса и спад производства в России и других государствах, наших торговых партнерах, взаимная задолженность  по платежам, разбалансированность мировых  цен и валютных курсов сказались  на ухудшении условий работы белорусских  экспортно-ориентированных предприятий. Некоторые предприятия были признаны банкротами, что прямым образом повлияло на число людей, оставшихся без работы. Отдельные производства вынуждены  были перейти на сокращенный график работы, что также является основной причиной так называемой, скрытой  безработицы в Беларуси на данный период.

Процессы увеличения уровня безработицы также тесно связаны  с системой образования. С одной  стороны, выступает низкий уровень  реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Все это обуславливает все более отчетливую структурную безработицу.

Структурная безработица  является доминирующей формой безработицы  в Беларуси. Это прослеживается и  в следующих фактах. Рынок труда  по-прежнему ориентирован в основном на применение мужской рабочей силы по рабочим профессиям. Имеет место  дефицит квалифицированных кадров. Наиболее востребованы работники с  опытом работы по имеющейся у них  профессии (специальности). Повсеместно  на рынке рабочей силы устойчивым спросом пользуются работники строительных профессий и металлообрабатывающего профиля, слесари по наладке и  ремонту оборудования, электромонтеры, водители автомобиля, среди специалистов - врачи, инженеры различных профилей, в сельской местности - механизаторы, трактористы, животноводы, операторы  машинного доения, ветврачи, зоотехники и другие. Ряд нанимателей, особенно в сельской местности, представляют вакансии с низкой оплатой труда, что затрудняет их заполнение.

В то же время рынок рабочей  силы перенасыщен рядом специалистов. Отсутствие механизма, регулирующего  трудоустройство выпускников учебных  заведений, также приводит к возникновению  серьезных проблем.

Как причину безработицы  в Беларуси выделяют также то, что  низкая эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.

Значимой проблемой является присущая ряду населенных пунктов и  районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие  там лишь единичных предприятий  крайне ограничивает для местного населения  возможности в сфере приложения труда.

Сложно решаются вопросы  трудоустройства отдельных категорий  граждан ввиду низкой конкурентоспособности  на рынке труда (молодежи без практического  опыта работы, женщин, инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а также имеющих  длительный перерыв в работе).

Среди безработных (на 1.01.2009 г.) каждый пятый относится к категории  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите и не способных  на равных условиях конкурировать на рынке рабочей силы, каждый седьмой  не имеет профессии, каждый десятый  ранее не работал и ищет работу впервые.

Не теряет своей актуальности проблема женской и молодежной безработицы (женская составила 56,9% на 1 октября 2009 г., молодежная - 45,1%).

Таким образом, безработица  в Республике Беларусь имеет свои особенности, главной из которых  является низкий уровень официально зарегистрированной безработицы, который  значительно отличается от реального, что связано с несовершенной  системой регистрации безработных; и состав безработных (т.е. преобладание женского населения и молодежи, а  также лиц со средним специальным  образованием). Важной отличительной чертой является потребность в рабочих специальностях, которая в 4 раза превышает спрос на служащих и специалистов.

3. Государственное  регулирование занятости и безработицы  в РБ

Политика занятости в  Республике Беларусь является приоритетным направлением деятельности государства  и направлена на снижение безработицы  среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке.

Одной из ключевых задач  является содействие в трудоустройстве  граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда  и особо нуждающихся в социальной защите: молодежи; инвалидов; лиц из числа детей-сирот; родителей в  многодетных и неполных семьях; граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

Данным категориям населения  государство гарантирует занятость  путем создания дополнительных рабочих  мест и специализированных организаций (включая организации для труда  инвалидов), установления брони для  приема на работу, организации обучения по специальным программам.

С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда  государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого  рабочего места безработным в  возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Немаловажной гарантией  трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических  учебных заведений является их государственное  распределение: в 2008 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников.

Выпускники, не подлежащие распределению  и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».

В рамках реализации государственной  и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение  трудового потенциала и занятости  женщин.

Первоочередное право  направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.

Для снижения остроты женской  безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки  вакансий с преимущественным использованием женского труда.

Активное содействие занятости  женщин дает результаты: за прошедший  год их удельный вес в численности  безработных сократился с 60,6% (на 1 июня 2009 г.) до 56,9%.

В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической  и трудовой реабилитации длительно  неработающих граждан. Государственная  служба занятости организует для  них психологическую поддержку  и обучение приемам активного  поиска работы. Они получают направление  на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам  нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории  безработных организуются также  временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия - «Ярмарка вакансий», «День  предприятия» и др.

Проблемы трудоустройства  и трудовой реабилитации инвалидов  в нашей стране решаются путем  создания и бронирования для них  приспособленных рабочих мест, организации  профессионального обучения, поддержки  специализированных предприятий инвалидов.

Одной из существенных проблем  в сфере занятости населения  является структурный и территориальный  дисбаланс спроса и предложения  рабочей силы. За последние годы на национальном рынке труда сложилась  ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет.

Для обеспечения количественного  и качественного соответствия между  предложением кадров и спросом на них служба занятости совместно  с органами образования, отраслевыми  министерствами и местной властью  должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем.

В Беларуси сохраняются определенные различия в состоянии и возможностях региональных рынков труда. Так, на конец 2008 года в целом по республике на 1 безработного условно приходилось 1,36 вакантных рабочих места, в г. Минске - 4,6, а в Витебской области - только 0,8.

Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и  районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие  там лишь единичных предприятий  ограничивает для местного населения  возможности и сферу приложения труда.

Для ускорения решения  проблем социально-экономического развития таких административно-территориальных  единиц реализуется Государственная  комплексная программа развития регионов, малых и средних городских  поселений на 2007-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. №265.

В прошлом году в развитие малых и средних городских  поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. - в малых городах  с наиболее сложным положением в  сфере занятости.

Решению проблемы занятости  в сельской местности способствует реализация Государственной программы  возрождения и развития села на 2005-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. №150. Повышение уровня сельскохозяйственного производства, обустройство агрогородков оказывают позитивное влияние на занятость сельского населения.

Решить проблемы занятости  сельчан в немалой степени  позволяет развитие агро- и экотуризма. В прошлом году граждане, желающие заниматься этим видом бизнеса, получили льготы.

Так, можно сделать вывод, что правительство ведет активную политику занятости и трудоустройства  граждан. Реализуются соответствующие  государственные программы, оказывается  помощь в поиске работы более уязвимым на рынке труда группам населения, организуется бесплатное профобучение и переквалификация. Таким образом, государство стремится создать условия для максимальной занятости, тем самым повышая и общий уровень жизни населения.

 

 

 

Заключение

Проведя исследование, целью  которого было изучение сущности безработицы, как сложного социально-экономического явления, а также изучение особенностей безработицы в Республике Беларусь, можно сделать ряд выводов.

Безработица - неизбежное явление  в рыночной экономике и одна из основных макроэкономических проблем, которая заключается, прежде всего, в серьезных экономических и  социальных издержках: не производится какая-то часть товаров и услуг; сокращаются налоговые поступления  в государственный бюджет; снижается  общий уровень жизни населения  и т.д.

Существует множество  видов безработицы, из которых отдельно выделяют фрикционную, структурную  и циклическую безработицу. В  Беларуси доминирующим видом является структурная безработица, которая  вызвана в первую очередь быстрым  устареванием существующих знаний в  связи с переходом экономики  на инновационный путь развития.

Говоря о безработице  в Беларуси, обязательно стоит  отметить и совершенно не отражающий действительное положение на рынке  труда способ измерения числа  безработных. Люди не видят для себя никакой выгоды и не спешат регистрировать себя в качестве безработных. Это  связано с чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными  возможностями переподготовки безработных  и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как  правило, низкооплачиваемых рабочих  мест. Таким образом, действующая  система регистрации безработных  государственной службой занятости  намного занижает реальные показатели безработицы в Беларуси.

Что касается качественной структуры безработицы, то правомерно будет сказать о ярко выраженной проблеме молодежной безработицы. Основной ее причиной, по моему мнению, является нежелание предприятий принимать  на работу неопытных сотрудников.

Очевидно, чем более оперативный  и кратковременный характер носит  та или иная проблема занятости, тем  выше вероятность использования  прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о  наличии избыточной занятости в  отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических  отношений занятости. Эта концепция  должна включать:

- макроэкономическое регулирование,  создающее общую среду, содействующую  эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;

Информация о работе Безработица: виды, формы проявления. Проблема занятости в Республике Беларусь