Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:52, курсовая работа
целью данного исследования является детальное изучение сущности безработицы, как сложного социально-экономического явления, а также изучение особенностей безработицы в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
Введение…………………………………………………………………….….3
1. Понятие безработицы…………………………………………………….....4
1.1 Причины безработицы: классическая и кейнсианская концепции…4
1.2 Сущность и виды безработицы…………………………………………...7
2. Безработица в Республике Беларусь……………………………………...10
2.1 Официальная и фактическая безработица в РБ……………………….10
2.2 Особенности безработицы в РБ…………………………………………..13
2.3 Причины безработицы в РБ………………………………………………18
3. Государственное регулирование занятости и безработицы в РБ…….21
4.Заключение………………………………………………………………….25
2. Безработица в Республике Беларусь
2.1 Официальная и фактическая безработица в РБ
Безработица как официальное
явление было признано в РБ в 1991 году,
тогда же появились и первые безработные.
Согласно закону «О занятости населения
Республики Беларусь», к безработным
относятся «трудоспособные
В нашей стране оказаться без работы - это ещё не значит стать безработным. Официально считается, что безработный - это человек, который состоит на учете в службе занятости. Но ведь не каждый безработный захочет пройти длительную процедуру регистрации. Прежде чем получить статус безработного, необходимо предоставить:
- справку о составе семьи;
2.копию свидетельства о рождении детей;
3.справку о заработной плате с прежнего места работы за 2 последних месяца;
• открыть счет в банке, если такового не имеется.
Но даже не все обратившиеся в службу занятости признаются в последствие безработными. В 1996 г. изменилось положение о признании лиц, обратившихся в службу занятости, в качестве безработных, и о постановке их на учет. В получении данного статуса отказано безработным, не отработавшим в течение месяца определенное число часов на общественных работах (Декрет №7 от 17.03.1997 г. «О дополнительных мерах по обеспечению занятости населения»). В 2004 г. порядок регистрации безработных еще более ужесточился, так как были введены дополнительные ограничения. В частности,
· невыполнение требований службы занятости;
· отказ от предложений
центром занятости подходящей работы
или прохождения
· невыполнение без уважительных
причин месячной нормы участия в
оплачиваемых общественных работах
стали поводом для
Ужесточение процедуры регистрации безработных и условий выплаты пособия привело к усугублению дихотомии рынка труда: официально контролируемым все больше становится вторичный рынок труда (то есть неквалифицированная рабочая сила), а первичный рынок труда перемещается за пределы видимости государственной службы занятости населения. Причины такого явления кроются в самой практике регулирования занятости в Беларуси. Представителям вторичного рынка труда выгодно регистрироваться в службе занятости, так как это:
1) легализация их
2) статус безработного
обеспечивает ряд социальных
льгот (в уплате за
Представителям первичного рынка труда, наоборот, нет стимула регистрироваться в службе занятости, так как:
1) организуемые общественные
работы уравнивают
2) службы занятости располагают
сведениями о
3) в период безработицы
затруднен самостоятельный
4) самым главным аргументом
является невысокий размер
Средний размер пособия по безработице в октябре составил 103,1 тысячи рублей. В сентябре размер пособия составлял 102,1 тысячи рублей. Для сравнения: бюджет прожиточного минимума в Беларуси — 574.790 рублей. Это намного ниже даже установленного ООН статуса бедности и составляет только 17,1% от бюджета прожиточного минимума в стране (а это, как известно, порог физического выживания).
Поэтому для квалифицированных специалистов и рабочих регистрироваться в службе занятости в качестве безработного нет стимулов. Служба занятости предлагает широкий спектр услуг, но очень ограниченной категории граждан из числа нуждающихся в трудоустройстве. Таким образом, безработными признаются не более 70-80% от обратившихся, а пособие получает только около половины из тех, кто признан безработным.
Международная практика показала, что наиболее эффективный способ определения безработицы - это выборочные исследования населения (домашних хозяйств). К сожалению, в нашей стране расчет населения безработных на основе социологических обследований домашних хозяйств по методике Международной организации труда как централизованное мероприятие не проводится. Другими источниками данных об уровне безработицы могут быть перепись населения, картотеки службы занятости, страховых организаций, органов социального обеспечения и т.д. но такие обследования требуют больших финансовых затрат.
Таким образом, говоря об уровне безработицы в Беларуси, следует принимать во внимание отсутствие опросов рабочей силы, которые могли бы дать более точные данные, а также ужесточение требований к тем, кто стремится получить статус безработного в государственной службе занятости.
2.2 Особенности безработицы в РБ
Структура официальной безработицы
в Беларуси характеризуется высокой
долей женщин, что свидетельствует
о существовании женской
В общем составе безработных на конец октября 2009 года около половины всех состоящих на учете безработных составляет молодежь в возрасте от 16 до 30 лет (45,1%), средний возраст безработного составляет 34,4 года. Значит правомерно говорить о такой проблеме, как молодежная безработица. Проблема молодежной безработицы частично была решена принятием Советом Министров РБ «Положения о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных Сил РБ». В итоге, среди безработных сократилось число выпускников ПТУ и техникумов, вузов, и возросло число безработных-выпускников общеобразовательных школ (в 1,5 раза). Это является подтверждением факта, что служба занятости в большей степени контролирует вторичный рынок труда. Распределение безработных по уровню образования на 1 июля 2009 года отражено в диаграмме 1.
Региональные же различия в уровне и структуре безработицы в большей степени выражены не в областном, а в районном разрезе. Среди областей в Беларуси всегда устойчиво выше среднереспубликанского значения уровень безработицы в Витебской и Могилевской областях, устойчиво ниже - в г. Минске. Более точную картину региональной дифференциации безработицы дают данные районов и городов Беларуси, в соответствии с которыми можно выделить спокойные, напряженные и критические региональные рынки труда. Согласно данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, по состоянию на 1.10.2006 г. были обследованы рынки труда районов, городов и городских поселков Беларуси по двум показателям - уровню безработицы и конъюнктуре рынка труда в динамике за 2005-2006 гг. Согласно данному мониторингу, выделено
- 44 критических региональных рынков труда;
- 81 напряженный рынок;
- 176 спокойных рынков труда.
Крупные многофункциональные
города имеют более спокойные
рынки труда. Это объясняется
диверсифицированной
Характеризуя структурную
безработицу середины 90-х в РБ,
правомерно было отметить ее регрессивный
характер. Так, в промышленно развитых
странах структурная
В настоящее время природа
структурной безработицы в
Особенностью Республики Беларусь является также наличие скрытой безработицы, причем можно говорить о двух ее видах:
1) скрытая безработица
в сфере формальных трудовых
отношений, то есть которой
охвачены занятые работники.
2) срытая безработица
в сфере неформальных трудовых
отношений-то есть, которой охвачены
лица из численности
Безработица в Беларуси не является долгосрочной (то есть длится менее одного календарного года), но это явление в Беларуси также имеет свою специфику. Длительная безработица очень показательна по своим социально-демографическим характеристикам. Например, в Витебском районе среди длительно безработных:
- около 40% в возрасте старше 50 лет;
- 90,9% - женщины;
- 72% длительно безработных имеют среднее образование;
- 28% - среднее специальное образование (преимущественно специальность зоотехника);
- 18,2% - это уволенные госслужащие (женщины предпенсионного возраста), которые имеют среднее специальное образование и не стремятся искать работу, поскольку имеют пособие в размере среднемесячной заработной платы за последние два месяца до увольнения и личное подсобное хозяйство;
Информация о работе Безработица: виды, формы проявления. Проблема занятости в Республике Беларусь