Безработица: виды, формы проявления. Проблема занятости в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

целью данного исследования является детальное изучение сущности безработицы, как сложного социально-экономического явления, а также изучение особенностей безработицы в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3
1. Понятие безработицы…………………………………………………….....4
1.1 Причины безработицы: классическая и кейнсианская концепции…4
1.2 Сущность и виды безработицы…………………………………………...7
2. Безработица в Республике Беларусь……………………………………...10
2.1 Официальная и фактическая безработица в РБ……………………….10
2.2 Особенности безработицы в РБ…………………………………………..13
2.3 Причины безработицы в РБ………………………………………………18
3. Государственное регулирование занятости и безработицы в РБ…….21
4.Заключение………………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

курсовая Безработица печать готов..docx

— 52.68 Кб (Скачать)

2. Безработица  в Республике Беларусь

2.1 Официальная  и фактическая безработица в  РБ

Безработица как официальное  явление было признано в РБ в 1991 году, тогда же появились и первые безработные. Согласно закону «О занятости населения  Республики Беларусь», к безработным  относятся «трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые  постоянно проживают на территории Республики Беларусь, не имеют работы, не занимаются предпринимательской  деятельностью, не обучаются в дневных  учебных заведениях, или не проходят военной службы, и зарегистрированы в государственной службе занятости».

В нашей стране оказаться без работы - это ещё не значит стать безработным. Официально считается, что безработный - это человек, который состоит на учете в службе занятости. Но ведь не каждый безработный захочет пройти длительную процедуру регистрации. Прежде чем получить статус безработного, необходимо предоставить:

- справку о составе семьи;

2.копию свидетельства о рождении детей;

3.справку о заработной плате с прежнего места работы за 2 последних месяца;

• открыть счет в банке, если такового не имеется.

Но даже не все обратившиеся в службу занятости признаются в  последствие безработными. В 1996 г. изменилось положение о признании лиц, обратившихся в службу занятости, в качестве безработных, и о постановке их на учет. В получении  данного статуса отказано безработным, не отработавшим в течение месяца определенное число часов на общественных работах (Декрет №7 от 17.03.1997 г. «О дополнительных мерах по обеспечению занятости населения»). В 2004 г. порядок регистрации безработных еще более ужесточился, так как были введены дополнительные ограничения. В частности,

· невыполнение требований службы занятости;

· отказ от предложений  центром занятости подходящей работы или прохождения профессионального  обучения, профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению центра занятости;

· невыполнение без уважительных причин месячной нормы участия в  оплачиваемых общественных работах  стали поводом для приостановления  выплаты пособия, и в дальнейшем - со снятия безработного с учета. Например, в 2006 г. 23,72% безработных, состоящих на учете, были сняты с учета за невыполнение обязанностей, предусмотренных Законом  Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь».

Ужесточение процедуры регистрации  безработных и условий выплаты  пособия привело к усугублению  дихотомии рынка труда: официально контролируемым все больше становится вторичный рынок труда (то есть неквалифицированная  рабочая сила), а первичный рынок  труда перемещается за пределы видимости  государственной службы занятости  населения. Причины такого явления  кроются в самой практике регулирования  занятости в Беларуси. Представителям вторичного рынка труда выгодно  регистрироваться в службе занятости, так как это:

1) легализация их бездеятельности;

2) статус безработного  обеспечивает ряд социальных  льгот (в уплате за коммунальные  услуги, например).

Представителям первичного рынка труда, наоборот, нет стимула регистрироваться в службе занятости, так как:

1) организуемые общественные  работы уравнивают квалифицированный  и неквалифицированный труд;

2) службы занятости располагают  сведениями о низкооплачиваемых  рабочих местах и вакансиях;

3) в период безработицы  затруднен самостоятельный поиск  работы ввиду необходимости соблюдать  определенные обязанности безработного;

4) самым главным аргументом  является невысокий размер пособия  по безработице, который не  дает возможности существовать  без дополнительного приработка, но в случае появления такового пособие не выплачивается.

Средний размер пособия по безработице в октябре составил 103,1 тысячи рублей. В сентябре размер пособия составлял 102,1 тысячи рублей. Для сравнения: бюджет прожиточного минимума в Беларуси — 574.790 рублей. Это намного ниже даже установленного ООН статуса бедности и составляет только 17,1% от бюджета прожиточного минимума в стране (а это, как известно, порог физического выживания).

Поэтому для квалифицированных  специалистов и рабочих регистрироваться в службе занятости в качестве безработного нет стимулов. Служба занятости предлагает широкий спектр услуг, но очень ограниченной категории граждан из числа нуждающихся в трудоустройстве. Таким образом, безработными признаются не более 70-80% от обратившихся, а пособие получает только около половины из тех, кто признан безработным.

Международная практика показала, что наиболее эффективный способ определения безработицы - это выборочные исследования населения (домашних хозяйств). К сожалению, в нашей стране расчет населения безработных на основе социологических обследований домашних хозяйств по методике Международной организации труда как централизованное мероприятие не проводится. Другими источниками данных об уровне безработицы могут быть перепись населения, картотеки службы занятости, страховых организаций, органов социального обеспечения и т.д. но такие обследования требуют больших финансовых затрат.

Таким образом, говоря об уровне безработицы в Беларуси, следует  принимать во внимание отсутствие опросов  рабочей силы, которые могли бы дать более точные данные, а также  ужесточение требований к тем, кто  стремится получить статус безработного в государственной службе занятости.

2.2 Особенности  безработицы в РБ

Структура официальной безработицы  в Беларуси характеризуется высокой  долей женщин, что свидетельствует  о существовании женской безработицы, причем женщины являются более уязвимыми  на рынке труда, чем мужчины. Очевидно, существует определенная дискриминация  в отношении женщин при найме  на работу. Кроме того, мужчины, вероятно, чаще прибегают к параллельной или  неформальной занятости, а социальная незащищенность и отсутствие правовой защиты переносятся ими легче, нежели женщинами. Так, на октябрь 2009 года женщины  составляли 56,9% безработных. Но здесь надо сказать, что доля женщин в общей численности безработных все же имеет тенденцию к снижению.

В общем составе безработных  на конец октября 2009 года около половины всех состоящих на учете безработных  составляет молодежь в возрасте от 16 до 30 лет (45,1%), средний возраст безработного составляет 34,4 года. Значит правомерно говорить о такой проблеме, как молодежная безработица. Проблема молодежной безработицы частично была решена принятием Советом Министров РБ «Положения о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных Сил РБ». В итоге, среди безработных сократилось число выпускников ПТУ и техникумов, вузов, и возросло число безработных-выпускников общеобразовательных школ (в 1,5 раза). Это является подтверждением факта, что служба занятости в большей степени контролирует вторичный рынок труда. Распределение безработных по уровню образования на 1 июля 2009 года отражено в диаграмме 1.

Региональные же различия в уровне и структуре безработицы  в большей степени выражены не в областном, а в районном разрезе. Среди областей в Беларуси всегда устойчиво выше среднереспубликанского значения уровень безработицы в Витебской и Могилевской областях, устойчиво ниже - в г. Минске. Более точную картину региональной дифференциации безработицы дают данные районов и городов Беларуси, в соответствии с которыми можно выделить спокойные, напряженные и критические региональные рынки труда. Согласно данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, по состоянию на 1.10.2006 г. были обследованы рынки труда районов, городов и городских поселков Беларуси по двум показателям - уровню безработицы и конъюнктуре рынка труда в динамике за 2005-2006 гг. Согласно данному мониторингу, выделено

- 44 критических региональных рынков труда;

- 81 напряженный рынок;

- 176 спокойных рынков труда.

Крупные многофункциональные  города имеют более спокойные  рынки труда. Это объясняется  диверсифицированной многопрофильной  структурой производственно-хозяйственного комплекса, наличием более широких  возможностей для трудоустройства. Среди рынков труда малых и  моногородов 36% попали в разряд критических или напряженных, среди преимущественно сельскохозяйственных - 45%. Следует отметить различную амплитуду колебаний конъюнктуры рынка труда и уровня безработицы. Так, если в Минской области самый напряженный показатель конъюнктуры рынка труда составил 2 безработных на 1 вакансию, то, например, в Новолукомле Витебской области - 253, в г. Василевичи Речицкого р-на Гомельской области - 94, в г. Давыд-Городок Столинского р-на Брестской области - 65. Наиболее высоких значений этот показатель достигает именно в малых городах и моногородах. Очевидно, узость производственно-хозяйственного комплекса города, неразвитость инфраструктуры регионального рынка труда, ограниченность малого и среднего бизнеса, сферы услуг приводят к росту напряженности регионального рынка труда. К тому же из года в год речь идет об одних и тех же регионах: это, как правило, небольшие города и городские поселки с монопроизводственной структурой (города Новолукомль, Светлогорск и др.) и бывшие военные городки (Поставский, Ганцевичский, Петриковский районы и др.).

Характеризуя структурную  безработицу середины 90-х в РБ, правомерно было отметить ее регрессивный характер. Так, в промышленно развитых странах структурная безработица  вызвана НТП, появлением новых производств  и необходимостью временного лага для  подготовки рабочей силы. В отечественной  экономике природа структурной  безработицы иная. Она обусловлена  разрывом прежних хозяйственных  связей, сокращением объемов производства, когда незадействованный в силу этих причин человеческий капитал вынужден менять свои характеристики (профессию, квалификацию, форму занятости) для  обеспечения условий самовоспроизводства.

В настоящее время природа  структурной безработицы в Беларуси двоякая: с одной стороны, сохраняются  устаревшие и неэффективные производства, с другой - переход экономики на инновационный путь развития, объективные процессы европейской глобализации и интеграции сопровождаются потребностью в кадрах новых профессий и специальностей, обусловливают быстрое устаревание существующих знаний и потребность в повышении квалификации, переподготовке. Все это объясняет доминирующий характер структурной безработицы в Беларуси.

Особенностью Республики Беларусь является также наличие скрытой безработицы, причем можно говорить о двух ее видах:

1) скрытая безработица  в сфере формальных трудовых  отношений, то есть которой  охвачены занятые работники. Ее  параметры можно оценить по  масштабам неполной вынужденной  занятости. Уровень скрытой безработицы  этого вида составил в 2006 г. 4,42%, причем за 2000-2006 гг. он снизился  вдвое;

2) срытая безработица  в сфере неформальных трудовых  отношений-то есть, которой охвачены  лица из численности экономически  неактивного населения. Это часть  фактически безработных, которые  нигде не работают, ищут работу  и приступают к ней без оформления  трудовых отношений. Их количество  можно оценить при анализе  параметров и структуры экономически  неактивного населения. Численность  экономически неактивного населения  в Беларуси постоянно растет, причем в ней возрастает доля  «прочего неактивного населения» - то есть трудоспособных граждан  в трудоспособном возрасте, чью  занятость невозможно установить (ориентировочно 828,2 тыс. чел. в  2006 году). Среди них определенная  часть выезжает на работу в  Российскую Федерацию без оформления  трудовых отношений - по разным  оценкам, около 300 тыс. чел. Порядка  50 тыс. чел. выезжают в страны  дальнего зарубежья, и их также  нельзя отнести к безработным.  Часть экономически неактивного  населения занимаются работой  в личном подсобном хозяйстве,  маятниковой трудовой миграцией  в приграничных районах Беларуси, определенную часть «прочего»  экономически неактивного населения  можно отнести к асоциальным  элементам (бомжи, тунеядцы). Таким образом, оставшуюся часть прочего экономически неактивного населения (около 153 тыс. чел.) можно отнести к безработным.

Безработица в Беларуси не является долгосрочной (то есть длится менее одного календарного года), но это явление в Беларуси также имеет свою специфику. Длительная безработица очень показательна по своим социально-демографическим характеристикам. Например, в Витебском районе среди длительно безработных:

- около 40% в возрасте старше 50 лет;

-  90,9% - женщины;

- 72% длительно безработных имеют среднее образование;

- 28% - среднее специальное образование (преимущественно специальность зоотехника);

- 18,2% - это уволенные госслужащие (женщины предпенсионного возраста), которые имеют среднее специальное образование и не стремятся искать работу, поскольку имеют пособие в размере среднемесячной заработной платы за последние два месяца до увольнения и личное подсобное хозяйство;

Информация о работе Безработица: виды, формы проявления. Проблема занятости в Республике Беларусь