Безработица в современной экономике: причины, виды, последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что государственная политика направлена на сокращение безработицы в стране.
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности безработицы, её причин, форм и последствий, а так же рассмотрение особенностей безработицы в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………3
1. Безработица, ее виды, причины и социально-экономические последствия..5
1.1. Теоретические основы безработицы……………………………………………………….5
1.2. Причины возникновения безработицы…………………………………………………...9
1.3. Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена....11
2. Безработица в Российской Федерации и меры борьбы с ней……………………….13
2.1. Анализ занятости и безработицы в России……………………………………………..13
2.2. Государственная политика борьбы с безработицей……………………………….16
Заключение………………………………………………………………………………………………………….20
Библиографический список………………………………………………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

Курсач по экономике (Автосохраненный).docx

— 412.74 Кб (Скачать)

Безработица, которая является результатом жесткой заработной платы называется безработицей ожиданий. Она возникает потому, что при данном уровне заработной платы предложение труда превышает спрос и не происходит ее снижение. Для приведения в соответствие спроса и предложения на рынке труда заработная плата должна обладать определенной гибкостью. Однако на практике формы и системы заработной платы применяются негибкие, традиционные повременная и сдельная. Есть несколько причин, объясняющих жесткость заработной платы: законы о минимальной заработной плате, дополнительные издержки труда, налоги на труд, влияние профсоюзов, стимулирующая заработная плата.

Все эти причины безработицы  представляют  собой скорее факторы, влияющие на размер и динамику безработицы.

 

1.3 Социально-экономические  последствия безработицы. Закон Оукена.

 

Чрезмерная безработица отрицательно сказывается на всей жизни общества. Различают экономические и внеэкономические (социальные) издержки безработицы.

Безработица означает прежде всего  экономические  потери для общества, когда часть потенциального объема производства товаров и услуг  теряется безвозвратно, производственные возможности экономики не реализуются  полностью. Безработица опасна тем, что она приносит еще и явные потери в объеме реального ВВП. На это обратил внимание известный американский экономист Артур Оукен (1928-1979). Он сформулировал закон, согласно которому страна теряет от 2 до 3% фактического ВВП по отношению к потенциальному ВВП, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с ее естественным уровнем.

Конечно, экономическое воздействие  безработицы сильнее всего поражает безработных, лишившихся на время своих  доходов. Кроме того, различные исследования показывают, что длительная безработица  снижает уровень заработной платы  даже после того, как найдена новая  работа. Это объясняется тем, что  за период длительной безработицы теряется возможность дальнейшего совершенствования  и углубления знаний на рабочем месте, результатом чего является более  низкий уровень заработной платы.

   Безработица несет с собой   также и социальные издержки. Современные индустриальные страны  опираются на наемный труд. Труд  вызывает чувство единства и  товарищества, приносит доход, который  одновременно является свидетельством  значимости того, что мы делаем. Работа дает нам статус, престиж  и профессиональную пригодность.  Кроме того, она организует день  и создает определенный ритм  жизни.

  Безработица влечет за собой  значительные социальные и психологические  проблемы для тех, кого она  поражает. Это не только снижение  доходов, но и страдания человека, вызванные потерей профессиональной  пригодности, он чувствует себя  ненужным и лишним.

Другая причина не занятости  трудовых ресурсов – несовпадение качества рабочей силы и требований к ней со стороны производства. Нередки случаи, когда лица, обладающие сравнительно высокой квалификацией, не могут полностью реализовать  свои способности (инженеры, преподаватели, представители труда гуманитарных профессий).

С развитием рыночных отношений  уровень занятости резко падает: предприятия активно избавляются от избыточной рабочей силы, сужаются традиционные виды деятельности, происходят структурные изменения в экономике, закрываются убыточные предприятия, в связи с научно-техническим прогрессом происходит высвобождение работников ручного труда и формирование новых требований к структуре и качеству рабочей силы. В результате в производстве растет незанятость трудоспособного населения, желающего иметь работу.

Негативные последствия безработицы  требуют проведения государством определенной политики занятости.

 

 

2. Безработица в Российской Федерации и меры борьбы с ней.

 

2.1.  Анализ занятости и безработицы в России.

 

Безработица, главная проблема 2010 года, продолжает расти. Об этом свидетельствуют  последние данные Росстата. Начиная  с сентября 2009 года, опросы населения  проводятся ежемесячно. Численность  экономически активного населения  в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2010 г. составила 74464 тыс. человек, или более 52% от общей численности  населения страны. В численности  экономически активного населения 68028 тыс. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6436 тыс. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). (Приложение I, рис.1)

Уровень безработицы, исчисленный  как отношение численности безработных  к численности экономически активного  населения, в конце 2009г. составил 8,2% (в конце 2007г. - 5,7%) (Приложение I, рис.2)

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,8 раза превышает численность  безработных, зарегистрированных в  государственных учреждениях службы занятости населения. В конце  2009г. численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, составила 2,1 млн.человек (Приложение II)

Кроме различий методологического  характера, которые влияют на сравнимость  размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости  и данным административного учета  службы занятости населения, имеются  причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы (Приложение III). Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, около 60% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

Оценивая сегодняшнюю экономическую  ситуацию в России, нельзя не иметь  в виду, что подавляющая масса  экономически активного населения  сформировалась как работник в доперестроечный  период. А в тех условиях в стране деятельность людей была преимущественно  связана с материально-вещественным производством. Такая занятость  считалась престижной и более  выгодной. Работники получали сравнительно высокую заработную плату, были лучше  обеспечены жильем, базами отдыха, детскими садами, пионерскими лагерями и т.д. При этом экономике не был присущ инновационный характер, что сохранилось  и сегодня.

В новых условиях отраслевая и профессиональная структуры занятости населения  оказались практически несовместимыми с рыночной экономикой. Эти структуры  нуждаются не просто в совершенствовании, а в кардинальной перестройке. В  доперестроечный период практически  отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип  всеобщности и обязательности труда. При этом экономика постоянно  испытывала дефицит рабочей силы. В результате работники имели  определенные возможности диктовать  руководству предприятий свои условия  труда и его оплаты, угрожая  увольнением, и т.д. В результате экономика имела работника, привыкшего длительное время работать на одном  предприятии и в одной должности, профессии, не очень заботясь о повышении  своего профессионального мастерства.

Рыночная экономика предполагает наличие людей с другими установками. Она требует активного, предприимчивого, инициативного работника, для которого характерен поиск нового, самостоятельность  в решении производственных и  жизненных проблем. И, следовательно, сегодня должен стоять вопрос о формировании самостоятельного агента рыночной экономики. Однако когда возникла необходимость  в таких работниках, значительное число советских людей оказались  несостоятельными.

Основная причина роста безработицы в России - это сокращение производства, прежде всего в государственном секторе экономики.

На сегодня ситуацию на рынке  труда стабилизировали, безработица  уже не является острой проблемой  нашей экономики, по сравнению с  предыдущими годами. Новая тенденция  на рынках труда говорит о том, что работодатель и кандидат более  или менее адаптированы к ситуации кризиса. Для работодателя по-прежнему актуальна и перспективна замена уже старого персонала на более  опытных, и в тоже время дешевых  работников. Почти во всех компаниях  пересматривают штатное расписание в сторону увеличения эффективности  персонала, что делается путем замены одним работником нескольких. В настоящее  время работодателям требуется  работник, работающий за трех, а зарплата составлять будет как за одного. Работодателю больше не требуется просто работник-энтузиаст, необходимы работники-профессионалы. Из-за этого везде ужесточают требования к кандидатам, к их практическим опытам работы и профессиональному  навыку, также продолжается уменьшение уровня зарплаты.

Тенденции снижения уровня зарплат, касающиеся всех специалистов без исключений, составили приблизительно 30 - 40%, способствующие развитию процессов найма персонала  высокой квалификации.

 

В настоящее время растет число  незарегистрированных безработных, которым  нет необходимости обращаться в  службу занятости, т.к. они имеют  альтернативные источники заработка. Что свидетельствует о увеличении видов деятельности, которые не учитываются  государственной статистикой, поэтому  требуется усиление контроля органами управления.

В целях повышения репрезентативности данных об экономической активности населения показатели занятости  и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем  2007-2009гг.

 

2.2 Государственная политика борьбы с безработицей.

 

Состояние российской экономики на сегодняшний день поставило вопрос безработицы и занятости населения  в число наиболее актуальных. Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.

Общими для всех типов безработицы являются такие меры как выплата пособий по безработице и создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают: усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах); создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как: создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации; помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической  безработицей являются: проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы; создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Цель государственной политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной  занятости населения. Трудоустройство  представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком  смысле оно объединяет все формы  трудовой деятельности. В узком смысле понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на неё, а также  процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для получения имеющихся мест работы (Приложение IV).

Рынок труда имеет свои учреждения купли-продажи труда - биржи труда, осуществляющие посредничество между работниками и предпринимателями при осуществлении сделки купли-продажи труда и регистрации безработных. Современные биржи труда могут быть государственными, частными и общественными.

Особую роль в решении проблем, связанных с безработицей, играют именно государственные биржи труда (центры занятости), являющиеся центральным  звеном государственной службы занятости.

Государственное регулирование рынка  труда ведется по следующим направлениям:

  • разрабатывается трудовое законодательство, в котором определена правовая сторона рынка труда (условия найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, охрана труда и пр.);
  • разрабатываются и реализуются социальные программы, помощь малоимущим, пособия по безработице, пенсионное обеспечение;
  • осуществляются посредническо-вспомогательные функции: частично поиск рабочих мест, создание общенациональной информационной сети по трудоустройству, организация курсов профессионального обучения и переквалификации.

С целью выработки согласованных  решений из представителей этих органов  создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Существуют три уровня программ обеспечения  занятости населения: федеральный или общегосударственный; субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.); местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

Информация о работе Безработица в современной экономике: причины, виды, последствия