Безработица в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:10, реферат

Описание работы

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие безработицы
1.1 Типы безработицы
1.2 Причины возникновения безработицы
2.СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1 Способы регулирования занятости
2.2 Последствия безработицы
3.ПУТИ СНИЖЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
3. 1Основные направления снижения безработицы
4.Государственная политика борьбы с безработицей
5.Динамика безработицы в Р.Ф за 2011 год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

2.1 Способы регулирования  занятости 

В современной экономической теории существуют различные подходы к регулированию занятости. Традиционно выделяются два главных направления: неоклассическое и кейнсианское.

Неоклассическое направление исходит из того, что рынок труда способен к автоматическому саморегулированию и остается устойчивым и равновесным в долгосрочном периоде в условиях полной занятости. Поэтому правительство должно проводить политику невмешательства в самонастраивающийся механизм рынка труда. Суть их рекомендаций сводилось к тому, что если основной причиной безработицы является снижение совокупных расходов в экономике, то государство путем стимулирования расширения платежеспособности спроса на рынке благ и услуг может значительно снизить безработицу. Этому должны способствовать поощрение государством инвестиционной активности бизнеса, увеличение госзаказов, снижение ставок подоходного налога, расширение нецентрализованного сектора, рост управляемости экономикой, усиление контроля за расходованием бюджетных средств. Проведение такой политики должно привести к росту производства и занятости. Однако при этом возникает проблема увеличения дефицита госбюджета и роста инфляции. Попытка решить данную проблему была предпринята английским экономистом А. Филлипсом в 50-е годы. Он установил обратную зависимость темпа роста средней денежной заработной платы и уровня безработицы, т.е. чем выше темпы роста зарплаты , тем ниже безработица , и наоборот. Поскольку рост заработной платы является одним из важнейших факторов инфляции, то кривая Филлипса была представлена как обратная зависимость между ростом цен (инфляцией) и уровнем безработицы.

Выведенная им закономерность долгое время оставалась основой для  проведения макроэкономической политики. Однако продолжавшийся рост безработицы  в 70-80-е годы при одновременном  увеличении темпов инфляции показал, что  данный метод борьбы с безработицей стал неэффективным. Альтернативной концепцией стала теория «естественного» уровня безработицы, предложенная экономистом М.Фридменом. В отличии от кейнсианцев монетаристы считают, что обратная связь между безработицей и инфляцией возможна лишь в краткосрочном периоде, когда хозяйствующим субъектам трудно предвидеть те макроэкономические изменения, которые возникают при проведении правительством мер по регулированию совокупного спроса. В долгосрочном периоде при неоднократном проведении государством подобной политики адаптивные ожидания рыночных субъектов изменяются в сторону наиболее полной и объективной оценке предстоящих изменений в экономике на основе прошлых знаний. В такой ситуации работники, предвидя рост цен вследствие увеличения совокупного спроса, могут заранее предусмотреть при заключении трудовых договоров с администрацией фирм индексацию заработной платы. Поэтому в условиях адаптивных ожиданий, как бы правительство не стремилось снизить «естественный» уровень безработицы путем активного стимулирования совокупного спроса, это может привести лишь к краткосрочной стабилизации занятости ниже ее естественного уровня. Под влиянием рыночного механизма при достижении экономикой долгосрочного равновесия произойдет рост безработицы. Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздержи-ваются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономиче-ского роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Последствия безработицы 

 
Последствия безработицы, несомненно, являются серьезной проблемой. 
Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.Действительно, в переходный период единственным средством побудить 
большие массы людей перемещаться в целях более рационального 
формирования структуры занятости является вытеснение их с 
неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение 
сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и 
возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к 
социальному взрыву. Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, 
социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с 
точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.  
I. Социальные последствия безработицы  
Отрицательные  
1. Обострение криминогенной ситуации.  
2. Усиление социальной напряженности.  
3. Рост количества физических и душевных заболеваний.  
4. Увеличение социальной дифференциации.  
5. Снижение трудовой активности.  
Положительные  
1. Повышение социальной ценности рабочего места.  
2. Увеличение личного свободного времени.  
3. Возрастание свободы выбора места работы.  
4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.  
II. Экономические последствия безработицы  
Отрицательные  
1. Обесценивание последствий обучения.  
2. Сокращение производства.  
3. Затраты на помощь безработным.  
4. Утрата квалификации.  
5. Снижение жизненного уровня.  
6. Недопроизводство национального дохода.  
7. Снижение налоговых поступлений.  
Положительные  
1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки 
экономики.  
2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к 
труду.  
3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня 
образования.  
4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Социальные эффекты и структура безработицы в 
России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ПУТИ СНИЖЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 

3.1 Основные  направления снижения безработицы

Рассмотрим основные методы борьбы с безработицей. Уровень безработицы возможно снизить за счет таких факторов: 
- улучшение информационного обеспечения рынка работы. 
- улучшение развития рынка жилья. 
- выделение государством средств для массового строительства и так далее.

Государству необходимо предоставить неплохие условия для  поддержки молодых работников. Также нужно создание дополнительных вакансий, чтобы безработные могли устроиться на работу.

Значительным шагом  по преодолению безработицы является предоставление возможности досрочно выйти на пенсию. К сожалению, эти  и многие другие методы борьбы с безработицей малоэффективны до тех пор, пока в стране не повысится экономический уровень развития в целом.

 

Уровень фрикционной  безработицы может быть снижен за счет:

. улучшения информационного  обеспечения рынка труда. Во  всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным; устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка недвижимого имущества;

б) увеличение масштабов  жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

Сокращению  структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для  роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость населения возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

 

Способами увеличения спроса являются:

. стимулирование роста  экспорта. Это может привести  к росту объемов производства  и, соответственно, - трудоустроенности  на них;

. поддержка и поощрение  инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Государственная политика  борьбы с безработицей

Поскольку безработица  представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем  макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

  • выплата пособий по безработице;
  • создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими  мерами для борьбы с фрикционной  безработицей выступают:

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной  безработицей используются такие меры как:

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

  • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Динамика безработицы  в Р.Ф за 2011 год

Безработица в  России в феврале 2011г. снизилась  до 7,4%

Безработица в  России в феврале 2011г. снизилась  до 7,4% ,безработицы в России сократился до 7,4% от экономически активного населения, сообщила сегодня Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). Всего число безработных снизилось с 5,7 млн человек в январе до 5,6 млн - в прошлом месяце. Безработные квалифицировались в ...Уровень безработицы в России в феврале снизился до 7.4% с 7.6% в январе.

Безработица в  РФ снизилась за месяц на 100 тыс человек -, 18 мар -. Общая безработица в России в феврале 2011 года снизилась по сравнению с предыдущим месяцем до 5,6 миллиона человек, сообщил в пятницу Росстат. "В феврале 2011 года, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, 5,6 миллиона человек, ...Ситуация с безработицей в России.

Общее число безработных в РФ уменьшилось в феврале на 2,3%.

МОСКВА, 18 марта. Общая  численность безработных россиян  снизилась в феврале 2011 года на 2,3% по сравнению с предыдущим месяцем до 5,576 млн. человек. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики.

Отметим, что в годовом исчислении безработица в РФ уменьшилась в феврале 2011 года на 13,4%.«В феврале 2011 года, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, 5,6 млн человек, или 7,4% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда)», — говорится в материалах Росстата.

В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных были зарегистрированы 1,7 млн человек, в том числе 1,4 млн человек получали пособие по безработице.

Как отмечает Росстат, численность  экономически активного населения  в феврале 2011 года составила, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, 75,6 млн человек, или более 53% от общей численности населения страны.

Половина занятого населения  сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. В январе текущего года в них работали 34,5 млн человек, или 49,5% общей численности занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекались на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,6 млн человек (в эквиваленте полной занятости).

Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости  работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в январе 2011 года составило 36,1 млн и было меньше, чем в январе прошлого года на 0,2 млн человек, или на 0,4%.

 

Официальный уровень  безработицы в Башкирии превысил прогноз на 0,16%

С начала года в Башкирии официальный статус безработных по данным на 1 марта текущего года получили 9,8 тыс. человек, что на 3,9 тыс. человек меньше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

 

С начала года в регионе  трудоустроились или нашли доходное занятие 6,2 тыс. граждан. Уровень зарегистрированной безработицы в Башкирии составил 2,26% экономически активного населения. Большинство зарегистрированных безработных (73%) имеют профессиональное образование, из них 21% - высшее, 27% - среднее специальное. Таким образом, у каждого пятого безработного в Башкирии - высшее образование.

Согласно прогнозу правительства  Башкирии, в 2010 году в республике должно было быть не более 2,1% безработных от всего экономически активного населения региона. Стоит отметить, что по итогам 10 месяцев 2009 года в Башкирии насчитывалось 39 тыс. зарегистрированных безработных граждан, что составляет 1,8% от экономически активной части населения

Информация о работе Безработица в России