Безработица в России: виды, структура, динамика. Национальные и региональные аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Целью дaнной работы является исследование теоретических aспектов безрaботицы, выявление сущности и особенности безрaботицы на примере современной России.
Поставленная цель предполагает решение следующих зaдaч:
Провести анализ теоретических аспектов безработицы, раскрыть сущность и особенности безрaботицы на примере России: выявить ее причины возникновения, виды и их проявления, а также возникающие социально-экономические последствия безработицы ,пути разрешения безработицы и определения роли государства.
Курсовая рaбота состоит из трех глав.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Безработица как социально-экономическая явление российского общества.
Понятие, структура, виды безработицы и их специфика………………..…4
Основные причины возникновения безработицы в неоклассическом и кейнсианском вариантах …………………………………………………..…9
Экономическая сущность безработицы: особенности и последствия…...11
Глава 2. Анализ уровня безработицы в России
2.1. Особенности формирования безработицы в России. Динамика российской безработицы ………………………………………………………………………..15
2.2 Уровень безработицы по регионам страны ……………………………..…18
2.3. Анализ безработицы в Ямало-Ненецком автономном округе ………...…20
Глава 3. Возможные пути решения проблем безработицы
3.1. Направления минимизации безработицы………………………………..…21
3.2. Государственная защита населения в условиях безработицы …………..25
Заключение…………………………………………………………………….........28
Приложения…………………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по экономичесой теории.docx

— 82.85 Кб (Скачать)

 

Глава 2. Анализ уровня безработицы  в России 
2.1.    Особенности формирования безработицы в России. Динамика российской безработицы

     Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. Предпосылкой безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике в результате кризисных явлений 2008 года

     Подсчетом безработицы в России занимаются следующие ведомства:

- Федеральная  служба государственной статистики;

- Федеральная  служба по труду и занятости; 

- Министерство  здравоохранения и социального  развития (Минздравсоцразвития) РФ.

     Однако, методика расчетов такова, что не учитывается скрытая безработица (те безработные, которые не получают пособия по безработице, т.е. не состоят на бирже труда). Поэтому полученный уровень безработицы в стране ниже уровня, полученного в результате социального обследования, опросов населения и предприятий

     Анализируя динамику безработицы в России можно убедиться, что в доперестроечный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда.

Так с 1992 г. по 1998 г. наблюдается резкий рост уровня безработных  в стране (в среднем на 1,6 % в  год), и достигает максимального  показателя в момент кризиса 1998 года - 14 % в результате спада производства и структурных преобразований в  экономике. Данной тенденции способствовали следующие факторы: во-первых, приватизация отечественных предприятий привела  к сокращению работников, происходила  волна массовых увольнений; во-вторых, несостоятельность и неконкурентоспособность  предприятий привела к их банкротству; в- третьих, структурная перестройка экономики способствовала увеличению структурной безработицы 3

     На современное состояние безработицы в стране во многом повлиял  кризис, начиная с октября 2009 года по нынешнее время, уровень безработицы в России вырос с 5,6% до 8,2%. За этот период общая численность уволенных достигла 950 тыс., человек. Цифра конечно существенная, но в целом этот показатель не на много выше чем в странах Евросоюза и ниже чем у всех стран СНГ. Но статистика отражает лишь верхушку проблемы и если рассматривать безработицу в России в разрезе экономического кризиса, то стоит выделить ряд негативных аспектов.

     Во-первых, кризис не только увеличил уровень безработицы, но и понизил качество занятости. Предприятия с целью экономии средств снижают уровень заработной платы, при этом люди ощущая боязнь вообще потерять работу, идут на уступки. Так по данным Международной организации труда в докризисное время из 2,8 млрд., занятых людей в мире около 1,5 млрд., были люди, живущие на уровне бедности проживая на 2$ в день. За период кризиса цифра бедно живущего населения возросла на 300 млн., человек. И если тенденция снижения качества занятости продолжиться – выбраться из кризиса государству будет только сложнее. Т.к., многие работоспособные граждане выберут для себя не работу на предприятии с невысокой заработной платой, а пребывание дома на пособие по безработице или на альтернативных заработках. Тем самым будет затягиваться процесс восстановления экономики, которому потребуются квалифицированные кадры.

     Во-вторых, безработица 2010 в России носит не столько цикличный сколько системный характер. Ведь цифра в 2,2 млн. не занятого населения (данные Росстата) не отражают всю глубину проблемы в России. По данным экспертов, в России насчитывается 26 млн., человек, которые нигде не работают и при этом не считаются безработными. Они просто находятся за пределами рынка труда. Эти люди, живущие в основном в малых городах и сёлах, существуют за счёт приусадебных участков и огородов, пенсий своих родителей, детских пособий и случайных заработков. И данная проблема влечёт за собой в большей степени социальные последствия, нежели экономические.

     В-третьих, безработица 2010 в России точно не пойдёт на спад в первой половине 2010 года. По официальным данным нашу страну ожидает еще, по крайней мере, полмиллиона увольнений. И рассчитывать, что дефицит рабочих мест не приходится. Даже по самым благоприятным сценариям роста глобального ВВП и прироста рабочих мест глобальный рынок труда восстановится не раньше чем через 3 года.

     Но безработица 2010 – это не вторая волна экономического кризиса, как может сложиться мнение.. Этапом, когда при снижении издержек предприятиями (ради выхода на рациональный уровень своего производства) и повышении производительности труда будет высвобождаться рабочая сила. 
Поэтому повышение уровня безработица в 2010 году - это грядущая проблема, которая всецело ляжет на плечи нашего общества. Нас могут ожидать такие негативные её последствия, как обострение криминогенной обстановки, усиление социальной напряжённости, рост количества физических и душевных заболеваний, расслоение общества, снижение трудовой активности. При этом снизится уровень жизни, а работники могут потерять свою квалификацию. 
Более всего безработица 2010 ударит по российской молодёжи, уже сейчас около трети молодых людей не могут найти работу. Данная проблема в России стоит очень остро и требует системных изменений, т.к., у нас практически не налажен механизм адаптации молодёжи на рынке труда. У молодых людей слишком завышены ожидания. А работодатели совершенно не спешат брать на работу человека без опыта. Данная проблема, на фоне мирового кризиса с серьёзным дефицитом рабочих мест, и таких проблем нашей молодёжи, как алкоголизм и наркомания, в России мы можем иметь «эффект потерянного поколения». Но это уже отдельная тема для обсуждения, вернемся к статистическим данным и проведем анализ безработицы по регионам страны.
 
 

 

2.2   Уровень безработицы  по регионам страны

     По данным органов статистики, самый низкий уровень безработицы среди регионов Сибири зафиксирован в Омской и Новосибирской областях, где зарегистрировано 2,3% безработных граждан по отношению к экономически активному населению. 
     Самая сложная ситуация в Сибирском федеральном округе - в Республике Тыва, где уровень безработицы составляет 8,5%. В Республике Алтай зафиксировано 4,6% безработных, Алтайском и Забайкальском краях - по 4,1%, Кемеровской области - 3,5%, Республики Хакасия - 3,4%, Красноярском крае - 3,1%. Наиболее существенно сократилось количество вакансий в Алтайском крае (на 62%), в Кемеровской области (почти на 50%), в Забайкальском крае и Иркутской области. Об этом 14 апреля сообщили в пресс-службе администрации Омской области4
     В Омской области с помощью принятых антикризисных мер ситуация в сфере занятости остается стабильной. Правительство региона подписало с Федеральной службой по труду и занятости соглашение о реализации программы дополнительных мер по снижению напряженности на региональном рынке труда в 2009 году. В рамках программы предусмотрено опережающее профессиональное обучение 1000 работников в случае угрозы увольнения, организация общественных работ на социально значимых объектах области для 11500 человек. Кроме того, более 1000 выпускников профессиональных учебных заведений смогут пройти стажировку на ведущих омских предприятиях. 
На реализацию мероприятий программы будет направлено 243,4 млн рублей. Одно их главных направлений региональной антикризисной программы - сохранение рабочих мест. Только в банке данных о свободных рабочих местах в организациях региона содержится порядка 6 тысяч вакансий. Вакансии с заработной платой от 8 до 20 тысяч рублей и выше составляют около половины. 
Предприятия Омской области, которые ранее заявляли о переходе к сокращенной рабочей неделе, вернулись к прежнему пятидневному рабочему графику, произошло снижение на 20% количества предприятий, работающих в режиме неполной занятости. Руководству компаний удалось адаптировать объем производства к ситуации на рынке, не сокращая численность персонала. При отраслевых министерствах действуют рабочие группы по поддержке системообразующих предприятий. Их основная задача - не допустить снижения результатов экономических показателей организаций. 
     Под постоянным контролем правительства Омской области - ситуация с выплатой заработной платы на предприятиях региона. На заседания областной межведомственной комиссии, координирующей деятельность органов исполнительной власти в сфере защиты трудовых прав работников, приглашаются руководители тех предприятий, где выявлены нарушения в соблюдении социальных гарантий. Как результат - в регионе наименьшая задолженность по заработной плате в Сибирском федеральном округе.
 

 

2.3.Анализ  безработицы в  Ямало-Ненецком автономном  округе

С 23 по 29 марта 2010 года численность зарегистрированных в органах службы занятости населения безработных граждан снизилась на одного человека и по состоянию на 30 марта составила 5 235 человек, что на 1 151 человека или 18% ниже аналогичных данных прошлого года. 
Уровень регистрируемой безработицы, отмечают в департаменте занятости населения ЯНАО, в течение отчетного периода не изменился и составил 1,61%. Работодателями в органы службы занятости населения представлены сведения о 13 202 вакансиях. 
С начала года трудоустроен 1 141 безработный. На профобучение направлено 226 человек. 
По Программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда на 30 марта по организации стажировки заключен 21 договор на временное трудоустройство 55-ти выпускников. Отметим, что 20 человек направлены на стажировку по специальностям: бухгалтер, делопроизводитель, инспектор отдела кадров, инженер, медсестра по физиотерапии, менеджер в торговле, плотник, слесарь по ремонту автомобилей, электрик, электромонтер и экономист. 
В рамках реализации мероприятий по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости заключены договоры с 28 безработными на организацию собственного дела и с двумя предпринимателем (организовавшим собственное дело в рамках программы) на создание двух дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных. Субсидии выплачены 11-ти гражданам на организацию собственного дела.5
 

 

Глава 3.  Возможные пути решения проблем безработицы

3.1.    Направления минимизации  безработицы

     Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Самозанятость населения -это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны. 
      К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. В Российской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов.  
     Развитие самозанятости предполагает наличие определенной организационной структуры, которая может оказать этим людям определенную помощь в организации и развитии своего "дела". И именно такую помощь оказывает служба занятости. Она может предоставить безработным денежную помощь для организации производства, организовать обучение граждан и т.д. Наиболее распространенной формой самозанятости сегодня можно считать торговлю. В то же время, если рассматривать структуру занятости населения, то торговлей у нас занимается относительно меньшая доля занятого населения, чем в других странах с развитой рыночной экономикой. Следовательно, подобное перераспределение объективно. Ценность его заключается и в том, что определенная часть тех, кто сегодня занят торговлей или другими видами работ, вчера могли быть безработными, а сегодня они сами нашли свое место в системе необходимых обществу видов     Развитие малого предпринимательства встречает определенные трудности.. В числе главных надо отметить неумение граждан России заниматься предпринимательством, о чем мы уже говорили. Не менее важную роль играет бюрократизация страны. Для малого бизнеса это проявляется в больших трудностях, в том числе и материальных, при открытии нового малого предприятия. Они выражаются прежде всего в большом числе посредников, услуги которых обязательны при регистрации и лицензировании. Такие консультанты в основном тесно связаны с местными администрациями. Именно этим в значительной мере определяется незащищенность предпринимателей и работников этих предприятий. Для существующих малых предприятий бичом являются всевозможные проверки различных организаций. Наиболее часто внеплановые проверки проводят органы внутренних дел.  
     Подобные факты являются прежде всего следствием недостаточной федеральной поддержки малого предпринимательства. Она принципиально важна. До тех пор, пока государство, его верховная власть не станут относиться к малому предпринимательству так, как, например, к энергетике, транспорту, сельскому хозяйству, малый бизнес будет топтаться на месте. Тем более что во всех странах с рыночной экономикой государство существенно поддерживает предприятия малого бизнеса. Успех здесь может быть достигнут только в результате формирования благоприятного социально-экономического климата для малых предприятий. Его основными компонентами должно стать формирование законодательного пакета, четко сформулированных прав и обязанностей малых предприятий, условий их образования и функционирования, формы их поддержки государством. Сегодня службы занятости занимаются этими проблемами. Однако масштабы этой деятельности не отвечают важности задачи. 
Важное значение для решения проблемы безработицы могло бы иметь развитие жилищного строительства. Оно может привлечь многих граждан страны. Однако объемы такой деятельности сокращаются. Если в 1990 г. было построено 61,7 млн. кв. м общей площади, то в 2001 г. - 31,7 млн. Сегодня спрос на жилье есть, но далеко не все могут позволить себе купить его. Возможности решения такой задачи неразрывно связаны с ипотекой, т.е. получением ссуды на строительство нового жилья под залог имеющегося у граждан. Видимо, надо ускорить решение вопроса о доступности таких ссуд для более широкого круга людей. 
Большое значение для решения проблем безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что за этот счет можно существенно сократить уровень негативных последствий, связанных с безработицей. В годы великой депрессии в США именно общественные работы позволили заложить основу развития автомобильных дорог. Общественные работы в основном можно разделить на два типа: участие безработных в проведении работ по созданию базовых инфраструктур, усилению трудовых коллективов жилищно-коммунального хозяйства, строительных организации и др.; оказание социальных услуг престарелым и инвалидам. Вполне возможны и другие формы участия безработных и общественно полезной трудовой деятельности. 
     Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. Эта деятельность сегодня должна, прежде всего, рассматриваться как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Одновременно с этим количественные и качественные характеристики процесса подготовки и переподготовки кадров должны удовлетворить потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности при условии согласованности спроса и предложения рабочей силы.. Далеко не единичны случаи, когда обучение безработных проводится по профессиям и специальностям, на которые в данном районе нет спроса. Безработным, желающим заняться предпринимательством, не дают необходимых знаний и умений и т.д. 
     В целях реализации прав граждан на полную продуктивную и свободно избранную занятость государственные органы разрабатывают соответствующие целевые программы, которые предлагают основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации на определенный отрезок времени. Такие программы, их значимость, бесспорно, велики. Основную работу по их реализации осуществляет Государственная служба занятости. В то же время анализ деятельности всей системы показывает, что она в основном работает на устранение безработицы, на ликвидацию последствий неравномерного распределения производственных возможностей и прав человека на труд, и такое положение необходимо изменить. Службы занятости должны работать на упреждение безработицы. 
Их главная задача - выявление возможных очагов массового увольнения работников, скажем, в связи с модернизацией крупных предприятий; внедрение новых технологий на действующих предприятиях, т.е. мероприятий, связанных с изменением профессиональной структуры занятого населения.. 
 Не менее важной задачей служб занятости является информационная помощь безработным. Конвенция МОТ № 88 от 1998 г. предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей. 
     Другим не менее существенным недостатком информации является то, что в службах занятости нет сведений о вакансиях в других регионах страны. Такая ситуация представляется достаточно странной прежде всего потому, что предшественники службы занятости - организованный набор рабочей силы на новостройки, центры трудоустройства — такой информацией располагали, хотя, конечно, не имели тех средств связи, которые существуют сегодня. 
Оценивая возможности службы занятости, надо признать, что она располагает большими резервами. Их мобилизации могло бы способствовать повышение заработной платы работникам служб занятости. Это позволило бы привлечь более квалифицированных работников, лучше организовать деятельность этих организаций. Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование

 

3.2.    Государственная  защита населения  в условиях безработицы

2010 год был  объявлен президентом как год  по борьбе с безработицей. Принятая  в 2009 году антикризисная программа  президента, направленная на устранение  последствий кризиса, напряженности  на рынке труда и снижения  уровня безработицы в стране  действует и в 2010 г. Всего  на поддержку региональных рынков  труда в 2010 году из бюджета  РФ было выделено 36,4 миллиарда  рублей. Большую часть средств,  отпущенных на политику занятости,  расходует на меры пассивного  характера - выплату пособий по  безработице. 

Программа включает следующие пункты:

1. Общественные  работы. В регионах были организованы  общественные работы для тех,  кто лишился постоянного заработка.  Самые популярные виды социального  труда- уборка улиц, благоустройство  территорий, обслуживание общественного  транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и  серьезные мероприятия, такие  как строительство и ремонт  дорог, по- разным причинам отходят  на второй план.

Вместо долгосрочных работ власти пытаются занять безработных  хоть чем-нибудь. Как показал минувший год, на общественные работы не рвутся, предпочитая получать пособие по безработице. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с  безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников  и уборщиков.

2. Создание новых  рабочих мест. Для этого 6,2 млрд. рублей в этом году будет  выделено на стимулирование среднего  и малого бизнеса. Это единственная  системная мера правительства,  не только направленная на  снижение социального недовольства, но и оздоровляющая экономику.  В результате программы 95 тыс.  человек (из 6,5 млн. человек безработных)  нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.

3. Кредит на  собственный бизнес. На открытие  собственного дела безработные  смогут получить более 100 тысяч  рублей (в 2009 г. выдавали 58 800 рублей.). Ключевое условие для этого  - создание рабочих мест не  только для себя, но и для других официальных безработных. Программа самозанятости населения стала одной из наиболее востребованных среди безработных 6.  

Между тем недоступность  кредитов для малого и среднего предпринимательства  остается одной из основных проблем  в России. Согласно опросу «Исследования  сегмента обеспеченных россиян, владельцев малого и среднего бизнеса», проведенному совместно Российским микрофинансовым  центром и Ситибанком, только 25 % бизнесменов в этом году получали кредиты и использовали их в целях бизнеса .

Информация о работе Безработица в России: виды, структура, динамика. Национальные и региональные аспекты