Безработица: причины и основные виды. Экономические издержки безработицы. Государственное регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Задачи написания курсовой работы:

-раскрыть основные причины и виды безработицы,

-пояснить понятия: фрикционная, структурная и циклическая безработица, безработица добровольная, вынужденная, скрытая и застойная,

-написать о методах регулирования безработицы,

-рассмотреть социальные и экономические издержки безработицы.

Содержание

Введение.

Глава 1. Теоретические основы исследования безработицы.

1.1 Основные понятия и характеристики безработицы.

1.2 Виды безработицы.

Глава 2. Причины безработицы.

2.1 Причины безработицы с точки зрения различных экономических школ.

2.2 Современное представление причин безработицы.

Глава 3. Биржа труда, методы регулирования безработицы.

3.1 Социальные и экономические издержки безработицы.

3.2 Меры регулирования занятости.

3.3 Государственная служба занятости населения и ее функции.

Глава 4. Методы снижения уровня безработицы в России.

Глава 5. Безработица в Ханты - Мансийском автономном округе.

5.1 Численность и социально-демографический состав граждан, обратившихся в органы службы занятости.

5.2 Состав безработных.

5.3 Период регистрируемой безработицы.

6. Безработица в условиях финансового кризиса.

7. Заключение.

8. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

КОНТР.РАБ. ПО ЭКОНОМИКЕ.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

     Сейчас  высвобождение происходит, главным образом, из-за падения объема производства, по экономическим причинам, в связи с не своевременной выдачей зарплаты, в том числе не связанной с деятельностью самого предприятия (в связи с необеспеченностью предприятий сырьем, комплектующими изделиями).

     В дальнейшем формирование рынка труда  будет происходить за счет:

-работников, высвобождаемых из различных отраслей народного хозяйства;

-молодежи, которая впервые вступает в  трудовую деятельность;

-женщины,  имеющих малолетних детей;

-лиц,  высвобождаемых из мест лишения свободы;

-текучесть  кадров;

-временно  незанятого населения;

-пенсионеров  по возрасту, инвалидов;

-военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил.

     Ограниченность  возможностей органов труда и  занятости проявилась в оценке перспектив включения в круг их работы проведения мероприятий по выявлению и регистрации скрытой безработицы. Опрошенные сделали особый упор на то, что это будет крайне затруднительно в финансовом и организационном планах, вступит в противоречие с действующими нормами Закона о занятости населения и связанно с психологическим настроем части граждан этой категории.

     В заключении хотелось бы отметить, что  в рамках Государственной программы  занятости населения необходимо отработать механизм поиска “золотой середины” между предотвращением массовой безработицы, постепенным высвобождением работников с неэффективно действующих предприятий и переводом скрытой безработицы в открытую (то есть официальную). 

3.3 Государственная служба занятости населения и ее функции.

Биржа труда учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработных.

Первые  биржи труда были открыты в  первой половине XIX в. В России биржи  труда возникли в начале XX в. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 г. получили широкое распространение платные частные посреднические конторы.

     Оказаться без работы еще не означает стать безработным, нужно зарегистрироваться на бирже труда и получить статус безработного. Безработным может стать человек, достигший трудоспособного возраста; не имеющий работы и заработка; готовый приступить к работе, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы.

В настоящее  время функции биржи труда  выполняют в основном государственные  биржи труда, так называемые государственные  службы занятости населения, подчиненные  министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия. 

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

В связи  с этим, нового определения потребовало  понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость  граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить  основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

Законодательство  предусматривает обязанность вынуждено  незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение  вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую  силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

-Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

-Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

     Для эффективного осуществления этих задач  необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника.

Консультация  обращающихся в службу занятости  трудящихся и работодателей о  возможностях получения работы и  обеспечения рабочей силой, о  требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

Оказание  помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая  их профессиональной подготовке, учитывающая  возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

     В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориального деления, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

Оказание  услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.

Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.

В законе определен статус безработного, которым  является, вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

Оплата  стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство  которых требует получение новой  профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

Выдача  в установленном законе порядке  гражданам пособия по безработице  и приостановление выплаты этих пособий;

Подготовка  предложений и заключений об использовании  труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

Разработка  республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения. Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения. 

Глава 4. Методы снижения уровня безработицы в России.

     В целях снижения безработицы государство  располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные

Активные  методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы  образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Рассматривая  вопрос государственного регулирования  безработицы, следует определить, какие  виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим  следующие три вида государственной  политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.

Макроэкономическая  политика:

       Создание условий для роста  спроса на товары. Так как спрос  на рынке труда производный  и зависит от ситуации на  рынках товаров и услуг, то  занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Социальная  политика:

- Выплата  пособия по безработице.

-Бюджетное  субсидирование дополнительной (по  отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,

- Предоставление  возможности досрочного выхода  на пенсию работникам, еще не  достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).

Политика  в сфере занятости  населения:

- Применение  в государственном и негосударственном  секторах экономики гибких форм занятости и др.

- Реализация  программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных  организаций, привлекающих на  работу молодых специалистов).

Информация о работе Безработица: причины и основные виды. Экономические издержки безработицы. Государственное регулирование рынка труда