Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 23:21, курсовая работа
Задачи написания курсовой работы:
-раскрыть основные причины и виды безработицы,
-пояснить понятия: фрикционная, структурная и циклическая безработица, безработица добровольная, вынужденная, скрытая и застойная,
-написать о методах регулирования безработицы,
-рассмотреть социальные и экономические издержки безработицы.
Введение.
Глава 1. Теоретические основы исследования безработицы.
1.1 Основные понятия и характеристики безработицы.
1.2 Виды безработицы.
Глава 2. Причины безработицы.
2.1 Причины безработицы с точки зрения различных экономических школ.
2.2 Современное представление причин безработицы.
Глава 3. Биржа труда, методы регулирования безработицы.
3.1 Социальные и экономические издержки безработицы.
3.2 Меры регулирования занятости.
3.3 Государственная служба занятости населения и ее функции.
Глава 4. Методы снижения уровня безработицы в России.
Глава 5. Безработица в Ханты - Мансийском автономном округе.
5.1 Численность и социально-демографический состав граждан, обратившихся в органы службы занятости.
5.2 Состав безработных.
5.3 Период регистрируемой безработицы.
6. Безработица в условиях финансового кризиса.
7. Заключение.
8. Список используемой литературы.
Сейчас высвобождение происходит, главным образом, из-за падения объема производства, по экономическим причинам, в связи с не своевременной выдачей зарплаты, в том числе не связанной с деятельностью самого предприятия (в связи с необеспеченностью предприятий сырьем, комплектующими изделиями).
В дальнейшем формирование рынка труда будет происходить за счет:
-работников, высвобождаемых из различных отраслей народного хозяйства;
-молодежи, которая впервые вступает в трудовую деятельность;
-женщины, имеющих малолетних детей;
-лиц, высвобождаемых из мест лишения свободы;
-текучесть кадров;
-временно незанятого населения;
-пенсионеров по возрасту, инвалидов;
-военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил.
Ограниченность возможностей органов труда и занятости проявилась в оценке перспектив включения в круг их работы проведения мероприятий по выявлению и регистрации скрытой безработицы. Опрошенные сделали особый упор на то, что это будет крайне затруднительно в финансовом и организационном планах, вступит в противоречие с действующими нормами Закона о занятости населения и связанно с психологическим настроем части граждан этой категории.
В
заключении хотелось бы отметить, что
в рамках Государственной программы
занятости населения необходимо
отработать механизм поиска “золотой
середины” между предотвращением массовой
безработицы, постепенным высвобождением
работников с неэффективно действующих
предприятий и переводом скрытой безработицы
в открытую (то есть официальную).
3.3 Государственная служба занятости населения и ее функции.
Биржа труда учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработных.
Первые биржи труда были открыты в первой половине XIX в. В России биржи труда возникли в начале XX в. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 г. получили широкое распространение платные частные посреднические конторы.
Оказаться без работы еще не означает стать безработным, нужно зарегистрироваться на бирже труда и получить статус безработного. Безработным может стать человек, достигший трудоспособного возраста; не имеющий работы и заработка; готовый приступить к работе, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы.
В настоящее
время функции биржи труда
выполняют в основном государственные
биржи труда, так называемые государственные
службы занятости населения, подчиненные
министерствам труда. В задачу государственных
служб занятости входит, во-первых, оказание
посреднических услуг при трудоустройстве
безработных и лиц, желающих переменить
работу, во-вторых, изучение спроса и предложения
рабочей силы, в-третьих, предоставление
информации о требующихся профессиях,
в-четвертых, профориентация молодежи.
Государственные биржи труда ведут учет
безработных и производят выплату пособий
по безработице. В случае отказа от работы,
предложенной биржей труда, безработный
лишается такого пособия.
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.
В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.
Законодательство
предусматривает обязанность
Государственная
служба занятости является структурой
специальных государственных
Функции службы занятости многообразны:
-Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
-Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника.
Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
В
настоящее время уровень
Оказание
услуг в профессиональной ориентации
и трудоустройстве
Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.
В законе определен статус безработного, которым является, вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.
Оплата
стоимости профессиональной подготовки,
переподготовки граждан, трудоустройство
которых требует получение
Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
Разработка
республиканских и региональных
программ занятости, включая финансовое
обеспечение и мероприятия по социальной
защищенности различных групп населения.
Таким образом, функции Государственной
службы занятости значительно расширились
по сравнению с функциями ранее действовавшей
системы трудоустройства населения.
Глава 4. Методы снижения уровня безработицы в России.
В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные
Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.
Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.
Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.
Макроэкономическая политика:
Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Социальная политика:
- Выплата пособия по безработице.
-Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,
- Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).
Политика в сфере занятости населения:
- Применение
в государственном и
- Реализация
программ поддержки молодых