Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 14:23, реферат
Цель научно - исследовательской работы – на основе изучения и анализа выходящей в последнее время литературы доказать, что всего лишь за несколько лет в России сформировался рынок труда.
Тема рынка труда и занятости является на современном этапе актуальной, потому что от этого сектора экономики зависит уровень жизни населения страны ее будущее и место в мировой экономике.
Основные понятия и характеристики безработицы.
Причины безработицы в переходной экономике.
Формы безработицы и их специфика.
Социальные последствия безработицы и политика занятости. Заключение. Список литературы.
6. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; в связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.
7. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;
В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке.
Во-вторых, необходима его
готовность трудиться, то есть желание
и обязанность пронять
8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
9. Выдача в установленном
законе порядке гражданам
10. Подготовка
предложений и заключений об
использовании труда
11. Разработка
республиканских и
Таким образом,
функции Государственной
3.3. Организационное построение службы занятости населения.
Служба занятости населения на уровне народного хозяйства в целом включает в себя административные, научные и финансовые учреждения.
В России проблемами занятости занимается образованный в составе Министерства труда и занятости РФ Отдел трудовых ресурсов и занятости. Он осуществляет реализацию государственной политики в области занятости, социальной защите граждан от безработицы и развития народонаселения. В состав этого отдела входят подотделы:
- трудовых ресурсов и народонаселения
- рынка труда и занятости
- переобучения высвобождаемых работников
- перераспределения
трудовых ресурсов и
- обеспечение занятости молодежи
В структуру отдела входит Всероссийский центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения, который осуществляет руководство краевыми, областными и городскими центрами по трудоустройству. Районный, городской центр занятости является первичным звеном государственной службы занятости. Его деятельность финансируется за счет средств государственного фонда содействия занятости, предусмотренных на эти цели.
В обязанности городского центра занятости входит:
- анализ состояния
и прогноз развития рынка труда
соответствующими
органами государственного
программ занятости и реализация данных программ
- регистрация по
сведениям предприятий
мест, вакантных должностей и учебных мест
- создание автоматизированных банков о спросе и предложении рабочей
силы, возможностях профессионального обучения и переподготовки
- обеспечение населения
полной оперативной
возможностях трудоустройства и переобучения
- учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства и оказание
им помощи в подборе подходящей работы
В каждом городском или районном центре занятости должны создаваться следующие отделы:
- анализ рынка труда
- трудоустройства
- профконсультации
- социальной помощи
- организационно - административный
Такие отделы обусловлены функциями, выполняемыми центром. Служба занятости население должна координировать собственную деятельность на различных уровнях, согласовывать ее с профсоюзами, органами государственного и хозяйственного управления. С этой целью должны создаваться координационные комитеты содействия занятости, которые вырабатывают согласованные решения по осуществлению политики занятости. В эти комитеты входят представители профсоюзов, ассоциаций работодателей, службы занятости и государственного управления. Главным результатом деятельности этих комитетов должно стать нахождение оптимальных путей решения конкретных проблем занятости соответствующей территории с учетом интересов работодателей и трудящихся различных категорий.
При органах
государственной службы
В составе ГСЗ
создается инспекция,
3.4. Права государственной службы занятости.
Работа СЗ может быть наиболее эффективна только про тесном сотрудничестве с другими экономическими структурами. Для успешного ее выполнения она наделяется определенными правами:
1. запрашивать
от предприятий, учреждений и
организаций информацию о
2. направлять
на предприятия обращающихся
в СЗ граждан для
3. направлять
незанятых граждан по их
4. распоряжаться
в установленном порядке
5. оплачивать за
счет средств Государственного
фонда содействия занятости
6. выдавать в
установленном порядке
7. разрабатывать
и вносить на рассмотрение
местных Советов народных
8. заключать по
доверенности предприятий от
их имени договоры с
3.5. Проблемы
занятости населения на
На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задач преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами и одновременно существовала безработица.
Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы.
Свертывание деятельности
центральных ведомств и
Эмиграция населения
в страны дальнего зарубежья
в основном охватывает
Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.
Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности, а в целом всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблемам занятости. Главное их направление - превращение работника из бессубъектного ресурса командно- административной хозяйственной системы в субъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов своего существования. Наконец общество признало право работника на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при советской власти, но и на деле. В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными способами. Полная
Информация о работе Безработица: причины, формы, последствия