Безработица: причины, формы, последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 14:23, реферат

Описание работы

Цель научно - исследовательской работы – на основе изучения и анализа выходящей в последнее время литературы доказать, что всего лишь за несколько лет в России сформировался рынок труда.
Тема рынка труда и занятости является на современном этапе актуальной, потому что от этого сектора экономики зависит уровень жизни населения страны ее будущее и место в мировой экономике.

Содержание

Основные понятия и характеристики безработицы.
Причины безработицы в переходной экономике.
Формы безработицы и их специфика.
Социальные последствия безработицы и политика занятости. Заключение. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Причины безработицы в переходной экономике.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

   6. Оказание услуг  в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; в связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

   7. Регистрация  безработных и оказание им  в пределах своей компетенции помощи;

В законе определен статус безработного, которым является вынуждено  незанятый человек, по отношению  к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке.

Во-вторых, необходима его  готовность трудиться, то есть желание  и обязанность пронять предложение  о подходящей работе.

   8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

   9. Выдача в установленном  законе порядке гражданам пособия  по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

   10. Подготовка  предложений и заключений об  использовании труда иностранных  рабочих, привлекаемых в РФ  на основе межправительственных  соглашений и лицензий;

   11. Разработка  республиканских и региональных  программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения;

   Таким образом,  функции Государственной службы  занятости значительно расширились  по сравнению с функциями ранее  действовавшей системы трудоустройства населения.

 

 

3.3. Организационное  построение службы занятости  населения.

 

   Служба занятости  населения на уровне народного  хозяйства в целом включает  в себя административные, научные  и финансовые учреждения.

   В России проблемами  занятости занимается образованный в составе Министерства труда и занятости РФ Отдел трудовых ресурсов и занятости. Он осуществляет реализацию государственной политики в области занятости, социальной защите граждан от безработицы и развития народонаселения. В состав этого отдела входят подотделы:

  - трудовых ресурсов  и народонаселения

  - рынка труда и  занятости

  - переобучения высвобождаемых  работников

  - перераспределения  трудовых ресурсов и иностранной  рабочей силы

  - обеспечение занятости  молодежи

   В структуру отдела входит Всероссийский центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения, который осуществляет руководство краевыми, областными и городскими центрами по трудоустройству. Районный, городской центр занятости является первичным звеном государственной службы занятости. Его деятельность финансируется за счет средств государственного фонда содействия занятости, предусмотренных на эти цели.

   В обязанности  городского центра занятости  входит:

  - анализ состояния  и прогноз развития рынка труда, подготовка

    соответствующими  органами государственного управления  региональных

    программ занятости  и реализация данных программ

  - регистрация по  сведениям предприятий свободных  рабочих

    мест, вакантных  должностей и учебных мест

  - создание автоматизированных банков о спросе и предложении рабочей

    силы, возможностях  профессионального обучения и  переподготовки 

  - обеспечение населения  полной оперативной информацией  о

    возможностях  трудоустройства и переобучения

  - учет граждан,  обращающихся по вопросам трудоустройства и оказание

    им помощи  в подборе подходящей работы

   В каждом городском  или районном центре занятости  должны создаваться следующие  отделы:

  - анализ рынка  труда

  - трудоустройства

  - профконсультации

  - социальной помощи

  - организационно - административный

Такие отделы обусловлены  функциями, выполняемыми центром. Служба занятости население должна координировать собственную деятельность на различных  уровнях, согласовывать ее с профсоюзами, органами государственного и хозяйственного управления. С этой целью должны создаваться координационные комитеты содействия занятости, которые вырабатывают согласованные решения по осуществлению политики занятости. В эти комитеты входят представители профсоюзов, ассоциаций работодателей, службы занятости и государственного управления. Главным результатом деятельности этих комитетов должно стать нахождение оптимальных путей решения конкретных проблем занятости соответствующей территории с учетом интересов работодателей и трудящихся различных категорий.

   При органах  государственной службы занятости  любого уровня могут создаваться  различные хозрасчетные организации,  которые по ее заказам осуществляют  функциональное и научно-методическое  обеспечение службы. Это могут  быть такие учебные и информационные центры, консультационные и социально - реабилитационные пункты. СЗ в зависимости от ее уровня определяет состав и структуру этих организаций, исходя при этом из направлений конкретной работы, специфики региона в области использования трудовых ресурсов.

   В составе ГСЗ  создается инспекция, осуществляющая  контроль за выполнением государственными  и общественными органами, предприятиями  и организациями независимо от  форм собственности и хозяйствования, фермерами и другими работодателями  законодательства о правах граждан на труд и занятость. Подразделения инспекции входят в состав СЗ всех уровней - от Министерства труда и занятости РФ до районного центра занятости.

 

3.4. Права государственной  службы занятости.

 

   Работа СЗ может  быть наиболее эффективна только про тесном сотрудничестве с другими экономическими структурами. Для успешного ее выполнения она наделяется определенными правами:

   1. запрашивать  от предприятий, учреждений и  организаций информацию о предполагаемых  структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест или вакантных должностей;

    2. направлять  на предприятия обращающихся  в СЗ граждан для трудоустройства  в соответствии с уровнем их квалификации и профессиональной подготовки при наличии там соответствующих рабочих мест;

    3. направлять  незанятых граждан по их желанию  на оплачиваемые общественные  работы; такие работы могут стать  важным фактором снижения социальной  напряженности на рынке рабочей силы. В каждом районе должен быть определен перечень видов работ(благоустройство и уборка территории, коммунальные службы, работа на общественном транспорте, в домах престарелых, в библиотеках, музеях и архивах, в сельском хозяйстве в период уборки урожая и т.д.)Это даст возможность в случае необходимости работой тех, кто не получил подходящее место работы в пределах срока, оговоренного законом для выплаты социальных компенсаций, а также тех, кто желает дожидаться работы по специальности в порядке очередности по мере освобождения рабочих мест.

   4. распоряжаться  в установленном порядке средствами  Государственного фонда содействия  занятости;

   5. оплачивать за  счет средств Государственного  фонда содействия занятости стоимость  профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу, а также устанавливать им на весь период обучения стипендии;

   6. выдавать в  установленном порядке гражданам  пособия по безработице, приостанавливать  или отменять их выплату;

   7. разрабатывать  и вносить на рассмотрение  местных Советов народных депутатов  предложения об установлении  для предприятий, учреждений и  организаций минимального количества  рабочих мест для приема лиц,  нуждающихся в социальной защите, а также направлять этих лиц для трудоустройства;

   8. заключать по  доверенности предприятий от  их имени договоры с гражданами  об их трудоустройстве.

   Предприятия и  организации должны содействовать  проведению государственной политики  занятости, создавать условия  для профессиональной подготовки работающих, способствовать их трудоустройству. Однако, в сегодняшних кризисных условиях предприятия в наибольшей степени заботятся о собственной выгоде. Для смягчения социальной напряженности законодательство предусматривает право Советов народных депутатов по предложению ГСЗ приостанавливать на срок до 6ти месяцев решения предприятий о массовом высвобождении работников в случае затруднения их последующего трудоустройства. При этом одновременно решается вопрос о частичной или полной компенсации потерь предприятий, вызванных этой отсрочкой.

 

3.5. Проблемы  занятости населения на современно  этапе.

 

На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми  ресурсами в СССР отталкивалась  не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задач преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами и одновременно существовала безработица.

   Переход к рыночной  экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы.

   Свертывание деятельности  центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно - административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение межнациональных отношений в регионах страны - все это привело к усилению межреспубликанского /в пределах СНГ/ движения населения. Это негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы.

   Эмиграция населения  в страны дальнего зарубежья  в основном охватывает высококвалифицированные  кадры, специалистов, способных выдержать  конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для России она будет иметь двоякое последствие - с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество.

   Наиболее угрожающим  фактором роста безработицы и  массового высвобождения людей  из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

   Возрождение многоукладной  экономики, предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности, а в целом всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблемам занятости. Главное их направление - превращение работника из бессубъектного ресурса командно- административной хозяйственной системы в субъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов своего существования. Наконец общество признало право работника на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при советской власти, но и на деле. В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными способами. Полная

Информация о работе Безработица: причины, формы, последствия