Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 14:23, реферат
Цель научно - исследовательской работы – на основе изучения и анализа выходящей в последнее время литературы доказать, что всего лишь за несколько лет в России сформировался рынок труда.
Тема рынка труда и занятости является на современном этапе актуальной, потому что от этого сектора экономики зависит уровень жизни населения страны ее будущее и место в мировой экономике.
Основные понятия и характеристики безработицы.
Причины безработицы в переходной экономике.
Формы безработицы и их специфика.
Социальные последствия безработицы и политика занятости. Заключение. Список литературы.
Общие масштабы занятости в США за последние 35 лет более чем удвоились – с 63 млн. человек в 1995 г. до почти 130 млн. человек в 1998 г. Особенно быстро создавались новые рабочие места в 90-е годы: за период президентства Клинтона создано почти 18 млн. новых рабочих мест, что связано с беспрецедентно продолжительным периодом экономического роста, длящимся в стране уже более восьми лет.
Сегодня можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда в США: программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; программы содействия найму рабочей силы; программы по социальному страхованию безработицы (т.е. по выделению средств на пособия безработным).
В рамках этих программ в США были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг – образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений, на ремонтно-восстановительные работах). При этом в настоящее время американское правительство делает главный упор на создание рабочих мест не в государственном секторе, а в частном – с помощью различного рода мер косвенного регулирования (налоговых льгот, государственных субсидий и т.д.).
Все более важное значение принимает государственное содействие найму. Так, Служба трудоустройства, имеющая более 2500 местных агентств (бирж труда), занимается регистрацией безработных, поиском вакансий для них, тестированием претендентов на работу для определения их квалификации. Характерная особенность государственных агентств содействия найму в последнее десятилетие – оснащение их современной электронно-вычислительной техникой, что позволяет создавать базы данных как об имеющихся вакансиях, так и о претендентах на работу. В ряде случаев производится автоматизированный подбор претендентов на вакансии. Что касается системы подготовки и переподготовки кадров, то ее основным звеном являются высшая и средняя школа, учебные курсы и центры частных корпораций. В 1997 г. объем государственного финансирования высшего и среднего образования достиг 457 млрд. долл.
В целом американский опыт функционирования рынка труда показывает, что, основываясь на базисных принципах рыночной экономики, он достаточно эффективно способствует рациональному использованию главного экономического ресурса страны – его трудового потенциала. Очевидно, что и в данной области требуется стимулирующее и регулирующее воздействие государства.
2.5. Рынок труда Челябинской области: состояние, прогноз.
На начало 1999 года потребность в рабочей силе по данным, имеющимся в службе занятости области, составила 4,6 тыс. человек. Анализ изменения потребности рабочей силы в течение года показывает, что наметилась тенденция некоторого увеличения количества свободных рабочих мест (134,4%), динамика роста потребности характерна как для государственного, так и негосударственною секторов экономики (135,3% и 133,2% соответственно)
Анализ потребности рабочей силы в отраслевом разрезе свидетельствует о сохранении за промышленностью наибольшей доли вакансий (45,6%). На втором месте строительство - 13,1%, далее идут здравоохранение, образование, культура - 8,0%, жилищно - коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание - 6,3%. За год произошел рост удельного показателя потребности в рабочей силе в промышленности (12,3 п.п.), жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании (2,6 п.п.) и управленческих структурах. В остальных отраслях экономики этот показатель снизился.
Одновременно с этим
несколько увеличилось и
Анализ численности официально зарегистрированных безработных на 1 ноября 2000 года составил 15,4 тыс. человек на 26,2 % меньше чем на 01.11.99 года. Уровень регистрируемой безработицы снизился до 0,9 % против 1,2 % на 1 ноября 1999 года.
За отчетный период 928 предприятий области представили в органы службы занятости сведенья о предстоящем высвобождение 9030 человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года заявленное количество предполагаемых к высвобождению работников уменьшилось на 30 %.
Потребность в рабочих и специалистах, заявленная предприятиями в органы службы занятости составила 9,1 тыс. человек, что на 40,8 % больше, чем на эту же дату прошлого года. Это обусловило снижение напряженности на регистрируемом рынке труда. Коэффициент напряженности на 1 ноября текущего года составил 2,4 незанятых граждан, претендующих на одну вакансию, в то время как на 01.11.99 года на одну вакансию претендовало 4,1 незанятых граждан. Уровень трудоустройства по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился с 65,9 до 73,9 %. Содействие предпринимательской инициативе со стороны областной службы занятости помогло организовать собственное дело 2066 безработным гражданам.
За 10 месяцев 2000 года в рамках квоты было трудоустроено 4116 человек, что на 10 % больше, чем за соответствующий период прошло года.
3.1. Предпосылки
создания службы занятости
В экономической и
- распределение выпускников средних специальных и высших учебных
заведений;
- организованный набор рабочих;
- сельскохозяйственное
- общественные призывы;
- самостоятельный прием
- деятельность органов
Некоторые из этих форм распределения и перераспределения рабочей силы себя изжили, другие - трансформировались и передали свои функции службе занятости населения.
Система органов
трудоустройства населения
Сначала подразделения службы
назывались "Бюро по трудоустройству
населения" и имелись всего
в нескольких городах страны.
Они занимались тем, что
Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства было создание на базе существующих ГБТИН центров /бюро/ по трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Оно было осуществлено в 1988 году. Центры создавались как хозрасчетные региональные организации, работающие под руководством местных Советом народных депутатов по договорам и в сотрудничестве с предприятиями и учреждениями. Они занимались учетом движения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях и источников рабочей силы, информированием населения о вакансиях, проведением работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованием необходимыми кадрами предприятий, профориентационной работой и консультацией всех групп населения по подбору и перемене профессии, организации переобучения и повышения квалификации работников. При создании системы центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения значительно расширились функции и задачи существующей ранее службы трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также и то, что на смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана общегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни, начиная от союзного, республиканского краевого, областного и заканчивая городским. Именно эта общегосударственная система трудоустройства явилась реальным предшественником современной государственной службы занятости населения.
Однако на современном
этапе для преодоления
Принятые в
январе 1991 года Основы законодательства
СССР и республик о занятости
населения, а затем в апреле
1991 года подобный документ
3.2. Государственная служба занятости населения и ее функции.
Для реализации
государственной политики в
В связи с
этим, нового определения
Законодательство
предусматривает обязанность
Государственная
служба занятости является
Функции службы занятости многообразны:
1. Анализ и прогнозирование
спроса и предложения на
2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
Для эффективного осуществления
этих задач необходимо комплексное
внедрение автоматизации в
3. Консультация обращающихся
в службу занятости трудящихся
и работодателей о
Информация о работе Безработица: причины, формы, последствия