Безработица: причины, формы, последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 14:23, реферат

Описание работы

Цель научно - исследовательской работы – на основе изучения и анализа выходящей в последнее время литературы доказать, что всего лишь за несколько лет в России сформировался рынок труда.
Тема рынка труда и занятости является на современном этапе актуальной, потому что от этого сектора экономики зависит уровень жизни населения страны ее будущее и место в мировой экономике.

Содержание

Основные понятия и характеристики безработицы.
Причины безработицы в переходной экономике.
Формы безработицы и их специфика.
Социальные последствия безработицы и политика занятости. Заключение. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Причины безработицы в переходной экономике.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

Общие масштабы занятости в США  за последние 35 лет более чем удвоились  – с 63 млн. человек в 1995 г. до почти 130 млн. человек в 1998 г. Особенно быстро создавались новые рабочие места в 90-е годы: за период президентства Клинтона создано почти 18 млн. новых рабочих мест, что связано с беспрецедентно продолжительным периодом экономического роста, длящимся в стране уже более восьми лет.

Сегодня можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда в США: программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; программы содействия найму рабочей силы; программы по социальному страхованию безработицы (т.е. по выделению средств на пособия безработным).

В рамках этих программ в США были созданы сотни тысяч рабочих  мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг –  образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений, на ремонтно-восстановительные работах). При этом в настоящее время американское правительство делает главный упор на создание рабочих мест не в государственном секторе, а в частном – с помощью различного рода мер косвенного регулирования (налоговых льгот, государственных субсидий и т.д.).

Все более важное значение принимает  государственное содействие найму. Так, Служба трудоустройства, имеющая  более 2500 местных агентств (бирж труда), занимается регистрацией безработных, поиском вакансий для них, тестированием претендентов на работу для определения их квалификации. Характерная особенность государственных агентств содействия найму в последнее десятилетие – оснащение их современной электронно-вычислительной техникой, что позволяет создавать базы данных как об имеющихся вакансиях, так и о претендентах на работу. В ряде случаев производится автоматизированный подбор претендентов на вакансии. Что касается системы подготовки и переподготовки кадров, то ее основным звеном являются высшая и средняя школа, учебные курсы и центры частных корпораций. В 1997 г. объем государственного финансирования высшего и среднего образования достиг 457 млрд. долл.

В целом американский опыт функционирования рынка труда показывает, что, основываясь на базисных принципах рыночной экономики, он достаточно эффективно способствует рациональному использованию главного экономического ресурса страны – его трудового потенциала. Очевидно, что и в данной области требуется стимулирующее и регулирующее воздействие государства.

 

 

 

2.5. Рынок труда Челябинской  области: состояние, прогноз.

 

На начало 1999 года потребность  в рабочей силе по данным, имеющимся  в службе занятости области, составила 4,6 тыс. человек. Анализ изменения потребности рабочей силы в течение года показывает, что наметилась тенденция некоторого увеличения количества свободных рабочих мест (134,4%), динамика роста потребности характерна как для государственного, так и негосударственною секторов экономики (135,3% и 133,2% соответственно)

Анализ потребности рабочей  силы в отраслевом разрезе свидетельствует о сохранении за промышленностью наибольшей доли вакансий (45,6%). На втором месте строительство - 13,1%, далее идут здравоохранение, образование, культура - 8,0%, жилищно - коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание - 6,3%. За год произошел рост удельного показателя потребности в рабочей силе в промышленности (12,3 п.п.), жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании (2,6 п.п.) и управленческих структурах. В остальных отраслях экономики этот показатель снизился.

Одновременно с этим несколько увеличилось и предложение  рабочей силы, но в меньшей мере. За год в органы службы занятости по вопросам трудоустройства обратились 118,2 тыс. человек, это на 1,4% большее, чем в предыдущем году. К сожалению, этот рост произошел в основном за счет молодежи, ищущей работу впервые (109,8%). Заметно выросло число обращений граждан, уволенных с военной службы (37,0 п.п.), подростков в возрасте 14-17 лет (35,7 п.п.).

Анализ численности  официально зарегистрированных безработных  на 1 ноября 2000 года составил  15,4 тыс. человек на 26,2 % меньше чем на 01.11.99 года. Уровень регистрируемой безработицы  снизился до 0,9 % против 1,2 % на 1 ноября 1999 года.

За отчетный период 928 предприятий области представили в органы службы занятости сведенья о предстоящем высвобождение 9030 человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года заявленное количество предполагаемых к высвобождению работников уменьшилось на 30 %.

Потребность в рабочих и специалистах, заявленная предприятиями в органы службы занятости составила 9,1 тыс. человек, что на 40,8 % больше, чем на эту же дату прошлого года. Это обусловило снижение напряженности на регистрируемом рынке труда. Коэффициент напряженности на 1 ноября текущего года составил 2,4 незанятых граждан, претендующих на одну вакансию, в то время как на 01.11.99 года на одну вакансию претендовало 4,1 незанятых граждан. Уровень трудоустройства по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился с 65,9 до 73,9 %. Содействие предпринимательской инициативе со стороны областной службы занятости помогло организовать собственное дело 2066 безработным гражданам.

За 10 месяцев 2000 года в рамках квоты  было трудоустроено 4116 человек, что на 10 % больше, чем за соответствующий период прошло года.

III. Занятость: служба занятости, проблемы занятости

 

 

3.1. Предпосылки  создания службы занятости населения.

 

   В экономической и хозяйственной  практике нашей страны вопросы  управления трудовыми ресурсами в различных формах решались всегда. Возникновение современной службы занятости произошло на базе четкой системы распределения трудовых ресурсов. Основными ее видами являлись:

  - распределение выпускников  средних специальных и высших  учебных

    заведений;

  - организованный набор рабочих;

  - сельскохозяйственное переселение  семей;

  - общественные призывы;

  - самостоятельный прием предприятием  работника;

  - деятельность органов трудоустройства  населения.

   Некоторые из этих форм  распределения и перераспределения рабочей силы себя изжили, другие - трансформировались и передали свои функции службе занятости населения.

   Система органов  трудоустройства населения начала  формироваться во второй половине 60х годов. Экономическая потребность  в создании этой службы возникла  по целому ряду причин. Во-первых, такие традиционные формы комплектования  важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор, переселение и общественные призывы, были ориентированы на территориальные перемещения трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города жителями я того города осталась без внимания. Во-вторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а также нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью кадров. Население города не имело информации о предложении рабочих мест в городе. Всеми этими проблемами и должна была заняться служба трудоустройства.

   Сначала подразделения службы  назывались "Бюро по трудоустройству  населения" и имелись всего  в нескольких городах страны. Они занимались тем, что выявляли  потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной  печати и давали направления на предприятия для трудоустройства обратившимся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном, информационный характер. Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались трудоустройством - предприятие не обязано было это делать. Сами предприятия предоставляли в службу не полные сведения о свободных местах - в основном это были места для работников низшей квалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда. Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых ресурсов. При этом значительно расширились и права, и обязанности службы трудоустройства, а ее подразделения получили название "Государственное бюро по трудоустройству и информации населения" /ГБТИН/. Однако служба не смогла так организовать свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным.

   Следующим шагом  на пути преобразования службы  трудоустройства было создание на базе существующих ГБТИН центров /бюро/ по трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Оно было осуществлено в 1988 году. Центры создавались как хозрасчетные региональные организации, работающие под руководством местных Советом народных депутатов по договорам и в сотрудничестве с предприятиями и учреждениями. Они занимались учетом движения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях и источников рабочей силы, информированием населения о вакансиях, проведением работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованием необходимыми кадрами предприятий, профориентационной работой и консультацией всех групп населения по подбору и перемене профессии, организации переобучения и повышения квалификации работников. При создании системы центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения значительно расширились функции и задачи существующей ранее службы трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также и то, что на смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана общегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни, начиная от союзного, республиканского краевого, областного и заканчивая городским. Именно эта общегосударственная система трудоустройства явилась реальным предшественником современной государственной службы занятости населения.

   Однако на современном  этапе для преодоления упрощенного  подхода к решению проблем занятости, осуществления глубокого анализа тенденций на рынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных масштабов безработицы и ее социально-политических последствий необходимы новые структуры управления занятостью, отвечающие потребностям общества.

   Принятые в  январе 1991 года Основы законодательства  СССР и республик о занятости  населения, а затем в апреле 1991 года подобный документ Российской  Федерации определяют основные  понятия в области занятости,  механизмы ее обеспечения и  проведения мер по социальной поддержке граждан.

 

3.2. Государственная служба занятости населения и ее функции.

 

   Для реализации  государственной политики в области  занятости населения и обеспечения  гражданам соответствующих гарантий  в Российской Федерации на  базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается государственная служба занятости.

   В связи с  этим, нового определения потребовало  понятие занятости. С одной  стороны, признается законной  добровольная не занятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - не занятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

   Законодательство  предусматривает обязанность вынуждено  незанятого гражданина заявить  об этом. Это один из новых  принципов, определяющих правила  поведения гражданина и государства  на рынке труда: не государство  выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

   Государственная  служба занятости является структурой  специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

   Функции службы  занятости многообразны:

   1. Анализ и прогнозирование  спроса и предложения на рабочую  силу, информирование населения  и работодателей о состоянии  рынка труда;

   2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

Для эффективного осуществления  этих задач необходимо комплексное  внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет  освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

3. Консультация обращающихся  в службу занятости трудящихся  и работодателей о возможностях  получения работы и обеспечения  рабочей силой, о требованиях,  предъявляемых к профессиям и  работникам;

  1. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников; Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
  2. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения; В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно – территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости – рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

Информация о работе Безработица: причины, формы, последствия