Безработица как экономическая проблема: содержание, причины, формы проявления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Одной из коренных социально-экономических проблем современного

этапа развития российского общества является проблема безработицы.

Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах

главной производительной силы общества – рабочей силы, существенн

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Безработица как экономическая проблема………………………...5
1.1 Понятие безработицы и ее сущность…………………………………5
1.2 Виды, типы и формы проявления безработицы……………………...7
Глава 2. Причины возникновения безработицы и ее последствия………..15
2.1 Причины возникновения безработицы………………………………15
2.2 Социально-экономические последствия безработицы……………...19
Глава 3. Методы борьбы с безработицей и пути ее преодоления………….24
3.1 Общие меры по борьбе с безработицей……………………………....24
3.2 Пути, формы и методы сокращения безработицы в России………...24
3.3 Государственная защита населения в условиях безработицы……...29
Заключение…………………………………………………………………….32
Список используемых источников…………………………………………...34
Приложения……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Безработица.doc

— 519.00 Кб (Скачать)

   Общие меры по сокращению безработицы следующие:

   1. Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);

   2. Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);

   3. Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);

   4. Переподготовка  и профессиональная подготовка  по дефицитным специальностям  и профессиям

   5. Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

   6. Широкая  информация населения о возможности  трудоустройства, проведение ярмарок  вакансий, дней открытых дверей  и т.д. 

   3.2 Пути, формы и методы  сокращения безработицы  в России

   Первостепенная  проблема нашей экономики на пути реформ – это формирование цивилизованного предпринимательства, ориентированного на создание отечественной рыночной экономики и высококачественного рынка труда. Сделаны лишь первые шаги в этом направлении.

   Уровень формирования российского рынка  труда определяется прежде всего  степенью удовлетворения жизненных потребностей населения страны рыночным хозяйствованием, способностью отечественной системы наёмного труда обеспечивать прогресс общества не только в технике, науке, производстве, но самое главное – в повышении благосостояния и уровня жизни всего населения. Современная российская экономика, как уже говорилось, идёт по пути перехода к рыночным отношениям. На этом пути, безусловно, имеются издержки, но общая направленность реформ в сторону развития, к которому следуют цивилизованные страны мира, является прогрессивной. Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда.

   Правительственная программа содействия занятости  населения должна 
опираться на государственную политику занятости.

   Но многообразие типов безработицы делает  задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого «лекарства от безработицы» быть не может, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать самые разные методы.

   Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

  • улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
  • устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимы прежде всего:

   а) создание развитого рынка жилья;

   б) увеличение масштабов жилищного строительства;

   в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

   На  протяжении первой половины 90-х годов  в России было сделано немало в  этом направлении: проведена приватизация жилья (без которой не может существовать его рынок), разрешена торговля жильем, ликвидирована система прописки.

   Сокращению  структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации.

   Наиболее  трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи приходится использовать много различных мер, таких как:

   * Создание условий для роста спроса на товары.

   Мы  уже выяснили, что спрос на рынке  труда производный и зависит  от ситуации на рынках товаров и  услуг. Следовательно, занятость возрастет, а безработица упадет в том  случае, если товарные рынки предъявят  большой спрос и для его  удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

   Отсюда  и проистекают призывы многих российских политиков «впрыснуть»  в экономику дополнительные деньги для реализации схемы:

   

                                           Повышение доходов граждан 

                                                 Рост спроса на товары 

                    Рост производства пользующихся  спросом товаров 

                 Рост занятости на предприятиях, производящих эти товары 

   Серьезным изъяном этой схемы борьбы с безработицей является возможность скачка темпов инфляции. Ведь для наращивания производства товаров потребуется время, а дополнительные деньги хлынут на рынки сразу. В итоге возрастет спрос, и при прежней величине предложения это вызовет немедленный рост цен. Поэтому более разумными способами увеличения спроса являются:

  • стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства на отечественных предприятиях и соответственно занятости на них;
  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции. Тогда отечественным предприятиям удастся увеличить свою долю на рынке и нарастить масштабы производства и занятости;
  • поощрение иностранных инвестиций в экономику России. Результатом таких инвестиций становится либо создание новых производств, либо реконструкция действующих. Конечные итоги – рост производства и занятости для россиян.

   * Создание условий для сокращения предложения труда.

   Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти  работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

   Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще  не достигшим пенсионного возраста. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штате мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий.

   Вместе  с тем этот способ может пользоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет  существенное увеличение пенсионных выплат.

   * Создание условий для роста самозанятости.

   Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное  дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удастся найти работу по найму.

   Содержание  этих программ может быть самым различным. Например, в ряде стран для начинающих предпринимателей создают специальные  «бизнес-инкубаторы». Такой «инкубатор»  обычно представляет собой комплекс помещений, в котором новым фирмам в течение определенного времени можно практически бесплатно пользоваться помещениями, услугами связи и консультациями специалистов по различным аспектам коммерческой деятельности. Став на ноги и начав получать прибыль, фирма покидает «инкубатор», уступая место новичкам.

   В России в поддержку самозанятости взяло  на себя государство. В этих целях  принята специальная программа  поддержки малого предпринимательства, реализацией которой занимается Министерство по антимонопольной политике. Его задача – помогать начинающим отечественным предпринимателям успешно стартовать и как минимум обеспечить средства для существования своим семьям, а в идеале – и создать новые рабочие места для тех, кто сейчас без работы, но не обладает качествами бизнесмена и может работать только по найму.

   * Реализация программ поддержки молодых работников.

   Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет  брать на работу из-за падающей производительности и ухудшения здоровья) и самым молодым   (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

   Для помощи молодежи могут использоваться различные  методы:

  • экономическое стимулирование молодежной занятости  (например, предоставление определенных налоговых льгот фирмам, в штате которых молодые работники составляют оговоренную долю);
  • создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
  • создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

   Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго – в разных странах их придумано немало. Важно, однако, понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране, когда в ней начинает расти спрос на товары и для их производства становится выгодно нанимать людей, которые жили до того на пособие по безработице. Именно такое развитие событий и нужно России, чтобы число незанятых во всех регионах упало до уровня, соответствующего только фрикционной и структурной безработице. 

   3.3 Государственная защита населения  в условиях безработицы

   2010 год  был объявлен президентом как  год по борьбе с безработицей.

   Принятая в 2009 году антикризисная программа президента, направленная на устранение последствий кризиса, напряженности на рынке труда и снижения уровня безработицы в стране действовала и в 2010  г. Всего на поддержку региональных рынков труда в 2010 году из бюджета РФ было выделено 36,4 миллиарда рублей.

   Большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице.

   Программа включает следующие пункты:

   1. Общественные  работы.  В регионах были организованы общественные работы для тех,  кто лишился постоянного заработка. Самые популярные виды социального труда — уборка улиц,  благоустройство территорий,  обслуживание общественного транспорта,  ремонт памятников культуры.  При этом наиболее важные и серьезные мероприятия,  такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план.

Вместо долгосрочных работ власти пытаются занять безработных  хоть чем-

нибудь.  Как  показал минувший год,  на общественные работы не рвутся,

предпочитая получать пособие по безработице. Как показал 2009  год,

общественные  работы мало помогают в борьбе с  безработицей.  Люди не

спешат заниматься «грязной» работой дворников  и уборщиков.

   2. Создание  новых рабочих мест. Для этого  6,2 млрд. рублей в этом году будет выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса.  Это единственная системная мера правительства,  не только направленная на

снижение социального  недовольства,  но и оздоровляющая  экономику. В

результате программы 95  тыс.  человек (из 6,5  млн.  человек безработных)

нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.

   3. Кредит  на собственный бизнес.  На  открытие собственного дела

безработные смогут получить более 100 тысяч рублей (в 2009  г. выдавали

58 800 рублей.). Ключевое  условие для этого — создание рабочих мест не

только для  себя,  но и для других официальных  безработных. Программа

самозанятости населения стала одной из наиболее востребованных среди

безработных.

   Между тем недоступность кредитов для  малого и среднего предпринимательства остается одной из основных проблем в России. Согласно опросу «Исследования сегмента обеспеченных россиян, владельцев

малого и среднего бизнеса»,  проведенному совместно  Российским

микрофинансовым центром и Ситибанком, только 25 % бизнесменов в этом

году получали кредиты и использовали их в целях бизнеса.

Информация о работе Безработица как экономическая проблема: содержание, причины, формы проявления