Безработица и занятость в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема безработицы, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Содержание

Введение
Глава 1 Основные понятия и виды безработицы и занятости
1.1 Понятие безработицы, кто является безработным
1.2 Причины, виды и последствия безработицы. Закон Оукена. Кривая Филипса
1.3 Политика занятости
Глава 2 Социально-экономические последствия России
2.1 Жизненный уровень населения
2.2 Государственная политика занятости
2.3 Анализ рынка труда
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.docx

— 50.84 Кб (Скачать)

- сокращает предложение  рабочей силы на рынке труда:  ограничивает иммиграцию (въезд  в страну) желающих работать и  стимулирует репатриацию (возвращение  на родину) иностранных рабочих  и др.

2. Организация  бирж труда. Биржи труда - учреждения, которые посредничают между предпринимателями  и рабочими при трудовом найме.  В современных условиях эти  учреждения являются, как правило,  государственными. Они занимаются  учетом и трудоустройством безработных,  содействуют желающим переменить  работу, изучают состояние рынка  рабочей силы и предоставляют  информацию о нем, помогают  профессиональной ориентации молодежи. Направления на работу, выданные  биржами труда, не являются  обязательными для предпринимателей, которые предпочитают принимать  на работу через собственные  отделы кадров. Отказ от работы, предложенной биржей труда, обычно  влечет за собой лишение пособия  по безработице. 

3. Формирование  фондов страхования по безработице.  Эти фонды оказывают потерявшим  работу материальную помощь. Они  образуются в значительной мере  за счет вычетов из заработной  платы работающих. В связи со  многими ограничениями фондами  страхования по безработице может  пользоваться меньше половины  безработных.

В разных странах  размеры пособий по безработице  и продолжительность их выплаты  неодинаковы, например, они составляли:

- в США - 36% заработка в течение 14 недель;

- в Японии - 60-80% заработной платы в течение  3-12 месяцев в зависимости от  возраста безработного и других  условий.

В Российской Федерации  создана определенная система социальной защиты от безработицы. Она включает, в частности, следующие меры:

- образован Государственный  фонд занятости (страховой тариф  взносов в этот фонд для  всех предприятий составляет 2% к  начисленной оплате труда);

- установлен  период выплаты пособий - 12 месяцев;

- гражданам,  работавшим сравнительно продолжительный  срок, устанавливается пособие по  безработице в следующих размерах (по отношению к средней заработной  плате за последние 2 месяца  по последнему месту работы): а)  первые 3 месяца - 75%; б) следующие  4 месяца - 60%; в) в дальнейшем - 45%;

- лицам, ищущим  работу впервые, выплачивается  пособие в размере минимальной  месячной оплаты труда.

2.3 Анализ рынка труда

Ситуация на рынке труда характеризуется  развитием противоречивых тенденций. Общая численность безработных  граждан России, рассчитывается по методологии Международной организации  труда (МОТ).

Общая численность  безработных граждан России в 2010 году составит 6,3 млн. человек или 8,6% экономически активного населения. При этом число официально зарегистрированных безработных будет 2,2 мл. человек  или 3% экономически активного населения. Между тем, согласно данным Росстата за ноябрь 2009 года, уровень безработицы  составил 8,1%, а число безработных  достигло 6,1 млн. человек (см. рис. 2.1). Месяцем  ранее уровень безработицы в  России был ниже - 7,7%. За ноябрь число  безработных выросло еще на 0,3 млн. человек (или на 5%), а по сравнению  с ноябрем прошлого года численность  безработных выросла на 0,8 млн. человек (или на 15,9%). Быстрого решения проблемы безработицы ожидать не стоит - аналитики  прогнозируют уровень безработицы  в диапазоне 8-9% на протяжении следующего года.32

Впрочем, снижение занятости населения в ноябре по сравнению с октябрем связано  с фактором сезонности, отмечают эксперты. Однако перспективы по снижению темпов роста безработицы остаются неутешительными. Например, Роструд прогнозирует рост безработицы в РФ в 2010 году на еще  большем уровне - 10%.33

Рост безработицы, продолжающийся, несмотря на небольшую  положительную динамику в производстве, вызывает большое беспокойство у  властей, экономистов и социологов.

Рис. 2.1. Динамика численности экономически активного  населения без корректировки  сезонных колебаний млн. чел.

Безработица по полу и месту проживания. Среди  безработных по мето-дологии МОТ  доля женщин за анализируемый период (сентябрь 2009г.) соста-вила 45,7%, доля городских  жителей среди безработных составила 66,4%. Без-работица городского и сельского  населения характеризуется превышением  уро-вня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем  безработицы среди городских  жителей. В сентябре 2009г. это превышение составляло 1,5 р.

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных  в сентябре 2009г. составил 34,8 года, в  том числе безработных мужчин - 35,3 года, безработных женщин - 34,3 года. Молодежь до 25 лет составляет среди  безработных 29,1%, в том числе в  возрасте 15-19 лет - 6,7%, 20-24 года - 22,4%.

Уровень безработицы  среди молодежи в возрасте 20-24 года в августе-сентябре 2009г. вырос по сравнению с аналогичным периодом 2008г. на 5-6 процентных пунктов и составил в сентябре 15,7%. Следует отметить, что на возрастную группу населения 20-24 года приходится основная часть  выпускников учреждений профессионального  образования, выходящих на рынок  труда.

Самый высокий  уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (29,1%). В  среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы в  сентябре 2009г. составил 17,6% (в августе 2009г. - 18,5%), в том числе среди  городского населения - 17,2%, среди сельского  населения - 18,5%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,4 раза, сельского населения - 2,1 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 31,4% составляют лица, срок пребывания которых  в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год  и более ищут работу 30,4% безработных. Среди сельских жителей доля застойной  безработицы существенно выше, чем  среди городских, и в сентябре 2009г. составила, соответственно, 40,4% и 25,3%.

Наличие опыта  работы. В численности безработных 27,8% составляют лица, не имеющие опыта  трудовой деятельности. В сентябре 2009г. их численность составила 1,6 млн.человек. Данная группа безработных формируется  преимущественно из числа молодежи (20,0% - за счет молодежи до 20 лет, 50% - от 20 до 24 лет, 15% - 25-29 лет).

Как государство  борется с безработицей

Предполагается, что в 2010 году на реализацию программ по снижению напряженности на рынке  труда будет выделено 36,3 млрд. рублей. Будут продолжены те программы, которые  уже были начаты. С 14 декабря было принято постановление правительства  о выделении субсидий субъектам  РФ для финансирования региональных программ занятости.

Среди направлений  по борьбе с безработицей предоставляется  помощь гражданам в открытии малого бизнеса, поскольку открытие нового бизнеса автоматически означает создание новых рабочих мест (что  схоже с инициативами президента США Барака Обамы по борьбе с безработицей, которая в Соединенных штатах достигла 10%).

Еще одно из важных направлений считается организация  стажировок для выпускников вузов. В 2010 году такие стажировки пройдут  более 70% выпускников. Также в 2010 году работодателям будут возмещаться  затраты по созданию рабочих мест для инвалидов. За каждое рабочее  место работодателю выплатят 30 тыс. рублей.

Если в 2009 году закон о занятости разделял права  граждан на получение пособия  по безработице и стипендии в  зависимости от того, является ли работодатель юридическим или физическим лицом, то с 1 января 2010 года это разделение снято. Соответствующий законопроект одобрил Совет Федерации. Это  означает, что граждане, уволенные  индивидуальными предпринимателями, ранее получавшие минимальное пособие  по безработице (850 рублей в месяц), теперь будут получать наравне с уволенными из организаций сотрудниками суммы, рассчитанные в зависимости от среднего заработка (но не выше максимальной величины пособия по безработице в 4900 рублей). Из федерального бюджета в 2010 году на эти меры будут выделены 1,49 млрд. рублей.34

Скорого решения  проблемы безработицы не будет

То, что безработица  остается на таком высоком уровне - очень негативный фактор, но, к сожалению, в 2010 году существенных изменений в  этой сфере не будет, говорят аналитики. Как ранее заявлял RB.ru главный  экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик, ситуация с безработицей начнется меняться только со второго квартала 2010 года. "В краткосрочной перспективе  уровень безработицы не будет  значительно выше 8% экономически активного  населения", - сказал эксперт.

Безработица будет  оставаться на уровне от 8% до 9%", На данный момент пока нет источников для роста  уровня занятости. Те отрасли экономики, где сейчас наблюдается рост, это  пока в основном ориентированные  на экспорт сектора, в которых  какого-то роста занятости не предвидится. Надо понимать также, что предпринимаемые  меры по повышению уровня конкуренции  в экономике, в частности поддержка  малого бизнеса, быстрого результата принести не могут. Даже если все будет сделано  правильно, эффект от них будет понятен  лишь в 2012 году.35

Наименее востребованные специалисты

Наименее востребованные специалисты за анализируемый период (III квартала 2009 года) входят специалисты  по гостиничному хозяйству, туризму, юристы и бухгалтеры, финансисты, банковские работники. Невостребованность юристов  связана с переизбытком этих специалистов на рынке, поскольку в начале 2000-х  гг. существовала мода на юридическое  образование. Кроме того, корпоративные  юристы, наряду с HR-менеджерами, офис-менеджерами  и секретарями, входили в пул  так называемого административного  персонала, который в конце прошлого года в компаниях сокращали, прежде всего. Менеджеры по туризму и  гостиничный персонал (администраторы гостиниц, горничные) остались невостребованными  из-за снижения туристической активности в этом сезоне. Поскольку финансовая система значительно пострадала от кризиса, снизился спрос на бухгалтеров, финансистов, банковских работников.

В то же время  в I квартале 2009 года список наименее востребованных специалистов выглядел совсем иначе: секретари, логисты, а также юристы, специалисты  в области телекоммуникаций и  связи, строители. За последние полгода  спрос на этих специалистов значительно  вырос, хотя по-прежнему ниже, чем предложение (см. таблицу2.1).

 

Таблица 2.1

Наименее востребованные специалисты III квартала 2009 года36:

 
Профессия Количество  претендентов на место, I квартал Количество  претендентов на место, II квартал Количество  претендентов на место, III квартал  
Специалисты по гостиничному хозяйству, туризму 2 2,5 2,3  
Юристы 2,2 2,2 2,2  
Бухгалтеры, финансисты, банковские работники, аудиторы 2,1 2,1 2,1  
Переводчики 1,9 2,7 1,9  
Специалисты в области телекоммуникаций и  связи 2,2 2,5 1,9  
Секретари, ассистенты руководителя 2,7 1,7 1,8  
Работники СМИ 2,1 1,6 1,7  
HR-менеджеры 1,7 1,6 1,4  
Специалисты индустрии развлечений и шоу-бизнеса 1,2 1,3 1,4  
Логисты, водители 2,4 1,7 1,3  
Топ-менеджеры 1,2 1,2 1,2  
Охранники 1,9 1,5 1,2  
Строители, архитекторы 2,2 1,6 1,2  
Дизайнеры, работники полиграфии 1,6 1,3 1,1  
         

Заключение

Итак, задачи данной курсовой работы выполнены: раскрыты основные понятия  безработицы и  занятости; виды, причины  и последствия  безработицы; изучен закон Оукена и  кривая Филипса; исследована  социально-экономическая  ситуация в стране.

Исходя  из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в  рыночной экономике, и, не решив его  невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы  стоит сейчас перед  Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики  России сейчас удручающее. Огромный экономический  спад, развалив промышленность, не мог не затронуть  рынок труда.

В данный момент в России преобладает циклическая  безработица, вызываемая сменой фаз в промышленном цикле, т. е. зависит  от экономических циклов. Это безработица, связанная с невозможностью найти работу по любой специальности в связи с общим низким совокупным спросом на труд. Именно она вызывается кризисными спадами производства. Циклическая форма безработицы характерна для фаз депрессии (застоя) и спада экономического цикла, т. е. для периодов спада деловой активности. С переходом к оживлению и подъему число безработных становится меньше.

Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы  необходимы разработка и принятие специальных  программ обеспечения  занятости, финансируемых  государством.

Для решения проблемы безработицы необходимо срочно усилить работу по созданию и сохранению рабочих мест путем  оказания службой  занятости финансовой помощи субъектам  хозяйствования, выделение  безработным более  весомых ссуд и  субсидий на организацию  самостоятельной  занятости; оказывать  содействие занятости  особых категорий  граждан, сталкивающихся с наибольшими  трудностями при  трудоустройстве, повысить качество обучения, расширить перечень конкурентоспособных  на рынке труда  профессий и специальностей для подготовки специалистов из числа безработных  по заказу нанимателей  под гарантированные  рабочие места. Назрела  настоятельная необходимость  дальнейшего совершенствования  законодательства по усилению социальной защиты безработных  и, в частности, увеличению размеров пособий  и стипендий безработным, проходящим профессиональное обучение по направлениям службы занятости.

Показатели  уровня жизни населения  в 2009- начало 2010 гг. и  их динамика говорят  о том, государственная  политика в социальной сфере недостаточно эффективна. Государство  обязано создавать  благоприятные условия  для долгой, безопасной, здоровой и благополучной  жизни людей, обеспечивая  экономический рост и социальную стабильность в обществе, поэтому  главной целью  государства в 2010 году должна стать  правильная социальная политика, направленная на повышение уровня жизни населения.

Информация о работе Безработица и занятость в России