Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:17, курсовая работа
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема безработицы, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Введение
Глава 1 Основные понятия и виды безработицы и занятости
1.1 Понятие безработицы, кто является безработным
1.2 Причины, виды и последствия безработицы. Закон Оукена. Кривая Филипса
1.3 Политика занятости
Глава 2 Социально-экономические последствия России
2.1 Жизненный уровень населения
2.2 Государственная политика занятости
2.3 Анализ рынка труда
Заключение
Список литературы
- создание центров обучения молодых людей тем профессиям, которые более востребованы.
Безработица несет ряд негативных последствий:
1. Потеря и
недоиспользование
2. При длительной безработице работники теряют квалификацию, навыки к работе.
3. Безработица
ведет к прямому падению
4. Безработица
приводит к политической
5. Росту психологической
напряженности населения,
В целях борьбы с безработицей должна быть разработана программа по активизации экономики страны с конкретными мероприятиями.
По признанию западных экономистов, безработица сегодня - центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. К тому же потеря работы - это психологическое напряжение, уступающее только смерти ближайшего родственника или заключению в тюрьму. Американские исследователи установили, что 1 год безработицы отнимает у человека 5 лет жизни. Известны и тяжелые социальные последствия безработицы: рост наркомании, преступности, увеличение количества самоубийств24.
Предельно допустимым уровнем безработицы признано 7% всего экономически активного населения. Превышение этой границы чревато сильным возрастанием социальной напряженности в обществе25. На кого, как не на государство ложится вся тяжесть ответственности за обеспечение занятости трудоспособного населения?
1.3 Политика занятости
В чем состоит
сущность задачи достижения полной занятости
в масштабе страны? Она заключается
в обеспечении равенства
При этом важно
учитывать особенности
а) запрещение принудительного
труда и право каждого
б) занятость как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая им трудовой доход;
в) полная занятость
предполагает осуществление права
на труд и права на защиту от безработицы
(которые установлены
В правовом государстве действует система социальных защитных устройств27, которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся.
Первым элементом такой системы является регулирование занятости28. Многие государства предпринимают следующие меры:
Q сокращают законодательно
установленную
Q рекомендуют
осуществлять на предприятиях
разделение рабочих мест между
тружениками (для увеличения
Q досрочно увольняют
на пенсию работников
Q создают новые
рабочие места и организуют
общественные работы (в области
инфраструктуры - для постройки
Q сокращают предложение
рабочей силы на рынке труда;
ограничивают иммиграцию (въезд
в страну) желающих работать и
стимулируют репатриацию (
Другим элементом рассматриваемой системы служат биржи труда, созданные еще в первой половине XIX в. Биржи труда29 - это учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. Эти учреждения являются, как правило, государственными. Они ведут учет и трудоустройство безработных, содействуют желающим переменить занятия, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают действовать через собственные отделы кадров. Отказ от предложения биржи обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.
Следующим элементом
системы обеспечения
На Западе для
оценки состояния экономики используют
так называемый индекс нищеты - сумму
уровней безработицы и
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РОССИИ
2.1 Жизненный уровень населения
«Повестка дня
на XXI век» рассматривает повышение
уровня жизни населения как
Социальная политика
государства в период 2002-2007 гг. была
направлена на стабилизацию и повышения
уровня жизни населения. Для этого
требовалось обеспечить рост денежных
доходов населения и повысить
их реальное содержание; значительно
сократить отставание минимальных
социальных гарантий от бюджета прожиточного
минимума; уменьшить дифференциацию
доходов различных групп
Реальные денежные доходы населения и реальная заработная плата увеличилась за период 2003-2007 гг. в 2,2 раза. В 2007 г. реальные денежные доходы выросли на 20%, в 2008 г. - на 25%, реальная заработная плата - на 12 и 30% соответственно.
В связи с замедлением темпов роста инфляции на период 2010-2012 гг. и более сильным ростом экономики, реальная заработная плата в целом за 2010-2012 гг. вырастет на 6,5%. Снижение инфляции благоприятно скажется на увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения - в 2010 г. они вырастут на 3%. Значительный вклад при этом будет вносить рост доходов пенсионеров. Стабильной останется в 2010 г. численность безработных, которая сократится в среднем за год до 6,3 млн. человек - 8,6% от экономически активного населения.31
Одним из главных
факторов, влияющих на рост денежных доходов
населения, является оплата труда. Политика
в области оплаты труда была направлена
на повышение роли заработной платы
как основного источника
Несмотря на позитивную динамику денежных доходов населения, и заработной платы последних лет, уровень жизни населения остается крайне низким и сопровождается широкомасштабной бедностью.
2.2 Государственная политика занятости
Как и любое
экономическое явление, безработица
не может рассматриваться
Рассмотрим безработицу как благо. В основе такой оценке может лежать только умеренная безработица.
Во-первых, с экономической точки зрения безработица представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который всегда можно задействовать. Например, при структурной перестройке или сезонном колебании спроса на рабочую силу. Если представить себе ситуацию, при которой существует абсолютно полная занятость, то тогда возникают проблемы обеспечения рабочей силой новых рабочих мест. Инвестиционные процессы начинают тормозиться, что может даже оказать негативное влияние на общую эффективность развития экономики страны.
Во-вторых, с психологической точки зрения умеренная безработица повышает дисциплину труда. Здесь действует такой стимул, как риск потери работы. Это заставляет сотрудника не только вовремя и в надлежащем виде приходить на свое рабочее место, но и добровольно трудиться, выдавая высококачественную продукцию.
В-третьих, с демографической точки зрения умеренная безработица может содействовать оптимизации структуры занятости по половозрастному признаку. Если, например, в тот или иной период в структуре занятых преобладает женский труд, то это может сказаться не только на воспитании подрастающего поколения, но и на самой рождаемости. В этом случае умеренная безработица, вбирая в себя, прежде всего женщин, может внести коррективы в структуру занятости и тем самым способствовать решению демографических проблем в стране.
В-четвертых, с политической точки зрения умеренная безработица способствует предпринимательской деятельности, охлаждая пыл наемных работников и профсоюзов, которые выдвигают непомерно высокие требования в области улучшений условий труда. В целом, как правило, это стабилизирует политическую ситуацию в стране или способствует в известной мере этому процессу.
Итак, умеренная
безработица (в пределах 3-5% общего количества
дееспо-собного населения) является
благом. Но как только она начинает
переходить за этот уровень, т. е. 5%-ный
предел, начинают все отчетливее проявляться
отрицательные стороны
Во-первых, безработица снижает экономический потенциал общества за счет его недоиспользования. Это ведет к следующим потерям:
- снижению объема (по сравнению с возможным) ВНП;
- падению покупательского спроса;
- сокращению сбережений;
- торможению инвестиционного процесса;
- снижению предложения;
- спаду производства.
Безработица также приводит к потере квалификации высвободившихся работников и, как следствие, к устойчивому снижению производительности их труда. Исследования показали, что даже после двух- трехмесячного перерыва работник выходит на прежнюю производительность труда примерно через 6-7 месяцев.
Во-вторых, с социальной точки зрения безработица содействует криминализации общества.
В-третьих, с безработицей связывается ухудшение психического здоровья нации. Медики утверждают, что отрицательная реакция, полученная при извещении об увольнении, по-своему воздействию на психику человека равнозначна реакции на сообщение ос смерти самых близких родственников и сильнее сообщения о тюремном заключении.
В-четвертых, безработица может усиливать политическую нестабильность общества, способствуя возникновению социальных катаклизмов.
Государств на Западе проводит специальные меры по защите наемных работников от безработицы. Предусматривается обеспечить экономическую безопасность трудящихся по следующим направлениям:
1. Регулирование
занятости. Государство
- в период
массовой безработицы
- рекомендует
проводить на предприятиях «
- досрочно увольняет
на пенсию работников
- создает новые
рабочие места и организует
общественные работы (постройку
высококачественных дорог и т.